1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. (глава рисование)
2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – (глава рисование).
3. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. – М.: Просвещение, 1972 (наглядный материал).
Задание:
1. Выписать определение понятия «декоративное рисование», его виды, значение в развитии личности дошкольника.
2. На основе анализа источника 3 составить таблицу усложнения программных задач обучения декоративному рисованию.
Таблица 1
Усложнения программных задач обучения декоративному рисованию
Группа
Изобразительные навыки
Технические навыки
форма
цвет
композиция
элементы
Владение материалами
Ср. гр.
Ст. гр.
Подгот. гр.
Задания к самостоятельной работе по итогам изучения темы:
1. Зарисовать 10 образцов из альбома Е.Г. Ковальской.
2. Составить узор из простых элементов декоративного узора в полосе.
Лабораторная работа 14, 15
Декоративное рисование по промыслу
Оборудование: мультимедийный проектор; альбом с плотными листами или папку для черчения, 2 мягких кисти для рисования (№3 и №5), гуашь, тканевую салфетку, отточенный карандаш ТМ, произведения декоративно-прикладного искусства и их фотографии.
Ход занятия:
1. Проверка выполнения самостоятельной работы студентов;
2. Постановка цели и задач занятия;
3. Формирование у студентов знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах (на примере традиционно применяемых в ДОУ) по плану:
- история развития промысла;
- технология изготовления;
- специфика элементов, цветов, композиции узора;
- техника изображения элементов.
4. Развитие умений рисовать элементы Дымковской, Городецкой, Хохломской росписи, используя цвета, характерные для росписи, соблюдая законы композиции.
1. Александрова Н.С., Казакова Р.Г. Дымковская народная игрушка в жизни детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка дошкольного возраста. Ч.1. – М., 1995. – С. 50-51.
2. Бебякова Л.Н., Вершинина Н.А. Специфика применения разных форм организации обучения в изобразительной деятельности дошкольников (на материале дымковской росписи). // Проблемы культуры, языка, воспитания. – Вып. 1. – Архангельск: ПМПУ, 1994. – С. 90-104.
3. Выльданова Г. Российские художественные промыслы: дымковская игрушка. // Юный художник, 1993. - № 9. – С. 46-47.
4. Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми. // Дошкольное воспитание, 1990. - № 12. – С. 13-14.
5. Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой. // Дошкольное воспитание, 1984. - № 8. – С. 23-25.
6. Народные художественные промыслы. / Сост. П.И. Уткин, Н.С. Королеван. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 36-37.
7. Народные художественные промыслы. / Под ред. О.С. Поповой. – М.: Знание, 1984. – С. 41-44.
8. Сидорикина О. Знакомство с чудесной дымкой. // Дошкольное воспитание, 1995. - № 4. – С. 34-37.
10. Халезова Н. Дымковская игрушка в изобразительной деятельности детей. // Дошкольное воспитание, 1975. - № 12. – С. 10-12.
11. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.
Городецкая роспись
1. Алехин Н. Доски расписные. // Народное творчество, 1990. - № 11. – С. 36-37.
2. Блинов Г. Городецкая роспись. // Дошкольное воспитание, 1973. - № 9. – С. 84.
3. Казакова Р. Декоративное рисование. // Дошкольное воспитание, 1973. - № 8. – С. 10-14.
4. Максимов Ю.Б. Городецкие гуляния на фоне Царицино. // Народное творчество, 1993. - № 8. – С. 2-3.
5. Городецкая роспись // Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 61-64.
6. Основы художественного ремесла. Городская роспись. – М.: Просвещение, 1979. – С. 111-114.
7. Пантелеева Л. Декоративно-прикладное искусство России. // Дошкольное воспитание, 1989. - № 7. – С. 39-43.
8. Расписные прялки. // Основы художественного промысла. – М.: Просвещение, 1979. – С. 90-97.
9. Рондели Л.Р. Городецкая роспись. // Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984. – С. 78-86.
10. Уткин П.И., Королева Н.С. Городецкая роспись. // Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 21-22.
11. Шустов С.Б. Многоцветие городецких узоров. // Лес и человек. – Ежегодник, 1986. – М.: Лесная промышленность. – С. 146-147.
Хохломская роспись
1. Бородулин В., Сидоренко В. Подсобные художественные промыслы России. – М.: Россельхозиздат, 1982. – С. 8-59.
2. Бедник М. Хохлома. – Л.: Художник РСФСР, 1986.
3. Емельянова Т. Золотые травы России. – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1981.
4. Емельянова Т., Китаева Л. Любовь моя, Хохлома: К 50-летию Семеновского объединения «Хохломская роспись». – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1981.
5. Красулина И. Искусство хохломской росписи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1993. - № 4. – С. 8.
6. Криницина Н. От побасенок и прибауток до «золотой Хохломы». // Дошкольное воспитание, 1994. - № 10. – С. 21-24.
7. Орлова Л.В. Как рождаются хохломские узоры в детском творчестве? // Начальная школа, 1996. - № 1. – С. 56-59.
8. Орлова Л.В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
9. Основы художественного мастерства. Ч.2. / Под ред. В. Бородулина. – М.: Просвещение, 1987. – С. 77-81.
10. Пантелеева Л. Золотой Хохломе – 300 лет. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 7. – С. 116.
11. Пантелеева Л. Искусство золотой Хохломы. // Дошкольное воспитание, 1989. - № 8. – С. 54.
Задание:
1. Подгруппе из 3-4 человек изучить литературу, посвященную характеристике одного из видов росписи, подготовить сообщение, в котором отразить
ü историю развития промысла;
ü технологию изготовления разных видов изделий;
ü элементы росписи, цвета, правила композиционного расположения элементов;
ü техника рисования элементов и варианты композиции в зависимости от вида изделия.
Сообщение необходимо представить в виде презентации, сопровождаемой объяснениями.
Задания к самостоятельной работе по итогам изучения темы:
1. Создать по 1 образцу росписи трафаретов Дымковской игрушки, Городецких изделий, Хохломской росписи.