Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словарь основных терминов и понятий.



 

 

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, религиозной) в руках монарха.

АВТОКРАТИЯ (самовластие, самодержавие) — форма государственного правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. К числу автократических держав относились многие государства Древнего Востока, Римская и Византийская империи. Типичными чертами автократических режимов являются правление с опорой на бюрократию, армию, культ (обожествление) правителя и др.

АВТОНОМИЯ (самоуправление) — в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных или иных общностей. Национально-культурная автономия — свободное, самостоятельное функционирование и развитие национальных культур отдельных этнических сообществ.

АВТОРИТАРИЗМ- политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижением роли представительных институтов, сведением к минимуму оппозиции, диктаторскими методами правления. Отличие авторитарных диктатур XX в. по сравнению с традиционными диктатурами - принцип вождизма, как персонификация политического руководства (не занимаемое место, пост, а личность, харизма делают лидера переворота всенародным вождем, обеспечивают легитимность режима). По содержанию политики авторитарные диктатуры делятся на консервативные и прогрессистские. В условиях прогрессистской ставится стратегическая цель ускоренных и стабилизирующих реформ во имя блага народа, но без демократии, с преобладанием силовых, директивных методов.

АГРАРНАЯ ПАРТИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ — одна из крупнейших партий буржуазной Чехословакии. Основана в 1899 (под назв. Чешской агр. партии) группой чешских буржуазных политических деятелей. До образования Чехословацкой республики (1918) аграрии, представляя интересы крупных землевладельцев и буржуазии, поддерживали монархию Габсбургов, выступали против требований всеобщего избирательного права. В буржуазной Чехословакии (с 1922 официальное название - Республиканская партия земледельческого и мелкокрестьянского населения) стала выразительницей интересов обуржуазившихся помещиков и капиталистических монополий, господствовавших в сельском хозяйстве страны. В 1922—1939гг. ей принадлежали посты министров земледелия, внутренних дел и обороны во всех пр-вах республики. Через созданные ею организации (Домовина, Республиканский союз молодежи, Союз свеклосевов, Союз животноводов и др.) распространила свое влияние на значительные массы крестьянства, используя лозунги: «Деревня - одна семья», «Город - враг деревни» и др. Со времени основания Чехословацкой республики Аграрная партия Чехословакии придерживалась англо-французской ориентации во внешней политике. В ноябре 1938 партия самораспустилась.

АГРЕССИЯ — вооруженное нападение одного или нескольких государств на другое государство для захвата его территории, политического или экономического порабощения его народа.

АННЕКСИЯ (присоединение) - вид агрессии, насильственный захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах чужого государства.

АНТАНТА (фр. - согласие) — блок, военный союз империалистических государств, сложившийся в начале 20 в. первоначально из двух держав - Англии и Франции, позднее (с 1907г.) к нему присоединилась Россия. К А. (1917) примкнули США, Япония и некоторые другие страны. Во время первой мировой войны вокруг А, сгруппировалось 25 держав. А. образовалась для военного противоборства с другим агрессивным империалистическим блоком, возглавлявшимся Германией,— «Тройственным союзом», в который входили также Италия и Австро-Венгрия.

АНТАНТА МАЛАЯ — созданный в 1920—21гг. блок Чехословакии, Румынии и Югославии, ставивший своей целью сохранение соотношения сил, сложившегося в Центральной и Юго-Восточной Европе после 1-й мировой войны. Являлся решающим звеном во французской системе военно-политических союзов в Европе. В основе Малой Антанты лежали три соглашения. 1- договор между Чехословакией и Югославией (подписан 1 августа 1920 в Белграде), по которому оба государства условились о взаимной помощи в случае нападения со стороны Венгрии и обязались не заключать союза с третьей державой, не уведомив другую сторону. 2 - аналогичный чехословацко-югославскому договор между Чехословакией и Румынией (от 23 апр. 1921г., Бухарест). 3 - договор между Югославией и Румынией (от 7 июня 1921, Белград), предусматривавший взаимную защиту как против Венгрии, так и против Болгарии. Все эти соглашения были дополнены особыми военными конвенциями. Малая Антанта располагала значительными вооруженными силами, была связана с Польшей при посредстве заключенного 18 июля 1921 румыно-польского союза и опиралась на Францию. В марте и октябре 1921 имели место совместные выступления стран Малой Антанты против попыток установления власти Габсбургов в Венгрии, причем все участники Малой Антанты одновременно провели мобилизацию своих армий. В 1922—24 гос-ва Малой Антанты (на Генуэзской и Лондонской конференциях и в Лиге наций) занимали совместную позицию, следуя курсу французской внешней политики. Попытки Чехословакии нормализовать отношения с СССР (установлены де-факто в 1922) встретили резко отрицательное отношение как со стороны остальных стран А. М. (особенно со стороны Румынии, захватившей в 1918 Бесарабию), так и Франции. Ослабление позиций Франции в Европе, последовавшее после принятия плана Дауэса и Локарнских соглашений 1925, наметилось начало распада Малой Антанты. Стремясь сохранить свое влияние на А. М., Франция заключила с ее участниками военно-политический соглашения (с Чехословакией 25 января 1924, с Румынией 10 июня 1926, с Югославией II ноября 1927). Однако значение этих соглашений для Франции в значительной степени обесценивалось сближением Румынии с Англией, Венгрией и особенно с Италией (итало-румынский договор 1926 о дружбе). Вместе с тем тенденция к распаду Малой Антанты сдерживалась нараставшей угрозой агрессии со стороны Германии. 16 февраля 1933, вскоре после захвата власти в Германии фашистами, государства Малой Антанты подписали т. н. Организационный пакт, продливший на неограниченный срок действие всех соглашений, лежавших в основе Малой Антанты. Для общего руководства внешней политикой Чехословакии, Румынии и Югославии был создан Совет Малой Антанты и Экономический совет. В 1934 Румыния и Югославия с согласия Чехословакии стали также участниками Антанта Балканской. Новую трещину в системе Малой Антанты создали договоры, заключенные Югославией: О вечной дружбе с Болгарией (14 янв. 1937) и о нейтралитете с Италией (25 марта 1937). Угроза со стороны фашистской Германии и рост международного авторитета СССР побудили Чехословакию, Румынию и Югославию в июле 1933 заключить с СССР конвенции об определении агрессии, Румынию и Чехословакию—установить дипломатические отношения с СССР (1934), Чехословакию — пойти на подписание с СССР договора о взаимной помощи (16 мая 1935, Прага). Заключение Англией и Францией с Германией и Италией Мюнхенского соглашения 1938, приведшего к захвату Чехословакии гитлеровской Германией, положило конец Малой Антанте.

