Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления



Местное самоуправление, с одной стороны, является одной форм осуществления народовластия в Российской Федерации, с другой стороны, представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения исходя из их интересов с учетом исторических и иных местных традиций.

В целях дальнейшего развития демократических процессов на муниципальном уровне и эффективного решения вопросов местного значения Конституция Российской Федерации (п. 2 ст. 130) и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1 ст. 3) закрепляют организационно-правовые формы (элементы) осуществления местного самоуправления. Ими являются не только рассмотренные выше формы прямого волеизъявления населения муниципального образования, но и выборные и другие органы местного самоуправления.

Особенности правового статуса органов местного самоуправления определяются положениями Конституции Российской Федерации:

во-первых, согласно статье 12 они не входят в систему органов государственной власти;

во-вторых, в соответствии с частью 1 ст. 132 — самостоятельны в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т.д.);

в-третьих, в соответствии с частью 2 ст. 132 могут наделяться подконтрольными со стороны органов государственной власти от дельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Анализ норм Конституции, а также принятых в их развитие федерального и региональных законов свидетельствует о двойственности (дуализме) правового положения органов местного самоуправления, которые, с одной стороны, не являются государственными органами, а с другой стороны, не могут быть отделены от единой системы народовластия, от решения общегосударственных задач и функций.

Органы местного самоуправления обладают практически всеми признаками, отличающими государственный орган (орган государственной власти), прежде всего установленными в Конституции и законодательстве функциями и властными полномочиями, обеспечиваемыми государственным принуждением. Кроме этого, как и государственные органы, органы местного самоуправления имеют структуру, свои формы работы, формируются (реформируются) в точном соответствии с законом.

С учетом высказанных замечаний и опираясь на представленные в статье 2 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основные термины и понятия, можно дать определение органов самоуправления.

Под органами местного самоуправления следует понимать избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организаци-онно-правовых формах, установленных законодательством.

Согласно пункту 1 ст. 34 данного Федерального закона в структуру органов местного самоуправления входят:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольный орган муниципального образования;

— иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В целях обеспечения демократического, конституционного и соответствующего европейским муниципально-правовым стандартам развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации в указанном Федеральном законе закрепляются обязательные для всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требования:

1) наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в данном Федеральном законе, когда:

2) уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим и полномочия председателя представительного органа муниципального образования (п. 2 ст. 34);

3) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции (п. 1 и 2 ст. 25);

4) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В Законе (п. 5 ст. 34) устанавливаются также особые требования к порядку определения структуры органов местного самоуправления. Так, структура таких органов в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по данному вопросу осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Такая инициатива должна последовать в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования от группы его избирателей численностью не менее 3% от общей численности жителей, обладающих избирательным правом в форме представления в избирательную комиссию субъекта Федерации подписных листов.

Избирательная комиссия проверяет подлинность собранных подписей граждан, назначает дату проведения местного референдума (схода граждан), осуществляет иные меры по их организации и проведению. Полномочия местной администрации по организационному и материально-техническому обеспечению проведения местного референдума (схода граждан) осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

В основе организации и деятельности органов местного самоуправления лежат принципы, которые находят свое отражение в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве. Такого рода принципы традиционно выделяются и анализируются в юридической науке с учетом того, что они представляют собой «научное или нравственное начало, основание, правило, основу, от которой не отступают».

Из их числа можно выделить принципы:

демократического характера организации и деятельности органов местного самоуправления;

разделения властей;

территориальной организации органов местного самоуправления;

самостоятельности (обособленности) органов местного самоуправления;

властного характера деятельности органов местного самоуправления.

Демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления

Принцип разделения властей

Принцип территориальной организации органов местного самоуправления

Принцип самостоятельности

Принцип властного характера деятельности

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.