Общность процессов управления в объектах разной природы проявляется в механизме обратной связи и информационной основе управления. Она обусловливает принципиальную возможность моделирования экономических процессов и использование ЭВМ для управления экономическими объектами. Статическая теория информации и аналогичные ей теории не получили распространения в управлении экономическими объектами. Это связано с тем, что их подход не учитывает специфику экономических данных, характер их использования в управлении. Не учитываются смысловые взаимосвязи, степень необходимости для управления, формы представления, уровень и частота использования, достоверность и другие важные характеристики.
Современные предприятия являются сложными открытыми экономическими системами. Их организационные структуры состоят из множества подсистем и характеризуются большим разнообразием внутренних и внешних связей. Сложность объекта экономики является существенным, а не второстепенным фактором при создании его информационной системы и в первую очередь программного обеспечения (ПО) ЭИС. Поэтому попытки описать программные объекты ЭИС, абстрагируясь от их сложности, приводит к абстрагированию от их сущности.
Процесс управления в условиях функционирования ЭИС основывается на экономико-организационных моделях, адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта. Адекватность модели означает прежде всего ее соответствие объекту в смысле идентичности поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию, поведения моделируемого объекта в части существенных для поставленной задачи характеристик и свойств. Безусловно, полного повторения объекта в модели быть не может, однако несущественными для анализа и принятия управленческого решений деталями можно пренебречь.
Модели представляют собой средства для визуализации, описания, проектирования и документирования архитектуры ЭИС. Модели строятся для того, чтобы понять и осмыслить структуру и поведение экономического объекта с целью облегчения процесса создания ЭИС, документации проектных решений, уменьшения риска получения неработоспособного ПО.
Рис. 2.1. алгоритм работы информационной системы
Системы обработки данных (СОД - EDP) предназначены учета и оперативного регулирования (счетов, платежных поручений и т.п.). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей, поступление и расходование денежных средств. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями и регистраторами хозяйственных процессов (рабочими, бухгалтерами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ - MIS) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность и периодическая повторяемость формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач.
Решение подобных задач предназначено дл руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР - DSS) используются в основном на верхнем уровне управления (руководство фирм, предприятий, организаций) для решения задач стратегического долгосрочного характера (1 год и более). К таким задачам относятся формирование стратегических целей фирмы, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Для задач СППР свойственны недостаточность и противоречивость имеющейся информации, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализация алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются методы статистического анализа, экспертных оценок, математического и имитационного моделирования.
Наиболее полной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем (ИС).