АНТИКОМИНТЕРНОВСКИЙ ПАКТ — договор, заключенный 25 ноября 1936г. в Берлине (сроком па 5 лет) между Германией и Японией. Официально провозглашенной целью «А. п.» было установление сотрудничества в борьбе против Коминтерна. Пакт был дополнен секретным соглашением, предусматривавшим совместные действия против СССР. Под предлогом борьбы с Коминтерном участники пакта подавляли демократические движения внутри своих стран. В 1937г. к А. п. примкнула Италия, а позднее ряд др. государств. В 1933—1940гг. пакт оформился в военный союз Германии, Италии и Японии, потерпевший крах в результате победы стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне.

АНШЛЮС (нем. — присоединение) - термин, применяемый исключительно для определения аннексии Гитлером Австрии. Австрийские немцы не входили в Германскую империю, а оставались в составе Австро-Венгрии. Путч австрийских нацистов с целью присоединения Австрии к «Третьему рейху» в 1934 г. окончился неудачей. В феврале 1938 г. Гитлер вызвал в Берхтесгаден австрийского канцлера Курта фон Шушнига и потребовал включения нацистов в состав кабинета министров Австрии. Канцлер попытался провести плебисцит по вопросу независимости Австрии, но потерпел неудачу и был вынужден уйти в отставку. 13 марта 1938 г. германские войска вторглись в Вену, и аншлюс был осуществлен, причем большинство австрийцев приветствовали его. Запрет на любой А., провозглашенный Версальским и Сен-Жерменским мирными договорами (1919г.), подтвердили союзнические державы в 1946 г., признав Вторую австрийскую республику.

АРМИЯ КРАЙОВА (сокращенно - АК, букв. - Отечественная армия) - польская военная организация, действовавшая в 1942—45гг. в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Подчинялась польскому эмигрантскому правительству в Лондоне. Образована на базе «Союза вооруженной борьбы» — подпольной организации, созданной правыми политическими партиями после захвата Польши фашистской Германией в 1939. В состав А. К. входили: часть Народовой организации войсковой (орг-ция была создана партией национальных демократов), частично Батальоны хлопске (созданы крестьянской партией Сторонництво людове), военные отряды правого крыла Польской социалистич. партии, Тайна армия польска (создана группой кадровых офицеров), Конфедерация збройна (создана реакц. крылом партии нац. демократов) и другие военные организщации политических центров, поддерживавших эмигрантское правительство. Командующими А. К. были: генерал С. Ровецкий — «Грот» (февраль 1942 — июнь 1943), генерал Т. Коморовский - «Бур» (июль 1943 — окт. 1944), генерал Л. Окулицкий — «Неджвядек» (окт. 1944—янв. 1945). Основной целью руководителей А. К. было восстановление польского буржказного государства при поддержке западных стран, прежде всего Англии и США. В А. К. получила хождение «теория о двух врагах», согласно которой польсклму народу в период 2-й мировой войны приходилось бороться на два фронта: против гитлеровской Германии и против СССР. Вопреки своему командованию, низовые звенья А. К. иногда выступали совместно с Гвардией людовой. Под нажимом «низов» командование А. К. осенью 1942 создало центр по руководству боевыми действиями, который провел ряд операций (диверсия на Варшавском ж.-д. узле в ноябре 1942 и др.). В авг. 1944 командование А.К. начало Варшавское восстание. В январе 1945 Лондонское эмигрантское пр-во распустило А. К., создав одновременно из наиболее реакционной части ее подпольную террористическую организацию.

