НЕ ДОВЕРЯЙ ДРУЗЬЯМ БЕЗГРАНИЧНО, НАУЧИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРАГОВ
ЗАКОН 3
СКРЫВАЙ СВОИ НАМЕРЕНИЯ
ЗАКОН 4
ВСЕГДА ГОВОРИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ
ЗАКОН 5
ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ РЕПУТАЦИИ - БЕРЕГИ ЕЕ ЦЕНОЙ ЖИЗНИ
ЗАКОН 6
ЗАВОЕВЫВАЙ ВНИМАНИЕ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
ЗАКОН 7
ЗАСТАВЬ ДРУГИХ РАБОТАТЬ НА СЕБЯ И ПОЛЬЗУЙСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ
ЗАКОН 8
ВЫНУЖДАЙ ЛЮДЕЙ ПОДОЙТИ К СЕБЕ, ЕСЛИ НУЖНО, ИСПОЛЬЗУЙ ПРИМАНКУ
ЗАКОН 9
ДОБИВАЙСЯ ПОБЕДЫ ДЕЙСТВИЯМИ, А НЕ ДОВОДАМИ
ЗАКОН 10
ИНФЕКЦИЯ: ИЗБЕГАЙ НЕВЕСЕЛЫХ И НЕВЕЗУЧИХ
ЗАКОН Петр.
СТАРАЙСЯ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ЗАВИСЕЛИ ОТ ТЕБЯ
ЗАКОН 12
ПРОЯВЛЯЙ ИНОГДА ЧЕСТНОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ, ЧТОБЫ ОБЕЗОРУЖИТЬ СВОЮ ЖЕРТВУ
ЗАКОН 13
ПОПРОСИВ О ПОМОЩИ, ВЗЫВАЙ К СВОЕКОРЫСТИЮ ЛЮДЕЙ И НИКОГДА - К ИХ МИЛОСТИ ИЛИ ВЕЛИКОДУШИЮ
ЗАКОН 14
ИГРАЙ РОЛЬ ДРУГА, ДЕЙСТВУЙ, КАК ШПИОН
ЗАКОН 15
РАЗБЕЙ ВРАГА ПОЛНОСТЬЮ
ЗАКОН 16
ИСПОЛЬЗУЙ СВОЕ ОТСУТСТВИЕ, ЧТОБЫ ПРЕУМНОЖИТЬ УВАЖЕНИЕ И ЧЕСТЬ
ЗАКОН 17
ДЕРЖИ ДРУГИХ В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ: ПОДДЕРЖИВАЙ АТМОСФЕРУ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ
ЗАКОН 18
НЕ СТЮЙ КРЕПОСТЕЙ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ: ИЗОЛЯЦИЯ ОПАСНА
ЗАКОН 19
ЗНАЙ, С КЕМ ИМЕЕШЬ ДЕЛО: НЕ НАНОСИ ОБИДУ КОМУ НЕ СЛЕДУЕТ
ЗАКОН 20
НИ С КЕМ НЕ ОБЪЕДИНЯЙСЯ
ЗАКОН 21
ПРИКИНЬСЯ ПРОСТАКОМ, ЧТОБЫ НАДУТЬ ПРОСТАКА: КАЖИСЬ ГЛУПЕЕ СВОЕЙ МИШЕНИ
ЗАКОН 11
ИСПОЛЬЗУЙ ТАКТИКУ КАПИТУЛЯЦИИ: ОБРАТИ СЛАБОСТИ В СИЛУ
ЗАКОН 23
КОНЦЕНТРИРУЙ СВОИ СИЛЫ
ЗАКОН 14
ПОСТУПАЙ КАК ИСТИННЫЙ ПРИДВОРНЫЙ
ЗАКОН 25
СОТВОРИ СЕБЯ ЗАНОВО
ЗАКОН 26
ДЕРЖИ РУКИ ЧИСТЫМИ
ЗАКОН 27
ИГРАЙ НА НУЖДАХ ЛЮДЕЙ, СОЗДАВАЯ АРМИЮ ФАНАТИЧНЫХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ
ЗАКОН 28
ПРИСТУПАЙ К ДЕЛУ БЕЗ КОЛЕБАНИЙ
ЗАКОН 29
ПЛАНИРУЙ ВСЕ ДО САМОГО КОНЦА
ЗАКОН 30
ДОБИВАЯСЬ УСПЕХА, НЕ ПОКАЗЫВАЙ УСИЛИЙ
ЗАКОН 31
КОНТРОЛИРУЙ ВСЕ ВАРИАНТЫ: ПУСТЬ ДРУГИЕ ИГРАЮТ КАРТАМИ, КОТОРЫЕ СДАЕШЬ ТЫ
ЗАКОН 32
ИГРАЙ НА ЛЮДСКИХ ФАНТАЗИЯХ
ЗАКОН 33
ЗНАЙ СЛАБЫЕ СТРУНКИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
ЗАКОН 34
БУДЬ ЦАРСТВЕННЫМ НА СВОЙ МАНЕР: ВЕДИ СЕБЯ КАК КОРОЛЬ - И БУДЕШЬ ПРИНЯТ КАК КОРОЛЬ
ЗАКОН 35
ОВЛАДЕЙ ИСКУССТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
ЗАКОН 36
ПРЕЗИРАЙ ТО, ЧЕМ НЕ МОЖЕШЬ ОБЛАДАТЬ: ИГНОРИЮВАНИЕ - ЛУЧШАЯ МЕСТЬ
ЗАКОН 37
СОЗДАВАЙ НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ЗРЕЛИЩА
ЗАКОН 38
ДУМАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ, НО ДЕЙСТВУЙ КАК ВСЕ
ЗАКОН 39
МУТИ ВОДУ, ЧТОБЫ ПОЙМАТЬ РЫБКУ
ЗАКОН 40
С ПРЕЗРЕНИЕМ ОТВЕРГАЙ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЕДЫ
ЗАКОН 41
СТАРАЙСЯ НЕ ИДТИ ПО СТОПАМ ВЕЛИКИХ
ЗАКОН 42
ПОРАЗИ ПАСТЫРЯ - И ПАСТВА РАССЕЕТСЯ
ЗАКОН 43
ЗАВОЕВЫВАЙ СЕРДЦА И УМЫ ОКРУЖАЮЩИХ
ЗАКОН 44
ОБЕЗОРУЖИВАЙ И ПРИВОДИ В ЯЮСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭФФЕКТА ЗЕРКАЛА
ЗАКОН 45
ПРОПОВЕДУЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН, НО НЕ СЛИШКОМ
УВЛЕКАЙСЯ РЕФОРМАМИ
ЗАКОН 46
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ КАЖИСЬ СЛИШКОМ СОВЕРШЕННЫМ
ЗАКОН 47
НЕ ЗАХОДИ ДАЛЬШЕ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ; ПОБЕЖДАЯ, ЗНАЙ, КОГДА ОСТАНОВИТЬСЯ
ЗАКОН 48
ОБРЕТИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ФОРМЫ
Искусство ОБОЛЬЩЕНИЯ
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ТИПЫ ОБОЛЬСТИТЕЛЕЙ
Сирена
Повеса
Идеальный Возлюбленный
Денди
Естественный
Кокетка
Чаровник
Харизматик
Звезда
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРОЦЕСС ОБОЛЬЩЕНИЯ
1 Выбери подходящую жертву
