Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В огне межнациональной войны



Босния и Герцеговина (БиГ) являлась единственной республикой в СФРЮ, созданной по историко-географическому, а не этническому принципу. К 1991 г. славяно-мусульманское население республики (с середины 90-х годов их стали называть боснийцами, бошняками) составляло около 44%; сербское ― 32% и хорватское ― 17%.

Первые многопартийные выборы в Боснии и Герцеговине прошли в ноябре 1990 г. На них победила хрупкая коалиция оппозиционных национальных партий – представлявшая боснийских мусульман Партия демократического действия (ПДД), Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). После выборов лидеры этих партий сформировали правительство во главе с хорватом Юре Пеливаном. Парламент возглавил серб Момчило Краишник. Председателем Президиума Боснии и Герцеговины стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович (1925-2003).

Коалиция трех партий основных национальных общин Боснии распалась уже в начале 1991 г., в том числе и из-за начавшейся войны в соседней Хорватии.

октябрь 1991 г. - мусульманские депутаты республиканского парламента обвинили югославские власти в развале федерации и провозгласили независимость Боснии и Герцеговины. Сербские депутаты в знак протеста покинули парламент и созвали «скупщину сербского народа в БиГ». В ноябре в сербских общинах Боснии был проведен плебисцит. Абсолютное большинство его участников (92%) высказались за сохранение обновленного югославского государства. 9 января 1992 г. боснийские сербы провозгласили создание собственного государственного образования ― Республики Сербской (РС). Ее президентом был избран врач-психиатр и поэт Радован Караджич.

Мусульманские и хорватские депутаты скупщины БиГ также приняли решение провести референдум, но уже с вопросом о суверенитете и независимости Боснии. В голосовании, проходившем 29 февраля и 1 марта 1992 г., участвовало 63,4% избирателей. Более 60% из них высказались за суверенную Боснию и Герцеговину. Боснийские сербы референдум бойкотировали. Сразу же после подсчета голосов руководство Боснии и Герцеговины во главе с А. Изетбеговичем фактически провозгласило независимость этой республики и обратилось к Европейскому сообществу с просьбой о ее признании.

февраль 1992 г. - на конференции под патронатом Европейского сообщества в Лиссабоне лидеры всех трех боснийских общин начали переговоры, завершившиеся 18 марта 1992 г. подписанием «Основных принципов конституционного устройства БиГ». Предполагалось, что Босния останется единым государством с тремя административными единицами, созданными по национальному признаку. Однако 6 апреля 1992 г. последовало неожиданное признание странами ЕС Боснии и Герцеговины. Этот акт перечеркнул подписанное соглашение и все другие планы политического урегулирования назревающего межэтнического конфликта.

Отсутствие договоренностей делало вооруженный межнациональный конфликт неизбежным. В апреле военные действия охватили всю территорию Боснии и Герцеговины.

В начале июля 1992 г. хорватское население республики (концентрировавшееся главным образом в Западной Герцеговине) также провозгласило создание своего государственного образования – Хорватской республики Герцег-Босна. Ее президентом стал лидер хорватской общины Крешимир Зубак.

Боевые действия в Боснии и Герцеговине велись между боснийскими сербами и мусульманами, боснийскими хорватами и мусульманами, боснийскими сербами и хорватами. Прямая военная помощь боснийским сербам Югославией официально не оказывалась.

30 мая 1992 г. - в наказание за участие ЮНА в военных действиях в Боснии и Герцеговине против Югославии и Республики Сербской Советом Безопасности ООН были введены экономические и политические санкции.

I период - 1992-1993 гг. - характеризовался крупномасштабными боевыми действиями. Чересполосный характер проживания национальных общин в БиГ привел к тому, что главным в военных планах их руководителей стало соединение национальных районов и насильственное изгнание с контролируемых территорий представителей других национальностей. Успех сопутствовал боснийским сербам. Они смогли установить контроль над 70% территории всей БиГ.

Больше всех возникшим территориальным размежеванием были недовольны боснийские мусульмане, выступавшие за превращение Боснии в унитарное государство. После периода крупномасштабных военных действий боснийские мусульмане контролировали лишь 1/5 территории Боснии и Герцеговины. Кроме того, на западе Боснии возникла не подчинявшаяся Сараево область боснийских мусульман во главе с Фикретом Абдичем - так называемая «Цазинская краина».

Боснийский конфликт оказался в центре внимания НАТО. В октябре 1992 г. ВВС альянса приступили к операции по контролю над соблюдением режима запретов на полеты над Боснией. С июня 1993 г. началась новая операция – по принудительному выполнению режима санкций и эмбарго на поставку оружия. Для этого в Адриатическое море были направлены военные корабли. С начала 1994 г. вооруженные силы НАТО активизировали свои действия против боснийских сербов. 27 февраля в небе над Баня-Лукой два американских F-16 сбили 4 устаревших сербских самолета (это был первый бой НАТО за всю ее историю), а 10 и 11 апреля самолеты альянса нанесли бомбовые удары по позициям боснийских сербов около города Горажде. Боснийская война вступила в свой второй этап.

II период- 18 марта 1994 г. в Вашингтоне при непосредственном участии американцев было провозглашено создание Федерации Босния и Герцеговина, объединившей территории, контролируемые боснийскими мусульманами и хорватами, и получившей в обиходе название Мусульманско-хорватской федерации (МХФ). Вторым крупным шагом американской дипломатии стало инициирование создания международной Контактной группы по урегулированию в Боснии и Герцеговине из представителей США, Германии, Великобритании, Франции и России.