АРМИЯ ЛЮДОВА (АЛ - Народная армия) - польская военная организация, действовавшая в 1944 - 45гг. в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Создана по решению Крайовой Рады Народовой (КРН) 1 янв. 1944г. Задачей А. Л. было объединить в своих рядах всех тех, кто стоял на платформе КРН (активная вооруженная борьба с немецко-фашистскими оккупантами, союз с СССР, осуществление социально-экономических реформ немедленно после освобождения, установление власти трудящихся). Образована на основе Гвардии Людовой (Г. Л.). Кроме нее, в состав А. Л. вошли: часть Батальонов хлопских (БХ), созданных крестьянской партией Стронництво людове, отряды народной милиции, созданные Рабочей партией польских социалистов (РППС), а также многие солдаты и отдельные отряды Армии Крайовой. Командующим А. Л. был генерал М. Жимерский («Роля»), начальником штаба - чл. ЦК ППР Ф. Юзьпяк («Витольд»). Организационно А. Л. делилась па 6 округов: варшавский, люблинский, келецкий, краковский, силезский, лодзинский. Тесно сотрудничала с советскими партизанскими отрядами, действовавшими на территории Польши. Законом КРН от 21 июля 1944 А. Л. была объединена с 1-й Польской армией, созданной в 1942 в СССР, в единое Войско Польское. Часть бойцов и офицеров Армии Людовой влилась в ряды гражданской милиции и органов государственной безопасности народной Польши.

АССИМИЛЯЦИЯ (уподобление, сходство) — в этнографии и социологии слияние одной какой-либо народности, национальной или этнической группы с другой народностью или нацией с утратой одной из них своего языка, национального (этнического) самосознания, культуры и др. национальных особенностей. Насильственная А. - попытка насильственного принуждения той или иной нации, народности или этнической группы к отказу от своего языка, культуры, обычаев, традиций и т. д. и навязывания им языка, культуры, обычаев и традиций др., господствующей или численно большей нации. В отличие от насильственной, принудительной А., естественная А. происходит без всякого принуждения, путем постепенной интеграции тех или иных мелких этнических либо национальных групп с той нацией, в среде к-рой они длительное время (в течение ряда поколений) проживали.

БЕЛОРУССКАЯ КРЕСТЬЯНСКО-РАБОЧАЯ ГРОМАДА (БКРГ) - Беларуская сялянска-рабочая грамада - массовая революционно - демократическая, национально - освободительная и антифашистская организация трудящихся, существовавшая в Западной Белоруссии в 1925—27гг. В июне 1925г. четыре депутата польского сейма от Западной Белоруссии: Б. Тарашкевич, С. Рак-Михайловский, П. Метла и П. Волошин образовали ядро БКРГ. Компартия Западной Белоруссии оказала им помощь в организации работы. Несмотря на репрессии БКРГ превратилась в массовую организацию. В январе 1927 было более 2 тыс. ее первичных организаций (кружков). Программа БКРГ содержала следующие требования: самоопределение Зап. Белоруссии и объединение всех белорусских земель в республике крестьян и рабочих; создание крестьянско-рабочего правительства и установление демократических свобод; конфискация без выкупа помещичьих и церковных земель и раздел их между беднейшими крестьянами и батраками; переход всей помещичьей и церковной земли в собственность гос-ва и поощрение сбытовой и производственной кооперации; установление 8-часового рабочего дня и введение рабочего контроля над производством; национальное равноправие и др. Основной силой для достижения этих целей программа БКРГ считала союз рабочего класса и крестьянства. Легальное положение Громады компартия использовала для организацииции массового революционного движения. БКРГ провела ряд крупных политических выступлений трудящихся: за освобождение политзаключенных, за создание белорусских школ, против налогового гнета и др. Многолюдные политические собрания, революционные митинги и демонстрации, организация стачек и выступлений крестьян против помещиков и кулаков стали основными формами борьбы Громады. Сотрудничала с революционно-демократическими организациями Польши и Западной Украины («Сельроб»).15 января 1927г. правительство начало массовые аресты коммунистов и активистов Громады, а также разгром ее кружков. К концу марта 1927г. БКРГ была разгромлена и перестала существовать как организация; сотни ее активистов были арестованы, многие из них осуждены на различные сроки тюремного заключения.

БЕЛОРУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ (БХД) - наиболее влиятельная партия национально-демократического характера несоциалистической ориентации. Основана в мае 1917 г. и действовала на территории Западной Беларуси до 1940 г. В январе 1935 г. изменила название на Белорусское народное объединение. Ориентировалась на эволюционный путь развития общества и парламентские формы борьбы. Выступала за объединение всех белорусских этнических земель в одно независимое государство. Основатели и главные идеологи БХД — Ф.Абрантович, В.Гадлевский, А.Станкевич и др. В 1939 г. - 1940-е гг. многие члены БХД были репрессированы.

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ (БИХ и К) — культурно-просветительская организация в Западной Беларуси. Действовала с июня 1926г. по декабрь 1936 г. (до официального запрещения польскими властями). Ставила целью организацию культурно-просветительной работы среди белорусского населения, распространение сельскохозяйственных знаний среди крестьян.