2 Создай обманчивое ощущение безопасности: чтобы не спугнуть,
подбирайся кружным путем
3 Подавай противоречивые знаки
4 Предстань предметом вожделений - создавай треугольники
5 Создай потребность - возбуди тревогу и неудовлетворенность
6 Овладей искусством внушения
7 Проникнись духом жертвы
8 Создай соблазн
9 Томи неизвестностью - что же дальше?
10 Сей смятение, прибегая к великой силе слова
11 Не пренебрегай деталями
12 Поэтизируй свой образ
13 Обезоруживай, представляясь слабым и уязвимым
14 Смешай мечту с реальностью
15 Изолируй свою жертву
16 Покажи себя
17 Возвращение в прошлое
18 Попирай запреты и табу
19 Обращайся к духовным соблазнам
20 Смешивай наслаждение с болью
21 Время падения – погоня за преследователем
22 Обращение к плотским соблазнам
23 Искусство решительного шага
24 Остерегайся наступления реакции
Законов власти
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ощущение отсутствия власти над людьми и событиями для нас обычно невыносимо — бессилие заставляет чувствовать себя несчастным. Никто не стремится к тому, чтобы иметь меньше власти; каждый хочет получить ее побольше. В сегодняшнем мире, однако, небезопасно выглядеть слишком охочим до власти, не скрывать своего стремления к ней. Нам следует казаться славными, честными и скромными. Так что приходится применять тонкое искусство — быть благонамеренным, но хитрым, демократичным и — неискренним.
Такая постоянная двойственность более всего напоминает происходившие в старину игры при дворе царственных особ. В ходе истории двор всегда формировался вокруг властной особы — короля, королевы, императора или, иными словами, лидера. Придворные, составлявшие двор, зачастую находились в очень и очень щекотливом положении: с одной стороны, необходимо было прислуживать своим повелителям, но с другой, если это выглядело откровенным лизоблюдством, слишком неприкрытым заискиванием, другие придворные не упускали случая выступить против них. Поэтому приходилось идти на ухищрения, чтобы попытки заслужить милость монарха не выглядели слишком откровенными. И даже опытные придворные, способные на такую тонкость, все же должны были помнить о мерах защиты от соперников, готовых в любой момент оттолкнуть их.
Предполагалось в то же время, что двор являет собой цвет утонченности и цивилизованности. Грубое и неприкрытое рвение к власти не поощрялось, придворные действовали исподтишка, скрытно противодействуя любому, кто применял силу. Это была дилемма жизни при дворе: являя собой внешне образец элегантности и благородства, придворные старались как можно более незаметно и утонченно перехитрить и обойти противника. Удачливый придворный со временем постигал науку извилистых путей, обучался наносить удар в спину противника рукой в бархатной перчатке и со сладчайшей улыбкой на лице. Вместо того чтобы применять насилие или прямую угрозу, истинный придворный добивался своего с помощью стратегии обольщения, хитрости, пуская в ход обаяние и интриги, всегда обдумывая план действий на много шагов вперед. Жизнь при дворе представляла собой бесконечную игру, которая требовала от участников постоянной бдительности и тактического мышления. Это была учтивая война.
Сегодня мы сталкиваемся с очень похожим парадоксом: всё должно быть цивилизованным, приличным, демократичным и честным — на вид. Но если мы играем, слишком уж точно придерживаясь этих правил, понимаем их слишком буквально, нас сомнут противники, если только они не такие же простаки. Как писал великий дипломат и придворный эпохи Возрождения Никколо Макиавелли: «Всякий, кто старается все время быть хорошим, неизбежно в конце концов окажется погребенным среди огромного множества тех, кто нехорош».
