Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественная градостроительная экспертиза.



Положения общего градостроительного законодательства субъектов РФ определяют полномочия органов власти и органов местного самоуправления, в том числе при участии общественности в градостроительной деятельности, устанавливают права и обязанности граждан и общественности в градостроительных процедурах. Особая правовая регламентация определяет деятельность профессионально-творческих организаций в области градостроительства и учет интересов при градостроительстве такой группы населения, как инвалиды. В целом общее градостроительное законодательство субъектов РФ определяет такие формы участия общественности в градостроительстве, как информирование населения; участие граждан в принятии градостроительных решений, в т.ч. и принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих градостроительную деятельность; общественные слушания по градостроительной деятельности; общественная градостроительная экспертиза, референдумы, собрания, сходы и т.д. Кроме того, общее градостроительное законодательство субъектов РФ устанавливает административный и судебный порядок разрешения градостроительных споров, возмещения вреда при градостроительных правонарушениях в административном и судебном порядке, привлечение виновных лиц к юридической ответственности, осуществление общественного градостроительного контроля.

Общественное обсуждение градостроительной документации и проектов застройки - один из немногих случаев, когда требования к процедурам участия зафиксированы законодательно. Основой правового поля является Градостроительный Кодекс РФ. Однако реализация требований федерального закона на практике оказывается достаточно сложной и зависит от условий конкретного города. В Градостроительном Кодексе общественная (независимая) экспертиза только упоминается: "граждане имеют право...". Однако там содержится важная норма о том, что результаты общественных экспертиз могут использоваться гражданами для защиты своих прав в суде.

Все знают, что в России плохие законы, но мало кто их читал. Тем более, если речь идет о "чужих" отраслях права. Так вот, общественная экспертиза - это понятие и процедура, которые четко определены в экологическом и градостроительном законодательстве. Причем в экологическом - лучше, в смысле, полнее.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" выделяет два вида экспертиз: государственную (ГЭЭ) и общественную (ОЭЭ). Государственная - обязательна для всех проектов хозяйственной деятельности, а также проектов планов, программ и законопроектов; общественная - проводится по желанию заинтересованной общественности. Государственная экспертиза организуется специально уполномоченным федеральным органом (сейчас это Министерство природных ресурсов), а общественная - общественной организацией, имеющей соответствующую запись в уставе (внимание, никакого лицензирования не предусмотрено!). Уполномоченный орган берет деньги с заказчика проектной документации по строгой, а общественная организация - собирает, с кого придется. На этом разница заканчивается. Общественная экспертиза обязана руководствоваться теми же нормативно-правовыми актами РФ, что государственная. Эксперты ОЭЭ и ГЭЭ несут одинаковую ответственность по закону - за нарушение процедуры, за ложные выводы.

Да, вот еще отличие: выводы государственной и общественной экспертиз становятся нормативным актом после их утверждения приказом по министерству, но выводы ГЭЭ утверждаются почти всегда, а выводы ОЭЭ - почти никогда. Логика чиновников ясна: "откуда я знаю, кто вам делал экспертизу, откуда эти выводы?". (Тот же самый вопрос задают общественные организации, когда им предъявляют результаты государственной экспертизы.)

Важным нормативным источником общественного участия является ст. 9 Конституции РФ. Положение об использовании земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, является обоснованием законной заинтересованности населения в решении самых разных вопросов землепользования и природопользования.

Такую основу составляют не только предоставленные гражданам права, но также и закрепленные за ними обязанности по охране окружающей природной среды - ст. 58 Конституции РФ, ч.3 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Включение обязанностей в институт участия необходимо во избежание одностороннего подхода к оценке юридической природы данного явления.

К принципам общественного участия можно отнести следующие:

• - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

• - гласность и учет общественного мнения;

• - участие общественности на максимально возможной ранней стадии принятия экологически значимых решений, с целью рассмотрения и учета материалов, отражающих общественное мнение, для доработки по предложенным рекомендациям и замечаниям;

• - достоверность и полнота информации, представленной общественности;

• - открытость и объективность процесса общественного участия;

• - приоритетность экологических аспектов над социальными, экономическими и другими аспектами хозяйственной и иной деятельности;

• - ответственность заинтересованных сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение процедуры общественного участия.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.