БЕЛОРУССКИЙ ПОСОЛЬСКИЙ КЛУБ (БПК) - национальная посольская (депутатская) фракция в сейме Польши в 1922-1930 гг. После выборов 5.11.1922 г. в ВПК входило 11 послов и 3 сенатора, которые представляли практически все основные белорусские политические партии Западной Беларуси: БПСД, БПСР, бхд. Среди депутатов клуба были известные деятели национально-освободительного движения: Б.А. Тарашкевич, С.М. Рак-Михайдовский, А.В. Станкевич, А. Овсяник, А.Н. Власов, П.П. Волошин и др.

БОГЕМИЯ И МОРАВИЯ – территория Чехословакии. Государство Богемия, частью которой была Моравия, попала под власть Австрии в 1526 г. В 1848г. Славянский конгресс, собравшийся в Праге под председательством Палацкого, потребовал для Б. и М. большей автономии. Однако в 1849 г. господство Австрии над Б. было насильственно восстановлено, а М. стала отдельной землей австрийской короны. Уступки, сделанные Веной чехам после соглашения 1867 г., ущемляли права немцев, живших в Богемии. Б. и М. получили независимость как часть республики Чехословакия, наряду со Словакией и Австрийской Силезией, после распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. В 1938 г. Гитлер вторгся в Судетскую область, а в следующем году аннексировал оставшуюся часть Б. и М. После 2-й мировой войны чехословацкое правительствово приняло решение выселить около 3 млн. немцев, главным обазом из Б и М. После распада Чехословакии в 1993 г. этот регион стал независимым государством Чешская Республика. Многие судетские немцы вернулись на родину, в связи с чем Германия до 40% инвестиций направляет в экономику Чешской Республики.

ВВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ СЛОВАЦКОГО НАРОДА– название VI статьи Кошицкой программы, оглашенной в апреле 1945г., признающей словаков национально самобытным народом, носителем государственной власти на территории Словакии. Эту статью о новом положении словацкого народа от имени правительства зачитал К. Готвальд на заседании Словацкого национального совета в Кошицах.

ВЕНСКИЕ АРБИТРАЖИ 1938г. и 1940г. — название подписанных в Вене представителями фашистских пр-в Германии и Италии двух решений о передаче Венгрии значительных территорий Чехословакии и Румынии. В результате первого В. а. от 2 нояб. 1938г. Германия и Италия принудили Чехословакию, начало расчленению которой было положено Мюнхенским соглашением 1938, передать Венгрии южные районы Словакии и Закарпатской Украины. По второму В. а. от 30 августа 1940г. от Румынии к Венгрии отходила Северная Трансильвания. Обострение венгеро-румынских противоречий в результате второго В. а. было использовано Германией для полного подчинепия себе Венгрии и Румынии. 24 февр. 1939 Венгрия, а 25 нояб. 1941 Румыния присоединились к «Антикоминтерновскому пакту», 20 нояб. 1940г. венгерское и 23 ноября 1940г. румынское правительства присоединились к Берлинскому пакту. Юридически ликвидация Венских арбитражей закреплена Парижским мирным договором 1947г.

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА - система мира, установленная государствами-победителями после 1-й мировой войны. Основу В.-в. с. в Европе составляли Версальский мирный договор 1919 и тесно связанные с ним Сен-Жерменский мирный договор 1919, Нейиский мирный договор 1919, Трианонский мирный договор 1920, Севрский мирный договор 1920, соглашения, принятые на Вашингтонской конференции 1921—22гг, и др.

ВИЛЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 1920-39гг. — конфликт между Польшей и Литвой из-за Вильно и Виленской области. По советско-литовскому договору от 12 июля 1920г. Вильно с прилегающей областью было включено в состав Литвы. Польское пр-во на конференции союзников в Спа в июле 1920г. признало право Литвы на Вильно. Это признание было подтверждено польско-литовским договором от 7 окт. 1920г. Но 9 окт. 1920 польские войска под командованием генерала Желиговского захватили Вильно. Чтобы снять с себя ответственность за совершенную аннексию, польское правительство заявило, что Желиговский действовал «самочинно». Лига наций, куда литовское пр-во перенесло спор, приняла решение о проведении в Виленской области плебисцита и о вводе на ее территорию иностранных войск для «обеспечения порядка». Правительство Литвы отказалось от проведения плебисцита. Советское правительство в нотах Польше от II и 16 декабря 1920г. заявило решительный протест против ввода иностранных войск в Виленскую область. Тогда Лига наций рекомендовала Польше и Литве вступить в переговоры, которые состоялись в 1921 в Брюсселе и Женеве при посредничестве представителя Лиги — бельгийского министра иностранных дел Гиманса. Гиманс предложил передать Виленскую обл. Литве на правах автономной области с тем, однако, условием, чтобы Литва вступила в злономическую, политическую и военную унию с Польшей, что на деле привело бы к ликвидации независимого Литовского гос-ва. Правитедльство Литвы отклонило проект Гиманса. 15 марта 1923г. конференция послов Англии, Франции, Италии и Японии установила польско-литовскую границу, закрепившую Виленскую область за Польшей. Литва отказалась признать это решение. Советское пр-во в своей ноте Польше от 5 апр. 1923г. заявило о непризнании решения конференции послов. Литовское пр-во 28 сент. 1926г. заключило с СССР договор о ненападении и нейтралитете. При подписании договора Советское пр-во вновь подтвердило суверенитет Литвы на Вильно и Виленскую обл. 17 марта 1938г. Польша при поддержке Германии предъявила Литве ультиматум, содержавший требование установить дипломатичнские, экономические и почтово-телеграфные связи, отменить статью конституции, указывающую, что столицей Литвы является Вильно. Благодаря выступлению Советского пр-ва в поддержку Литвы, последняя сохранила свою самостоятельность. В сент. 1939г. в ходе наступления Советской Армиии на территорию западных областей Украины и Белоруссии Виленская обл. была освобождена. По договору между СССР и Литвой от 10 окт. 1939г. она была передана Литве.