Двор воспринимал сам себя как кульминацию изысканности, но под блестящей оболочкой скрывались темные страсти — алчность, зависть, похоть, ненависть клокотали, как в кипящем котле. Вот и наш сегодняшний мир воспринимает себя как кульминацию добродетели, но всё те же неприглядные страсти по-прежнему бушуют в нас, как это и было всегда. Правила остаются неизменными. Внешне вы обязаны уважать честную игру, но на деле, если только вы не совсем простак, быстро научаетесь расчетливости и осмотрительности и поступаете по совету Наполеона: надеваете бархатную перчатку на железную руку. Если, подобно придворному давних времен, вы сможете овладеть искусством действовать исподтишка, обучитесь очаровывать, льстить, плести интриги и изящно обводить вокруг пальца своих соперников, вы достигнете самых высот власти. Вы будете подчинять людей своей воле так, что они и не заметят, как это произошло. А если они не поймут, что вы сделали, они никоим образом не смогут противостоять и сопротивляться вам.
Отнеситесь к «48 законам власти» как к своеобразному руководству, которое обучает искусству выбирать окольные пути. Прочитав книгу, вы познакомитесь с властью и ее свойствами. Применяя же их на практике, получите возможность жить припеваючи и добиваться успехов, искусно манипулируя окружающими и при этом выглядя в их глазах воплощением порядочности и добродетели.
ЗАКОН
НИКОГДА
НЕ ЗАТМЕВАЙ
ГОСПОДИНА
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Всегда добивайтесь, чтобы те, кто главенствует, комфортно чувствовали себя наверху. В стремлении угодить им или произвести впечатление не заходите слишком далеко, демонстрируя свои таланты,— иначе вы рискуете добиться обратного: вселить в них страх и неуверенность. Заставьте ваших начальников казаться более блистательными, чем они есть,— и вы достигнете вершин власти.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
У каждого есть свои комплексы. Выйдя в мир и предъявив свои таланты, вы сталкиваетесь с завистью, неприятием и другими проявлениями неуверенности. К этому нужно быть готовым. Вы не сможете прожить, стараясь пощадить чувства других. С теми, кто выше вас, однако, следует применить иной подход: когда речь идет о власти, затмить старшего по положению, возможно, самая грубая ошибка из всех.
Не обманывайте себя, думая, будто жизнь сильно изменилась со времен Людовика XIV или Медичи. Те, кто стоит на верхних ступеньках, по-прежнему короли и королевы: они хотят чувствовать себя уверенно на своем месте и превосходить других умом и обаянием. Грубейшее, но обычное заблуждение — считать, что, демонстрируя и проявляя свои таланты и способности, вы заслужите одобрение начальника. Он может поблагодарить, но при первой возможности заменит вас кем-то не таким умным, не таким ярким, не таким привлекательным.
Этот закон включает два правила, которые нужно запомнить. Первое: стоящего выше можно затмить неумышленно, просто оставаясь собой. Среди занимающих высокое положение есть неуверенные в себе больше других, неуверенные чудовищно. Вы можете заслонить их своим обаянием и привлекательностью, свойствами вашей натуры.
Второе: никогда не воображайте, что если начальник вас любит, то вы вольны делать что хотите. Можно написать не одну книгу о фаворитах, вышедших из милости лишь потому, что они приняли свое положение обласканных за позволение затмить господина.
Зная, как опасно заслонять собой владыку, вы можете обратить этот закон в свою пользу. Прежде всего нужно льстить и раздувать самомнение вашего начальника. Открытая лесть может быть эффективной, но имеет свои пределы; это слишком прямой и очевидный путь, и выглядит он плохо в глазах других подчиненных. Если, например, вы умнее вышестоящего, старайтесь, чтобы выглядело наоборот. Дайте ему возможность казаться умнее вас. Изображайте наивность. Покажите, что вы нуждаетесь в его опыте. Допускайте безобидные ошибки, которые не повредят вам в дальнейшем, но позволят обратиться к нему за помощью. Повелители обожают такие просьбы. Начальник, лишенный возможности излить на вас сокровища своего опыта, может вместо этого направить на вас свою злобу и обиду.
Если вы мыслите более творчески, чем ваш руководитель, припишите ему свои идеи, причем по возможности публично. Ясно покажите, что ваши рекомендации — лишь отголосок его рекомендаций.
Если вы по природе более общительны или великодушны, чем он, тщательно следите, как бы не стать облаком, закрывающим его сияние от других. Ваш непосредственный руководитель должен являться словно солнце, излучать мощь и великолепие, быть в центре внимания.
Во всех этих случаях скрыть свою силу не означает проявить слабость, ведь в результате это ведет к власти. Давая другим затмить себя, вы продолжаете владеть ситуацией, вместо того чтобы быть жертвой их неуверенности. Все это пригодится в тот день, когда вам придет пора подняться на более высокую ступень. Если вы поможете властителю засиять в глазах других, вы для него — поистине дар богов и должны будете немедленно возвыситься.
Образ: Звезды в небе. На небе может быть только одно Солнце. Никогда не загораживай солнечный свет и не соперничай с сиянием светила; лучше поблекнуть, уйти с небосклона и найти способ увеличить яркость свечения вышестоящего.
Авторитетное мнение: «Старайся не заслонять господина. Любое превосходство отвратительно, но превосходство вассала над его князем не просто глупо, оно фатально. Это урок, который нам преподают звезды в небе — они, возможно, сродни Солнцу и так же ярко сияют, но никогда не появляются в его обществе».
