Законодательство в области архитектуры и градостроительства не содержится в исчерпывающих перечнях ст. 71 и 72 Конституции РФ, т.е. оно не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, законодательство об архитектуре и градостроительстве, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, относится к предметам ведения субъектов РФ; в свою очередь, субъекты РФ вправе осуществлять собственное законодательное регулирование в этих отраслях (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ в этой сфере будут действовать нормы закона субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Само законодательство о градостроительстве представляет собой сложную систему институтов права, которые могут быть отнесены не только непосредственно к градостроительной деятельности, но и к другим отраслям законодательства, находящимся уже не в собственном, а в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В градостроительном законодательстве комплексные межотраслевые правовые институты, принадлежащие смежным, «родственным» градостроительству отраслям законодательства, регулируются в конституционно-правовом поле в соответствии с фундаментальными принципами российского федерализма.
Так, вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий образуют в составе градостроительного законодательства комплексные правовые институты, которые принадлежат не только градостроительству, но и законодательству об охране окружающей среды, относящемуся, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это утверждение справедливо и в отношении вопросов охраны памятников истории и культуры, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, образующих межотраслевые институты с другими отраслями российского законодательства. По всем этим вопросам субъект РФ вправе осуществлять опережающее (конкурирующее) законодательное регулирование, но обязан приводить свои законы в соответствие с федеральным законодательством.
Более сложная ситуация складывается с вопросами владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и иными природными ресурсами. В той части, где нормы градостроительного законодательства образуют комплексные институты с земельным, водным законодательством, законодательством о недрах и иных природных ресурсах, данные вопросы должны быть отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В случае противоречия федерального нормативного акта нормативному акту субъекта РФ, принятому по данным предметам ведения, будет действовать, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, нормативно-правовой акт субъекта РФ.
57 Законы РФ и законы субъектов РФ как источник права в градостроительной деятельности. Структура законодательных актов в градостроительной деятельности
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. Статья 3.
1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Градостроительный кодекс
закон о техническом регулировании закон о сан-эпидемиологическом благополучии населения