ВОСТОЧНЫЙ ПАКТ — проект договора о взаимопомощи между СССР, Чехословакией, Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Литвой против гитлеровской агрессии. «В. п.» был выдвинут в начале 1934г. французским министром иностранных дел Л. Барту и поддержан Советским пр-вом. В мае — июне 1934 пр-ва СССР и Франции договорились о том, что Франция гарантирует «В. п.», а СССР — Локарнские соглашения 1925 при условии, что из последних будут устранены всякие антисоветские тенденции. Пр-во СССР 14 июня 1934 предложило всем заинтересованным гос-вам стать участниками «В. п.». О своей готовности присоединиться к «В. п.» заявили Чехословакия (2 июля), Латвия, Эстония (29 июля) и Литва (3 августа). При этом Эстония и Латвия обусловили свое согласие на участие в «В. п.» присоединением к нему Германии и Польши. Английское правительство, к которому от имени французского пр-ва обратился Барту, формально одобрив идею «В. п.», обусловило его поддержку включением Германии не только в региональный договор о взаимопомощи, каким должен был стать «В. п,», но и в соответстветствии с франко-советским договором, с тем чтобы на Германию распространялись советские и французские гарантии германских границ. Пр-ва СССР и Франции дали на это согласие. Однако гитлеровское пр-во (II сент. 1934), а вслед за ним и пр-во Польши (27 сент. 1934) фактически отказались от участия в «В. п.». Проект «В. п.» оказался неосуществленным.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Польши (ДПП)— основана в апреле 1939 на базе демократич. дискуссионных клубов, возникших в окт. 1937 и объединявших передовых представителей интеллигенции и ремесленного населения. Накануне 2-й мировой войны находилась в оппозиции к санационному режиму. В период нем.-фаш. оккупации ДПП принимала участие в подпольной борьбе под лозунгом независимой и демократической Польши. Деятели ДПП участвовали в разработке и подписании Июльского манифеста Польского комитета нац. освобождения (1944).

ДЕМОКРАТИЯ - «народовластие», т.е. власть народа, властвование от лица народа или во имя народа. Исторически под демократией можно иметь в виду практически любые политические режимы, возникшие после слома традиционного (монархического) авторитаризма. Соответственно все иные режимы выступают как различные вариации власти второго возможного суверена - народа. Но суверенитет народа может быть истолкован совершенно по-разному, может быть ограничено само понятие народ в соответствии с тем или иным критерием. Соответственно разнится и понятие «демократия». Исторически первой возниклалиберальная модель демократии, которая опирается на признание главенства принципа свободы личности, уважения к правам человека, приоритета реальных интересов каждого человека. Народ признается источником власти, но при этом под народом понимается не столько все население страны, сколько корпус избирателей, т.е. активных граждан.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ - проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ– возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

ДИКТАТУРА (неограниченная власть одного лица или группы людей) - термин, характеризующий систему осуществления власти в государстве. Означает: 1 Сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу (например, Д. буржуазии); 2. Осуществление государственной власти недемократическими методами, авторитарный политический режим (например, личная Д.).

ДИСКРИМИНАЦИЯ - ограничение или лишение прав граждан по признаку расовой принадлежности (расовая дискриминация), национальности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.

ДИССИДЕНТ (несогласный) - человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания, в широком смысле - инакомыслящий, не согласный с господствующей идеологией.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1920 Г. В ПОЛЬШЕ –проводилась польским правительством в восточных районах Польши после оккупации их в 1920г. Целью реформы было сохранение помещичьего землевладения, наделение землей осадников и укрепление зажиточных хозяйств. Земельная реформа включала распродажу мелкими участками (парцеллами) части помещичьей земли, сведение в один участок крестьянских полосок с одновременным выходом на хутора (комасация). Она предусматривала лишение крестьян старинного права пользования пастбищами и другими угодьями (сервитутами).

ИММИГРАЦИЯ – въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан других государств.