Бальтазар Грациан (1601—1658)
ЗАКОН
НЕ ДОВЕРЯЙ ДРУЗЬЯМ
БЕЗГРАНИЧНО,
НАУЧИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ВРАГОВ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Будьте настороже с друзьями — они скорее предадут, так как легко поддаются зависти. К тому же они быстро становятся баловнями и тиранами. Но призовите на службу бывшего врага, и он будет лояльнее друга, потому что ему есть что доказывать. В самом деле, вам следует больше опасаться друзей, нежели врагов. Если у вас нет врагов, найдите способ ими обзавестись.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Это естественно — пытаться воспользоваться помощью друзей, когда это необходимо. Мир — суровое место, и ваши друзья часто смягчают суровость. Кроме того, вы их знаете. Зачем полагаться на чужака, если рядом друг?
Беда, однако, в том, что зачастую вы не так уж хорошо знаете своих друзей, как вам кажется. Друзья часто соглашаются с вами, просто чтобы не ссориться. Они тщательно маскируют свои непривлекательные черты, они громко смеются над шутками друг друга. Поскольку честность редко способствует укреплению дружбы, вы можете так и не узнать истинных чувств вашего друга. Друзья скажут, что им нравятся ваши стихи, они будут восторгаться вашей музыкой, они будут по-хорошему завидовать вашему вкусу в одежде — возможно, их восхищение искреннее, но часто это не совсем так.
Если вы решаете нанять друга на работу, постепенно вам предстоит открыть для себя качества, которые он или она до сих пор скрывали. Как ни странно, ваш добрый поступок совершенно нарушает равновесие. Людям нравится думать, что они заслужили свою удачу. Действительность может принести разочарование и горечь: оказывается, выбор на вас пал по дружбе, то есть не по заслугам. Трещина постепенно становится заметнее: чуть больше откровенности в высказываниях, порой вспышки обиды и зависти — и не успеете вы оглянуться, как дружбе конец. Чем больше вы употребите даров и благодеяний, пытаясь оживить дружбу, тем меньше будет благодарность.
Сложность с использованием или приглашением на работу друзей заключается в том, что это неизбежно ограничивает вашу власть. Друг — редко тот, кто лучше всего может вам помочь; в конце концов, знания и компетентность значительно важнее, чем дружеские чувства.
Все служебные ситуации требуют определенной дистанции между людьми. Вы пытаетесь работать, а не дружить; дружелюбие (истинное или фальшивое) только затеняет этот факт. Ключ к власти, следовательно,— это способность судить, кто наилучшим образом способен помогать продвижению ваших интересов в любых обстоятельствах.
Ваши неприятели, с другой стороны,— это неразработанная золотая жила, которую вам следует научиться использовать. Когда Шарль Морис Талейран, министр иностранных дел Наполеона, решил в 1807 году, что его государь ведет Францию к краху, а время работало против него, он понимал и всю опасность заговора против императора; ему нужен был партнер, единомышленник — кому из друзей он мог бы довериться в таком деле? Его выбор пал на Жозефа Фуше, главу тайной полиции, наиболее ненавидимого им врага, человека, который даже пытался организовать его убийство. Талейран понял, что их былая ненависть может создать предпосылку для эмоционального примирения. Он предвидел, что Фуше ничего не ожидая от него, будет работать, чтобы доказать Талейрану, что тот не ошибся, выбрав его; человек, который хочет что-то доказать, свернет для вас горы. Наконец, он знал, что его отношения с Фуше будут основываться на взаимной заинтересованности и не будут замутняться личными чувствами. Хотя заговорщикам не удалось сбросить с трона Наполеона, союз таких могущественных и неожиданных партнеров привел к наиболее важному в данном случае следствию: оппозиция императору начала медленно расширяться. Талейран и Фуше образовали плодотворный рабочий союз.
При любой возможности постарайтесь заключить мир с врагом и найдите способ привлечь его себе на службу. Ни в коем случае не допускайте, чтобы наличие неприятеля выбило вас из колеи — гораздо лучше иметь одного - двух явных оппонентов, чем теряться в догадках, есть ли у вас враги и кто они. Человек власти приветствует конфликт, используя врагов для укрепления своей репутации крепкого бойца, на которого молено положиться в сложное время.
Образ: Челюсти неблагодарности. Зная, что случится, если сунуть палец в пасть льва, вы постараетесь этого не делать. От друга не ждешь подвоха, но если вы возьмете его на службу, неблагодарный друг проглотит вас с потрохами.
Авторитетное мнение: «Знайте, как использовать врага для собственной выгоды. Следует научиться хватать меч не за острие, которое поранит вас, но за рукоятку, что позволит защитить себя. Мудрец получит больше пользы от своих врагов, чем глупец от своих друзей».
Бальтазар Грациан (1601—1658)
«Люди с большей готовностью платят за зло, чем за добро, ведь благодарность — бремя, а месть — удовольствие».
Тацит, ок. 58 — ок. 117
О ПОЛЬЗЕ ОТ НАШИХ ВРАГОВ
Как-то раз, когда царь Гиерон беседовал с одним из своих врагов, тот указал царю на его зловонное дыхание. После чего добрый царь, немного встревоженный, вернулся домой и упрекнул жену: «Как случилось, что ты никогда не говорила мне об этом?» Царица, женщина простая, целомудренная и невинная, сказала: «Господин, я думала, что у всех мужчин дыхание таково». Таким образом, ясно, что об изъянах очевидных, явных и заметных, или; другими словами, общеизвестных, мы скорее узнаем от наших врагов, нежели от друзей или близких.