К середине 1994 г. контактная группа разработала очередной международный план мирного урегулирования для Боснии. Он касался территориального разграничения между Мусульманско-хорватской федерацией и Республикой Сербской. Разработчики плана исходили из необходимости предоставления 51% территории Боснии и Герцеговины мусульманам (боснийцам) и хорватам и 49% – боснийским сербам. Однако боснийские сербы, контролировавшие на тот момент большую часть территории БиГ, фактически отклонили это предложение Контактной группы. Одним из их главных аргументов явилось то, что Контактная группа не предоставила им проекта конституционного устройства будущей Боснии и Герцеговины.

В ночь на 30 августа 1995 г. началась операция «Освобожденная сила»: самолеты НАТО, взлетавшие с авиабазы в Италии и авианосцев в Адриатическом море, наносили массированные бомбовые удары по позициям боснийских сербов. Вскоре силы коалиции смогли овладеть значительными районами на западе Боснии, контроль над 51% территории.

1 ноября 1995 г. - в США в Дейтоне начались заключительные переговоры по боснийскому урегулированию. В них принимали участие президенты Сербии С. Милошевич, Хорватии Ф. Туджман и Боснии А. Изетбегович, официальные представители стран-участниц Контактной группы, а также три сопредседателя - от США, России и ЕС. 21 ноября подписание соглашений, определившими конституционное устройство и территориальное разграничение Боснии и Герцеговины.

1) формально единое государство делилось на два равноправных государственных образования - Республику Сербскую (49% территории) и Федерацию Босния и Герцеговина (51%). Хорватская республика Герцег-Босна была ликвидирована.

2) общим органом являлся строго ограниченный в своих полномочиях Президиум Боснии и Герцеговины в составе трех членов (представители сербской, боснийской и хорватской общин). Было решено, что первый состав Президиума будет избран на два года, а последующие – на четыре. Пост председательствующего замещался по принципу ротации. Все решения Президиум принимал на основе консенсуса.

3) создавался также общий двухпалатный парламент, для утверждения решений которого было необходимо согласие депутатов от каждой из трех национальных общин. Кроме нескольких центральных министерств (иностранных дел, внешнеэкономических сношений, финансов, юстиции и по делам беженцев), все остальные вопросы были отнесены к ведению государственных образований. Они получали свои законодательные органы и правительства (в РС избирается еще и президент), вооруженные силы, а также право самостоятельно решать все внутренние вопросы.

14 декабря 1995 г. парафированные в Дейтоне мирные соглашения были подписаны в Париже. Дейтонские соглашения остановили войну.

После подписания Дейтонских договоренностей в Боснию и Герцеговину был направлен 60-тысячный контингент многонациональных миротворческих сил под руководством НАТО. В него до середины 2003 г. входил и военный контингент из России. В конце 2004 г. руководство над ними перешло от НАТО к Евросоюзу. Политический контроль над Боснией и Герцеговиной международное сообщество осуществляет через Высокого представителя ООН. Фактически с декабря 1995 г., учитывая широкомасштабное внешнее военное и политическое присутствие, Босния и Герцеговина превратилась в международный протекторат.

Дейтонская БиГ

В целом курс западных держав в Боснии и Герцеговине направлен в сторону сокращения прав и полномочий Республики Сербской и создания унитарной Боснии и Герцеговины. Задача постепенной ревизии Дейтонских соглашений решалась поочередно всеми Высокими представителями ООН. Дейтонские договоренности не наделяли этого представителя чрезмерными властными полномочиями. Но в 1997 г. началось их последовательное расширение. Так, в 1999 г. вопреки Дейтонским соглашениям решением Высокого представителя со своего поста был смещен очередной президент Республики Сербской Н. Поплашен.

сентябрь 1996 г. - первые послевоенные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине с участием 39 партий. Выборы проходили под полным контролем западных посредников. В Федерации БиГ победили правящая мусульманская Партия демократического действия (54,4% голосов) и Хорватское демократическое содружество (23,4%), а в Республике Сербской - Сербская демократическая партия (54,9%). Президентом Республики Сербской была избрана Биляна Плавшич.

В 2002 г. в Боснии и Герцеговине фактически была проведена конституционная реформа. В ее результате Республика Сербская перестала быть только сербским образованием, теперь она считается «образованием сербов, боснийцев, хорватов и других народов». Населению РС запретили проведение референдумов, в том числе и по вопросу о самоопределении. У президента РС и спикера парламента появились заместители – босниец и хорват, в правительстве РС было зарезервировано 5 мест для боснийцев и 3 места для хорватов.

Проведены военная и полицейская реформы. Лидеров боснийских сербов заставили согласиться на общие с Федерацией БиГ армию и полицию.

ноябрь 2005 г. - представителями всех основных партий БиГ была подписана Вашингтонская конституционная декларация о первой фазе новых конституционных изменений. Однако в апреле 2006 г. парламент не утвердил предложенные конституционные поправки.

1 октября 2006 г. в Боснии и Герцеговине состоялись очередные, уже шестые после Дейтонских общие выборы. Новый Президиум Боснии и Герцеговины составили Харис Силайджич (Партия за БиГ) от боснийцев, Небойша Радманович (Союз независимых социал-демократов) от сербов и Желько Комшич (Социал-демократическая партия) от хорватов.

В Республике Сербской победу на всех уровнях одержал Союз независимых социал-демократов, возглавляемый премьер-министром РС Милорадом Додиком. Представитель независимых социал-демократов Милан Елич стал новым президентом Республики Сербской. В Федерации Боснии и Герцеговине больше всех голосов получили Партия демократического действия, Партия за БиГ и Хорватское демократическое содружество.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.