ИММУНИТЕТ – исключительное право не подчиняться некоторым общим законам; освобождение органов или граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, от юрисдикции последнего. Иммунитет играет важную практическую роль в международной жизни и является общепризнанным институтом современного международного права. Депутатский иммунитет – неприкосновенность личности депутата представительного органа.

ИМПЕРИЯ — монархическое государство, глава которого принял титул императора. Государство, имеющее колониальные владения.

ИМПИЧМЕНТ - процедура отстранения от должности высших должностных лиц государства, осуществляемая в установленном конституцией порядке.

ИНВЕСТИЦИИ - долгосрочные вложения капиталов в создание и модернизацию предприятий, развитие всей производственной инфраструктуры, освоение новой технологии и техники. Инвестиционная политика по своему характеру шире, чемкапиталовложения, ориентированные непосредственно на развитие самих производственных мощностей.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике. В качестве экономического процесса индустриализация является логическим продолжением промышленной революции. Одновременно индустриализация представляет собой комплексный процесс с кумулятивным социокультурным эффектом - именно в период индустриализации характер общественного развития окончательно приобретает техногенный характер, что непосредственно отражается на общественной психологии, социальной структуре, политико-правовой сфере и т.д. В этом отношении индустриализация завершает длительный процесс генезиса индустриального общества, а ее завершение открывает этап качественной трансформации самой индустриальной системы.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - тип общества, для которого характерны развитая система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция, разветвленные системы средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структуре национального потребления. Индустриальное общество - это исторически первая общественная система, техногенная по своему характеру. В основе развития данного общества, равно как и в основе жизни его отдельных членов, лежат факторы, связанные с производством, экономической занятостью, технико-технологическими процессами. Связь эта во многих случаях опосредованна, но она проявляется с высокой степенью очевидности практически во всех сферах жизни общества. В частности, этапы качественных изменений в социальной структуре, государственно-правовом устройстве, политической идеологии, формах культурной жизни и досуга, поведенческих стереотипах и морально-этических нормах все в большей степени отражают эволюцию технико-технологической базы зрелого индустриального общества, структурные изменения в макроэкономическом механизме. Рубежами этих этапов с начала XIX в. выступают структурные экономические кризисы (теория «длинных волн» развития индустриального общества).

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых различных формах.

ИНТЕГРАЦИЯ (соединение) - 1) процесс, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимодополняемости отдельных специализированных элементов; 2) экономическая - процесс объединения национальных хозяйств, включающий в себя также проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

ИНТЕРВЕНЦИЯ — насильственное вмешательство одного государства или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости. Наиболее опасная форма — вооруженная интервенция.

ИНТЕРНИРОВАНИЕ - принудительное выдворение иностранных граждан воюющим или нейтральным государством в особые места проживания в связи с военным конфликтом или иными особыми обстоятельствами. Принудительное задержание и разоружение властями нейтрального государства воинских частей воюющего государства при переходе их на его территорию.

ИНФЛЯЦИЯ - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфляция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров.

КЕРЗОНА ЛИНИЯ— условное наименование линии, рекомендованной в 1919 Верховным советом Антантыв качестве восточной границы Польши. Державы-победительницы в 1-й мировой войне в процессе подготовки Версальского мирного договора 1919г. не смогли договориться о восточных границах Польши, указав в ст. 87 этого договора, что вост. границы Польши «будут установлены впоследствии главными союзными и объединившимися державами». Подписанный одновременно с Версальским мирным договором договор о защите прав национальных меньшинств в Польше указывал, что Польша осуществляет суверенитет «над частью бывшей Российской империи, населенной в большинстве поляками». В соответствии с этим принципом территориальная комиссия Парижской мирной конференции 1919— 1920 выработала линию восточной границы Польши, утвержденную Верховным советом Антанты 8 дек. 1919. В ходе польско-советской войны 1920г., когда Польша оказалась в критическом положении, ее представители на конференции в Спа в 1920 согласились признать своей восточной границей линию, установленную 8 дек. 1919г. В соответствии с решениями конференции в Спа, британский министр иностранных дел Дж. Керзон в ноте, направленной Советскому правительству II июля 1920, изложил предлагаемую линию советско - польской границы (ставшей затем известной как «К. л.»). В ноте указывалось, что линия эта приблизительно проходит через Гродно — Яловка — Немиров — Брест-Литовск — Дорогуск — Устилуг, восточнее Грубешова, через Крылов и далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат. Однако пр-во Польши не согласилось с границей по т. н. «К. л.». По Рижскому мирному договору 1921 граница была определена к востоку от «К. л.», включая западные части Украины и Белоруссии. В своем заявления от II янв. 1944г. Советское правительство выразило готовность внести исправления в границу 1939, с тем, чтобы новая советско - польская граница прошла примерно по т.н. «К. л.». На Крымской конференции 1945г. по предложению СССР было решено, что восточная граница Польши должна идти вдоль «К. л.» с отступлением в пользу Польши в некоторых р-нах от 5 до 8 км. 16 авг. 1945 в Москве между СССР и Польшей был подписан договор об окончательном определении сов.-польск. границы, в целом установленной по «К. л.».