Плутарх, ок. 45—ок. 127
ЗАКОН
СКРЫВАЙ
СВОИ НАМЕРЕНИЯ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Держите людей в потемках, в состоянии неустойчивого равновесия, никогда не раскрывая подоплеку своих действий. Пребывая в неведении относительно того, что вы хотите предпринять, они не смогут обеспечить себе защиту. Заведите их подальше по ложному следу, напустите тумана, и к тому времени, как они осознают ваши намерения, будет уже слишком поздно.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Большинство людей подобны открытой книге. Они говорят, что чувствуют, выпаливают свое мнение при каждом удобном случае, постоянно сообщают о своих планах и намерениях. Они поступают так по многим причинам. Во-первых, это в природе человека — всегда говорить о своих чувствах и планах на будущее. Приходится делать над собой усилие, чтобы сдерживать свой язык и следить за своими высказываниями. Во-вторых, многие верят, что честностью и открытостью они покоряют сердца и демонстрируют свою хорошую сущность. Это великое заблуждение. Честность, по сути, это тупой инструмент, который больше раз мозжит, чем отрежет. Честностью легко обидеть; гораздо более благоразумно приспосабливать свои слова, говоря людям то, что они хотят услышать, вместо грубой и безобразной правды о том, что вы чувствуете или думаете. Безоглядная открытость ведет к тому, что вы становитесь таким предсказуемым, таким понятным, что вас почти невозможно уважать или бояться, а власть не покоряется человеку, который не в состоянии вызвать подобных чувств.
Если вы учитесь власти, поскорее отложите в сторону свою честность и начинайте упражняться в искусстве скрывать собственные намерения. Овладейте им — и вы всегда будете на высоте положения. Возможность скрывать свои истинные намерения объясняется простым свойством человеческой натуры: наше первое инстинктивное побуждение — всегда доверять видимости. Мы не смогли бы жить, сомневаясь в реальности того, что мы видим и слышим,— постоянные мысли о том, что за видимым скрывается нечто иное, измотали и запугали бы нас. Это и помогает нам относительно легко утаивать друг от друга свои намерения. Просто выставляйте напоказ предмет, который вы хотели бы выдать за желаемый, или цель, которую вы якобы преследуете,— и все поверят в их реальность.
Один из эффективных способов скрыть свои намерения — постоянно разглагольствовать о собственных планах и чаяниях, но только не об истинных. Вы убьете одним выстрелом трех зайцев: будете выглядеть приветливым, открытым, заслуживающим доверия, завуалируете свои намерения и отправите конкурентов в погоню за несбыточным, которая отнимет у них немало времени.
Еще один мощный инструмент, помогающий направлять людей по неверному следу, — ложная искренность. Люди легко принимают искренность за честность. Не забывайте, их первое побуждение — доверять видимости, а поскольку все хотят верить в честность окружающих, они вряд ли усомнятся в вас и уж тем более вряд ли увидят вас насквозь. Если вы даете понять, что верите в то, что говорите, это придает словам огромный вес. Именно так Яго обманул и погубил Отелло: мог ли Отелло, видя глубину чувств Яго, видя искренность его обеспокоенности предполагаемой неверностью Дездемоны, не поверить ему?
Если вы полагаете, что обманщики — это яркая, колоритная публика, люди, которые сыплют на каждом шагу фокусами, изощренными и красочными выдумками, вы заблуждаетесь. Самые лучшие из них обладают располагающим к доверию обликом и не привлекают внимания. Им известно, что экстравагантные слова и поступки немедленно возбудят подозрения. Вместо этого они придают своим замыслам вид чего-то привычного, банального и безвредного.
Как только вы усыпите внимание своих жертв, выдав им то, чего они ожидали, они потеряют способность замечать обман прямо у себя за спиной. Чем серее и ординарнее дым вашей завесы, тем легче скрыть свои намерения.
Наиболее простая форма дымовой завесы — выражение лица. Спрятавшись за располагающую, не очень выразительную внешность, можно планировать любое злодейство, никто вас ни в чем не заподозрит. Этим оружием пользовались многие могущественные исторические деятели. Рассказывают, что у Франклина Делано Рузвельта было совершенно непроницаемое лицо. Барон Джеймс Ротшильд всю жизнь пользовался этим приемом, пряча истинные мысли за широкими радушными улыбками или неопределенными взглядами.
Помните: требуется терпение и смирение, чтобы, приглушив яркие краски, надеть не привлекающую внимания маску. Не огорчайтесь, если придется носить невыразительную личину, — часто именно ее непроницаемость влечет к вам людей и придает вам вид человека, причастного к власти.
Образ: Овечья шкура. Овца не ограбит, овца не предаст, овца невероятно глупа и безобидна. С овечьей шкурой на спине лисице легко пробраться прямо в курятник.
Авторитетное мнение:«Приходилось ли вам слышать об искусном полководце, который, собираясь захватить крепость, оповещал бы о своем плане противника? Скрывайте свою цель и не хвалитесь успехами; не давайте понять, как далеко простираются ваши расчеты, до тех пор, пока им что-то может помешать, пока битва не окончена. Одерживайте победу еще до объявления войны. Одним словом, подражайте военным, чьи намерения неизвестны никому, кроме тех опустошенных стран, через которые они уже прошли победным маршем».
Нинон де Ланкло (1623—1706)
«Старайся не прослыть обманщиком, хоть сегодня и невозможно прожить, не будучи таковым. Самая большая твоя хитрость должна состоять в том, чтобы не показать свою хитрость».
