Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интерференция света: общие сведения.



Астраханский Государственный Технический Университет

 

КАФЕДРА ФИЗИКИ

Лабораторная работа №4

по теме:

«Изучение интерференции световых волн с помощью щелей Юнга»

 

Выполнил:

студент 2-го курса гр. ДТКК-21б/1

Курбатов Сергей

Проверила:

доц. кафедры физика

Быкова В.П.

 

 

Допуск к л.р. _______

Выполнение л.р. _______

Зачтено _______

 

 

Астрахань 2014

Лабораторная работа №4

Изучение интерференции световых волн с помощью щелей Юнга

Цель работы: проверить основные соотношения теории интерференции, определить длину волны лазерного излучения.

Оборудование: модули: микропроектор 2, конденсор 5, объектив 6, кассета в двухкоординатном держателе 8; объекты: щели 23 и 24, пары щелей 27 и 28; лист бумаги.

 

Краткая теория

Интерференция света: общие сведения.

Колебания, протекающие согласованно, называют когерентными. Для колебаний, близких к гармоническим, когерентность означает постоянную во времени разность фаз δ.

При сложении двух когерентных волн наблюдается явление интерференции, заключающееся в том, что интенсивность I результирующей волны не равна сумме интенсивностей I1 и I2 складываемых волн:

. (4.1)

Если разность фаз складываемых колебаний постоянна во времени и равна δ, то . Если δ=2kπ (k – целое), то интенсивность максимальна, если δ=(2k+1)π – минимальна. Соответствующие интенсивности равны

, (4.2)

(4.3)

Если I1=I2, то в минимуме Imin= – свет плюс свет дает темноту. Как правило, в разных точках пространства величина δ имеет разные значения, и возникает чередование темных и светлых полос, называемое интерференционной картиной. Расстояние между соседними светлыми или соседними темными полосами (т.е. между соседними максимумами или минимумами интенсивности) называют шириной интерференционной полосы.

Разность фаз δ определяется оптической разностью хода Δ:

, где ,

L2 и L1 – «оптические длины» 2-х лучей, идущих от источника до точки наблюдения, – длина волны излучения в вакууме. Отрезку луча длиной l в среде с показателем преломления n соответствует оптическая длина L=nl. Для луча, прошедшего от точки A до тоски B:

. (4.5)

Условия интерференционного максимума и минимума:

max: , k – целое, (4.6)

min: , k – целое, (4.7)

где λ0 – длина волны излучения в вакууме.

В общем случае можно записать:

. (4.8)

Параметр называют порядком интерференции. Целым соответствуют максимумы интенсивности, полуцелым – минимумы. Изменению на единицу соответствует переход на соседнюю интерференционную полосу.

 

Рис. 4.1.  
Рис. 4.2.  

Две плоские волны с малым углом между направлениями распространения, в плоскости, перпендикулярной среднему направлению распространения, дают интерференционную картину (рис. 4.1) в виде чередующихся темных и светлых полос.

Ширина полосы (расстояние между соседними минимумами или соседними максимумами):

. (4.9)

Волны, пришедшие на экран Э от достаточно удаленных точечных источников и (рис. 4.2), можно в области экрана Э считать плоскими. Очевидно, , где h –расстояние между точечными источниками, l – расстояние от плоскости источников до экрана ( ), соответственно

. (4.10)

 

Опыт Юнга.

В качестве источников используются две щели, освещаемые излучением лазера. Вследствие дифракции пучки излучения после щелей получаются расходящимися, благодаря чему перекрываются и дают интерференционную картину (рис. 4.3а). Однако, при освещении щелей плоской волной, пучки не успевают пересечься в пределах длины нашей установки.

Рис. 4.3.

 

Поэтому мы освещаем щели сходящейся волной (рис. 4.3.б), полученной с помощью короткофокусной линзы и объектива.

Схема опыта приведена на рис. 4.4. Пучок лазера превращается конденсором Л1 и объективом О в волну, сфокусированную в объектной плоскости Э2 линзы Л2 микропроектора с координатой риски . При этом на экране установки Э3 видна яркая точка малых размеров. Исследуемые объекты (щели, пары щелей) помещаются в кассете для экранов (модуль 8) в плоскости Э1 с координатой . При этом в плоскости Э2 образуется интерференционная или дифракционная картина, которая в увеличенном виде наблюдается на экране Э3. Для наблюдения и измерения параметров самих объектов их помещают в кассету в объектной плоскости линзы Э2, а объектив О смещают так, чтобы волна расфокусировалась и осветила всю поверхность объекта. При этом на экране установки Э3 возникает увеличенное изображение объектов.

 

Рис. 4.4.

В схеме на рис. 4.4 и последующих вместо реального положения экрана Э3`, показанного пунктиром, дается положение Э3, в котором игнорируется излом лучей зеркалом микропроектора.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.