КЛЕРИКАЛИЗМ - идеологическая доктрина, предусматривающая приоритет церкви и духовенства в общественной жизни. Классический клерикализм являлся консервативной охранительной идеологией. На протяжении XIX в. его влияние ослабевает, а на смену жесткому клерикализму приходитполитический католицизм - движение за широкую общественно-политическую эмансипацию католиков в условиях демократической государственности. Современные формы клерикализма по своему происхождению связаны с формированием на рубеже XIX-XX вв. обновленной солидаристской социальной - доктрины христианской церкви и попытками рассмотрения этой доктрины в качестве единственной эффективной альтернативы решения конфликтных проблем индустриального общества. В частности, клерикализм тесно связан с воинствующим антикоммунизмом.

КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ – сотрудничество граждан оккупированной территории с оккупантами.

КОМАСАЦИЯ — сведение в единый участок межполосно разбросанных крестьянских земель с выводом в дальнейшем на хутора. Проводилось на основании закона о ликвидации межполосицы, который был принят польским сеймом в 1923 г.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ - оформилась в октябре 1923г. и входила в состав Компартии Польши на правах территориально-автономной организации. Последовательно боролась за победу социалистической революции в Польше, за право на самоопределение Западной Беларуси вплоть до отделения и присоединения к БССР, ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа. Была наиболее влиятельной партией в Западной Беларуси и насчитывала, несмотря на нелегальное положение, более 4000 человек. Распущена Исполкомом Коминтерна в августе 1938 г.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ (Коминтерн, Третий Интернационал) — международное объединение коммунистических партий различных стран. Созданный по инициативе В. И. Ленина в 1919г., К. И. способствовал укреплению (на платформе борьбы за победу мировой социалистической революции) интернациональной солидарности революционных сил рабочего и национально-освободительного движений. К. И. был организатором революционных выступлений рабочих ряда стран, движения солидарности трудящихся разных стран с Советской Россией и с освободительной борьбой др. народов, а с сер. 30-х гг. выступал в авангарде антифашистского движения. Однако абсолютизация опыта Октябрьской революции, неоправданность расчетов на мировую революцию привели К. И. к серьезным сектантским ошибкам. С конца 20-х гг. нарастает диктат Сталина по отношению к руководству К. И. Сталинизм в теории и практике в революционном движении, репрессирование многих деятелей К. И., свертывание антифашистской деятельности в 1939—41 нанесли международному рабочему движению серьезный ущерб. Прекратил свое соуществование в 1943г.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЕЖИ (КИМ)– создан на I учредительном конгрессе в Берлине в ноябре 1919г. Являлся секцией Коминтерна. Состоялось 6 международных конгрессов КИМа. В 1935г. комсомольские организации имелись в 56 странах. КИМ прекратил существование в 1943г. в связи с самороспуском Коминтерна.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ (КСМЗБ) – создан в январе 1924г. на I конференции КСМЗБ из разрозненных коммунистических молодежных организаций, стал составной частью комсомола Польши (КСМП) и работал под руководством Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ). Находился в нелегальных условиях и подвергался преследованиям.Наиболее известными руководителями были Н.Михайловский, В.Хоружая, М.Словик, А.Ольшевский, Н.Андреюк, И.Малец, М.Майский, С.Притыцкий, А.Федосюк, Н.Дворников и др.

КОММУНИСТЙЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ (КПЧ) - образовалась на базе Чехословацкой социал-демократической партии (левой)— ЧСДП(л). В основании КПЧ большую роль сыграли Б. Шмераль, А. Запотоцкий и др. Решение о создании КПЧ было принято на состоявшемся 14— 16 мая 1921г. в Праге XIV съезде ЧСДП(л), который вошел в историю как учредительный съезд КПЧ. На этом съезде бъединились чешские, словацкие, венгерские и закарпатско-украинские коммунисты. Съезд принял решение о вступлении КПЧ в Коминтерн. На состоявшемся в окт.- нояб. 1921г. Объединительном съезде была создана единая КПЧ, в к-рую вошли также польские и немецкие коммунисты. На выборах в Нац. собрание в нояб. 1925г. партия вышла на 2-е место по числу полученных мандатов (41 мандат). После 1933г. КПЧ возглавила борьбу за сплочение рабочего класса против фашистской опасности. КПЧ обращалась к руководству С.-д, и Нац.-социалистич. партий с предложениями о совместной борьбе против угрозы фашизма и войны и добилась заключения ряда соглашений о единстве действий на местах. VII съезд КПЧ (апр. 1936) выдвинул программу создания единого Нар. фронта. В 1938 КПЧ организовала ряд выступлений, направленных против готовившейся пр-вом капитуляции перед фаш. Германией. После Мюнхенского соглашения 1938 власти объявили в дек. 1938 о роспуске КПЧ. Руководство осуществлял подпольный ЦК КПЧ. Особые условия, сложившиеся в Словакии после расчленения Чехословакии, потребовали в 1939 организационного выделения партии в этой части страны в Коммунистич. партию Словакии. Работу партии направляло руководство КПЧ, находившееся в эмиграции (в Москве). КПЧ была ведущей силой антифаш. Движения Сопротивления.