Бальтазар Грациан (1601-1658)
ПЛЫТЬ ПО ОКЕАНУ СРЕДИ БЕЛА ДНЯ
Это означает создать ширму, которая в конце концов приобретает привычный, знакомый вид такая ширма позволяет стратегу, прикрываясь ею, действовать незамеченным, поскольку всем взглядам при этом открывается лишь очевидное и привычное.
Томас Клири, «Японское военное искусство», 1991
ЗАКОН
ВСЕГДА ГОВОРИ МЕНЬШЕ,
ЧЕМ КАЖЕТСЯ
НЕОБХОДИМЫМ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Желая произвести впечатление своими речами, помните: чем больше вы наговорите, тем больше покажетесь ординарным и не имеющим реальной силы. Даже произнося банальности, вы будете выглядеть оригинальным, если ваши речи будут неясными, незавершенными и загадочными, как речи сфинкса. Влиятельные люди производят впечатление и внушают страх тем, что недоговаривают. Чем больше вы говорите, тем выше вероятность того, что вы скажете глупость.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Во многих отношениях власть — это игра внешнего, видимого; если вы говорите мало, неизбежно будете казаться крупнее и могущественнее, чем на самом деле. Ваше молчание заставит других занервничать. Человеческие существа предназначены для интерпретаций, толкований и объяснений; им необходимо знать, о чем вы думаете. Если вы тщательно следите за тем, что приоткрыть, им не удастся проникнуть в ваши замыслы, понять, что вы собой представляете. Ваше молчание и односложные ответы вынудят их занять оборонительную позицию, и они не выдержат, начнут заполнять паузы собственными высказываниями, выдавая свои секреты и слабости. Они покинут встречу с ощущением, что их обокрали, вспоминая каждое ваше слово, по пути домой. Такое повышенное внимание к вашим кратким речам лишь прибавит вам власти.
Еще в молодости художник Энди Уорхол понял, что невозможно одними уговорами заставить людей поступать по-вашему. Они повернутся против вас, исказят ваши желания, пойдут наперекор из чувства противоречия. Однажды он сказал другу: «Я понял, что, если помалкивать, можно добиться большей власти».
В своей жизни Уорхол с успехом применял этот принцип. Интервью, которые он давал, напоминали высказывания оракула: он произносил что-то пространное и неясное, а интервьюеру приходилось ломать голову, чтобы представить, что бы это значило, чтобы обнаружить какие-то глубины в этих, порой бессмысленных, фразах. Уорхол редко говорил о своих работах: он предоставлял другим интерпретировать их. Чем меньше он говорил о своих работах, тем больше публика говорила о них. А чем больше о них говорили, тем выше становилась их цена.
Людовик XIV был немногословен. Это ему принадлежит знаменитая фраза: «Государство — это я». Но в юности он любил поговорить, упиваясь собственным красноречием. Позже он научился быть молчаливым, чтобы никому не дать вывести себя из равновесия. Никто не знал наверняка своего положения, никому не удавалось предсказать реакцию короля. Никому не удавалось обмануть Людовика, нашептывая ему то, что он хотел слышать. Вынужденные подолгу высказываться перед хранящим молчание королем, просители невольно все больше раскрывались перед ним, а он впоследствии мог с успехом использовать это против них.
Наконец, молчание Людовика помогало ему держать всех в страхе и подчинении. Это было одной из основ, на которых покоилось его могущество. Сен-Симон писал: «Никто лучше его не знал цену своим словам, своей улыбке, даже вскользь брошенному взгляду. Все в нем имело ценность, потому что он мог влиять на ход вещей, и его величие усугублялось его немногословием».
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Следите за своими словами. Особенно осторожно выражайте сарказм: минутное удовлетворение, полученное от едких слов, может быть перечеркнуто ценой, которую вы за них заплатите.
Образ: Дельфийский оракул. Когда к оракулу приходили за советом, жрицы роняли несколько загадочных слов, которые казались полными смысла и важности. Все повиновались словам оракула — в них была власть над жизнью и смертью.
Авторитетное мнение: «Никогда не начинай шевелить губами и зубами, пока этим занимаются твои подчиненные. Чем дольше я храню молчание, тем скорее другие задвигают губами и зубами. Пока они двигают губами и зубами, я могу понять их истинные намерения... Если господин не загадочен, чиновники найдут возможность брать и брать».
Хань Фэй-цзы, китайский философ (III век до н. э.)
«Устрицы полностью раскрывают раковины в полнолуние; краб, видя устрицу, кидает внутрь ее камешек или водоросль, так что устрица не может вновь сомкнуться и становится добычей краба. Таков удел тех, кто слишком много открывает рот и тем самым отдает себя на милость слушателя».
Леонардо да Винчи (1452-1519)
В 1944 году, в тяжелые для него дни, Майкл Арлен [киносценарист] приехал в Нью-Йорк. Чтобы как-то отвлечься от своих несчастий, он решил пойти в знаменитый ресторан «21». В вестибюле он столкнулся с Сэмом Голдуином, который дал ему абсолютно ненужный совет — купить беговых лошадей. В баре Арлен встретил Луиса Б. Майера, старого знакомого, спросившего, каковы его планы на будущее. «Я сейчас говорил с Сэмом Голдуином...» — начал было Арлен. «Сколько он вам предложил?» — перебил его Майер. «Недостаточно»,— уклончиво ответил сценарист, «Устроит ли вас 15 тысяч за тридцать недель?» — спросил Майер. На сей раз Арлен не колебался. «Да»,— был его ответ.
