Положения общего градостроительного законодательства субъектов РФ определяют полномочия органов власти и органов местного самоуправления, в том числе при участии общественности в градостроительной деятельности, устанавливают права и обязанности граждан и общественности в градостроительных процедурах. Особая правовая регламентация определяет деятельность профессионально-творческих организаций в области градостроительства и учет интересов при градостроительстве такой группы населения, как инвалиды. В целом общее градостроительное законодательство субъектов РФ определяет такие формы участия общественности в градостроительстве, как информирование населения; участие граждан в принятии градостроительных решений, в т.ч. и принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих градостроительную деятельность; общественные слушания по градостроительной деятельности; общественная градостроительная экспертиза, референдумы, собрания, сходы и т.д. Кроме того, общее градостроительное законодательство субъектов РФ устанавливает административный и судебный порядок разрешения градостроительных споров, возмещения вреда при градостроительных правонарушениях в административном и судебном порядке, привлечение виновных лиц к юридической ответственности, осуществление общественного градостроительного контроля.
Общественное обсуждение градостроительной документации и проектов застройки - один из немногих случаев, когда требования к процедурам участия зафиксированы законодательно. Основой правового поля является Градостроительный Кодекс РФ. Однако реализация требований федерального закона на практике оказывается достаточно сложной и зависит от условий конкретного города. В Градостроительном Кодексе общественная (независимая) экспертиза только упоминается: "граждане имеют право...". Однако там содержится важная норма о том, что результаты общественных экспертиз могут использоваться гражданами для защиты своих прав в суде.
Все знают, что в России плохие законы, но мало кто их читал. Тем более, если речь идет о "чужих" отраслях права. Так вот, общественная экспертиза - это понятие и процедура, которые четко определены в экологическом и градостроительном законодательстве. Причем в экологическом - лучше, в смысле, полнее.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" выделяет два вида экспертиз: государственную (ГЭЭ) и общественную (ОЭЭ). Государственная - обязательна для всех проектов хозяйственной деятельности, а также проектов планов, программ и законопроектов; общественная - проводится по желанию заинтересованной общественности. Государственная экспертиза организуется специально уполномоченным федеральным органом (сейчас это Министерство природных ресурсов), а общественная - общественной организацией, имеющей соответствующую запись в уставе (внимание, никакого лицензирования не предусмотрено!). Уполномоченный орган берет деньги с заказчика проектной документации по строгой, а общественная организация - собирает, с кого придется. На этом разница заканчивается. Общественная экспертиза обязана руководствоваться теми же нормативно-правовыми актами РФ, что государственная. Эксперты ОЭЭ и ГЭЭ несут одинаковую ответственность по закону - за нарушение процедуры, за ложные выводы.
Да, вот еще отличие: выводы государственной и общественной экспертиз становятся нормативным актом после их утверждения приказом по министерству, но выводы ГЭЭ утверждаются почти всегда, а выводы ОЭЭ - почти никогда. Логика чиновников ясна: "откуда я знаю, кто вам делал экспертизу, откуда эти выводы?". (Тот же самый вопрос задают общественные организации, когда им предъявляют результаты государственной экспертизы.)
Важным нормативным источником общественного участия является ст. 9 Конституции РФ. Положение об использовании земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, является обоснованием законной заинтересованности населения в решении самых разных вопросов землепользования и природопользования.
Такую основу составляют не только предоставленные гражданам права, но также и закрепленные за ними обязанности по охране окружающей природной среды - ст. 58 Конституции РФ, ч.3 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Включение обязанностей в институт участия необходимо во избежание одностороннего подхода к оценке юридической природы данного явления.
К принципам общественного участия можно отнести следующие:
• - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
• - гласность и учет общественного мнения;
• - участие общественности на максимально возможной ранней стадии принятия экологически значимых решений, с целью рассмотрения и учета материалов, отражающих общественное мнение, для доработки по предложенным рекомендациям и замечаниям;
• - достоверность и полнота информации, представленной общественности;
• - открытость и объективность процесса общественного участия;
• - приоритетность экологических аспектов над социальными, экономическими и другими аспектами хозяйственной и иной деятельности;
• - ответственность заинтересованных сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение процедуры общественного участия.