Репутация — краеугольный камень власти. С помощью репутации вы можете внушать страх и побеждать. Стоит, однако, ей пошатнуться, как вы становитесь уязвимым и подвергаетесь нападкам со всех сторон. Сделайте свою репутацию непоколебимой. Всегда бдительно ожидайте возможных атак и отражайте их, прежде чем будете атакованы. Учитесь выводить из строя врагов, находя бреши в их репутации. Затем отойдите в сторону и предоставьте общественному мнению расправляться с ними.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Окружающие, даже близкие друзья, всегда в какой-то мере загадочны и непостижимы. В их характерах есть скрытые укромные уголки, которые вам никогда не показывают. Непознаваемость других может вызывать раздражение, ведь, если вдуматься, она лишает нас возможности объективно оценивать людей. Но мы предпочитаем, игнорируя этот факт, судить о людях по внешним признакам, по тому, что легче всего открывается нашему взгляду: одежда, жесты, слова, поступки. В социальной сфере внешний облик является барометром практически для всех наших оценок и суждений, и значит, надо тщательно следить за тем, чтобы о вас не судили неверно. Один ложный шаг, одно подозрительное или непредвиденное изменение вашего облика могут быть гибельны. Вот почему крайне важно своими руками создать и самому поддерживать собственную репутацию.
Репутация защитит вас в опасной игре внешнего, видимого, она отведет глаза, не даст людям узнать, каков вы на самом деле, поможет в какой-то степени влиять на то, как мир судит о вас,— властная позиция для вас. Репутация обладает возможностями чародея: одним взмахом палочки она может удвоить вашу силу и отогнать преследователей. Выглядит ли одно и то же дело великолепным или ужасным, целиком и полностью зависит от репутации исполнителя.
Вначале вам следует поработать над репутацией обладателя одного какого-либо выдающегося качества — честности, например, или щедрости, а может, изворотливости. Это выделит вас и заставит других говорить о вас. Затем постарайтесь, чтобы о вашей репутации узнало как можно больше народа (не переусердствуйте: репутацию надо строить без спешки и на твердом основании), и наблюдайте, как она распространяется, словно лесной пожар.
Прочная репутация придаст вам солидность и дополнительную силу при относительно малых затратах энергии. Она подобна ауре, вызывающей уважение, а порой и страх. Германский генерал Эрвин Роммель, который сражался во время Второй мировой войны в Северной Африке, славился хитрыми и коварными маневрами, наводившими ужас на противника. Даже когда его группировки были почти полностью уничтожены и британские танки превосходили его технику в соотношении пять к одному, целые города спешно эвакуировались при одном лишь слухе о его приближении.
Пусть ваша репутация базируется на одном безукоризненном качестве. Это единственное качество — будь то работоспособность или обольстительность, — становится чем-то вроде визитной карточки, с ее помощью вы подготавливаете свой выход, гипнотизируя окружающих.
Репутация — сокровище, которое необходимо накапливать» хранить с особым тщанием. Особенно когда вы стоите в начале пути, защищайте свое имя всеми доступными способами, берегите от всех нападений. Укрепив позиции, научитесь не выходить из себя и не занимать оборонительную позицию в ответ на провокационные высказывания врагов — это будет свидетельствовать о вашей неуверенности в собственной репутации. Вместо этого двигайтесь дальше и ни за что не выказывайте собственной слабости, даже если уже и не надеетесь, что удастся себя защитить.
Однако помните, что атака на репутацию соперника является мощным оружием, особенно если он сильнее. В такой схватке он рискует многим, тогда как ваша, пока, еще не устоявшаяся, репутация представляет для него слишком незначительную мишень, если он попытается открыть ответный огонь. Но этой тактикой следует пользоваться с умом; она не должна выглядеть мелочной местью. Если вам не удастся повредить репутации противника, ваша собственная неизбежно рухнет. Ни в коем случае не заходите слишком далеко в подобных атаках, ведь они скорее привлекут внимание к вашей мстительности, чем к качествам того, на кого вы нападаете. Если ваша собственная репутация прочна, используйте более тонкие приемы — сатиру и насмешки, что ослабит противника, а вас представит обаятельным остроумцем. Могучий лев всего лишь поиграет с мышкой, которая перебежала ему дорогу,— любое иное поведение повредит его репутации грозного зверя.
Образ: Копи, полные алмазов и рубинов. Вы откопали их, теперь вы богаты. Храните их любой ценой. Грабители и воры явятся со всех сторон. Не обольщайтесь, думая, что богатство дано вам раз и навсегда. Постоянно подновляйте сокровища — от времени они тускнеют и теряют цену.
Авторитетное мнение: «Вследствие этого я пожелал бы нашему придворному подкреплять свои врожденные достоинства сноровкой и хитростью и заручиться уверенностью, что, когда бы ни пришлось ему отправиться в края, где с ним незнакомы, его будет предварять его добрая слава... Ибо репутация, опирающаяся, как считают, на мнение многих, порождает твердую веру в заслуги человека, веру, которую впоследствии нетрудно укрепить в умах, уже надлежащим образом настроенных и подготовленных».
Бальдассаре Кастильоне (1478-1529).
«Легче справиться с нечистой совестью, чем с дурной репутацией».
Фридрих Ницше (1844-1900)
«Ибо, как говорит Цицерон, даже восстающие против славы стремятся к тому, чтобы книги, которые они на этот счет пишут, носили их имя, и хотят прославить себя тем, что презрели славу. Все другое может стать общим; когда нужно, мы жертвуем для друзей и имуществом, и жизнью. Но уступить свою честь, подарить другому свою славу — такого обычно не увидишь».
Мишель де Монтень (1533-1592)
ЗАКОН
ЗАВОЕВЫВАЙ ВНИМАНИЕ
ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
ФОРМУЛ И РОВКА ЗАКОНА
Обо всем судят по внешнему облику; то, чего увидеть нельзя, не имеет ценности. Поэтому никогда не позволяйте себе затеряться в толпе или кануть в Лету. Выделяйтесь. Бросайтесь в глаза, чего бы это ни стоило. Притягивайте к себе, как магнит, кажитесь крупнее, красочнее, загадочнее, чем множество скромных и вежливых людей вокруг.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Сверкать ярче, чем окружающие,— это умение, с которым никто не рождается на свет. В начале своей карьеры вы должны связать свое имя и репутацию с тем, что выделит вас из ряда других людей, например, с характерным стилем в одежде, с какой-нибудь особенностью, вывертом, который не только покажется забавным, но и заставит говорить о вас. Как только образ закрепится, вы станете индивидуальностью, у вашей звезды появится место на небосклоне.
Распространенное заблуждение считать, что свойственный лишь вам облик не должен быть противоречивым и что быть предметом нападок плохо. Трудно представить что-либо более далекое от истины. Чтобы избежать осечки и чтобы вашу известность не затмил другой, вам не стоит отказываться от одного рода внимания в пользу другого. В конечном счете любое внимание пойдет вам только на пользу.
Двор Людовика XIV изобиловал талантливыми писателями, художниками, красавицами, а также мужчинами и женщинами непогрешимых добродетелей, но ни о ком из них столько не говорили, сколько о герцоге Лозаннском. Герцог был мал ростом, почти карлик, и поведение его отличалось крайней дерзостью — он делил ложе с королевской фавориткой, он открыто оскорблял не только придворных, но и самого короля. Короля, однако, так развлекала эксцентричность подданного, что он с трудом выносил отлучки последнего. Это объяснялось просто: странности несносного характера герцога привлекали внимание. После того как его очарование оказывало воздействие на окружающих, им хотелось общаться с ним во что бы то ни стало.
Общество нуждается в ярких личностях, возвышающихся над серостью и посредственностью. Поэтому не стесняйтесь качеств, выделяющих вас из толпы, привлекающих к вам внимание. Не избегайте стычек, даже скандала. Лучше нападки, даже клевета, чем забвение.
Если вы занимаете невысокое положение и оно не дает особых шансов привлечь к себе внимание, эффективным приемом станет атака на самую заметную, самую сильную, самую знаменитую личность, до которой только вы сможете дотянуться. Когда в начале XVI столетия Пьетро Аретино, который в юности был всего лишь учеником печатника в Риме, захотел привлечь к себе внимание как к сочинителю стихов, он решил опубликовать серию сатирических виршей, высмеивающих Папу Римского и его привязанность к ручному слону. Это нападение немедленно принесло Аретино известность. Клеветнические нападки на сильных мира сего обычно имеют сходный эффект. Но помните, что этим приемом не следует злоупотреблять, после того как вы уже стали объектом общественного внимания, это может привести к обратному результату.
Оказавшись на виду, вы можете поддерживать интерес к себе, варьируя и приспосабливая к обстоятельствам свой метод привлечения внимания. Если этого не делать, публике станет скучно, и она перенесет свой интерес на другой объект. Игра, требует постоянной бдительности и творческого подхода. Пабло Пикадсо никогда не позволял себе слиться с фоном. Когда его имя начинали привычно связывать с каким-либо определенным стилем, он огорошивал публику серией новых неожиданных работ. Лучше вывести из равновесия безобразным творением, думал он, чем позволить зрителям слишком привыкнуть к моему стилю. Следует понимать: люди испытывают чувство превосходства по отношению к тем, чьи действия могут предсказать. Если вы покажете им, кто находится на высоте положения, играя против их ожиданий, вы разом добьетесь уважения и станете объектом еще более пристального внимания.
Образ: Свет рампы. Актер, вступающий в этот сверкающий круг, достигает высот существования. Все смотрят на него. Узкий луч софита может осветить только одного. Делай что можешь, чтобы удержать его на себе. Будь забавным, 'нелепым или скандальным, лишь бы луч остановился на тебе, оставив других актеров в тени.
Авторитетное мнение: «Показывай себя, будь на виду... То, чего не видят, как бы не существует... Именно свет явился первопричиной, благодаря которой воссияло все творение. Демонстрация заполняет многие пробелы, прикрывает недостатки и дает всему вторую жизнь, особенно же в том случае, если она подкреплена истинными достоинствами».
Бальтазар Грациан (1601—1658)
«Даже подвергаясь поруганию, я получаю свою долю славы».
Пьетро Аретино (1492—1556)
ОСА И ПРИНЦ
Оса по имени Острохвостка давно мечтала прославиться. Однажды она явилась в королевский дворец и ужалила маленького принца, который спал в своей кроватке. Принц проснулся и громко заплакал. Король и придворные в тревоге поспешили к нему. Принц кричал, а оса жалила его снова и снова. Придворные старались поймать осу, но каждый из них получил по укусу. На крики сбежался весь королевский двор, новость быстро распространилась, и ко дворцу стали стекаться зеваки. Город волновался, все дела встали. Оса, удаляясь на отдых после своих трудов, заметила: «Имя без славы подобно пожару без пламени. Нет ничего важнее, чем добиться известности любой ценой».