КОНКОРДАТ– договор между папским престолом (Ватиканом) и каким-либо государством о положении, правах и обязанностях католической церкви в данном государстве.

КОНСЕНСУС– метод разработки и принятия решений, а также международных договоров, при котором обсуждаемое положение не ставится на голосование, а принимается согласованием. Под согласованием понимается положение, при котором участвующее в переговорах государство, даже если оно не согласно с тем или иным положением, тем не менее не возражает против принятия документа в целом в интересах международного сотрудничества.

КОНСЕРВАТИЗМ - идеологическая система, сформировавшаяся в конце XVIII - середине XIX в. в качеств доктрины, отражавшей негативную реакцию элитарных социальных групп феодального общества на политические, социальные, экономические аспекты процесса модернизации. В то же время консерватизм представлял собой нечто большее, нежели антиреволюционную политическую программу. Он превратился в целостную мировоззренческую систему, особый тип мышления, восприятия окружающего мира.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВЛЕНИЕ - форма правления, сдерживающего произвольное использование общественной власти посредством Конституции в целях обеспечения подотчетности правителей руководимому ими народу. При К.п. власти должны считаться с установленными юридескими и политическими ограничениями, отражающими права тех, кем правят. Это обеспечивается обычно рассредоточенностью (плюрализм) общественной власти. Наиболее известными конструктивными тому гарантиями являются разделение властей и принцип господства права. Демократическая конституция создает равновесие прав и обязанностей между гражданами и правительством и, в частности, поддерживает веру в то, что правление основано на согласии и имеет определенные ограничения; действия, выходящие за пределы этих ограничений, становятся предметом юридических возражений и судебного пересмотра. Основной современной формой К.п. хотя и не единственной, является либеральная демократия. Конституция при этом обеспечивает стабильную и законную основу для гарантии признания и надежного закрепления личных прав, учета различных интересов; политические партии мирно ведут конкурентную борьбу за власть, а правительства подотчетны народу на основе регулярно проводимых свободных выборов. К.п, может быть подвержено различным серьезным испытаниям. Плюралистический баланс интересов в об-ве может быть разрушен; личная свобода может пострадать в результате постоянного давления со стороны государственной власти; высшие должностные лица или другие политические лидеры могут узурпировать власть или обойти конституционные преграды на пути к личному господству; слабое политическое или экономическое руководство может подорвать веру в действующую систему; наконец, недовольные группы населения и различного рода меньшинства могут прибегать к насилию и спровоцировать авторитарную реакцию. Неудивительно поэтому, что стабильное и успешно действующее К.п. является главнейшим политическим достижением незначительного числа стран.

КОНСТИТУЦИЯ - правила, регулирующие объединение, и в особенности сочетание основных правил и принципов, характеризующих устройство, порядок и образование органов власти государства. К. является основным законом, определяющим источники, цели, пути использования обществ, власти и ограничения, накладываемые на эту власть. К. контролирует, а также легитимизирует правительство, организованное в соответствии с ней и действующее в ее рамках (конституционное правление). Почти все К. имеют полностью документированную основу, и конституция Великобритании, которая является неписаной (государственное устройство Великобритании), представляет собой редкое исключение. Большинство К. определяют сферы ответственности правительства, а также права и обязанности граждан. Некоторые не содержат правил и доктрин, контролирующих отправление власти, а выражают только национальные устремления. Стабильность и эффективность К. во многом зависит от того, насколько хорошо в ней представлены основополагающие общественные ценности, от уважения, которое питают к ней гражданские и военные элиты, и от ее легитимности.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона. Укрупнению предприятий способствовал растущий отрыв ведущих стран Запада в процессе модернизации промышленности, их господство на мировом рынке - мелкие предприятия имели меньше шансов самостоятельно действовать на внешних рынках сбыта. Однако все эти факторы способствовали главным образом экстенсивному росту производства. Технологическая революция конца XIX в. и формирование принципиально новой энергетической базы производства привели не только к следующему витку в процессе концентрации, но и существенно изменили всю техническую базу производства. Тем самым были созданы предпосылки и для глубоких организационных преобразований.

КОНЦЕССИИ - договор о передаче принадлежащих государству источников природных богатств или хозяйственных объектов в эксплуатацию на временный срок иностранным фирмам или частным лицам.

КОШИЦКАЯ ПРОГРАММА — программа первого правитедьства Национального фронта чехов и словаков, разработанная компартией Чехословакии. Формулировала основные задачи завершения национально-освободительной борьбы и принципы строительства народно-демократического гос-ва. Провозглашена 5 апр. 1945 в г. Кошице. К. п. предусматривала развитие Чехословакии как народно - демократического гос-ва двух равноправных народов — чехов и словаков, разрешение вопроса о Закарпатской Украине согласно волеизъявлению ее населения, установление на местах власти избранных народом Нац. комитетов, предоставление трудящимся широких демократич. свобод, предание суду лиц, сотрудничавших с оккупантами, запрещение фашистских и профашистских партий. В области экономики К.п. намечала проведение конфискации земли и др. мущества немецких и венгерских землевладельцев и коллаборационистов с целью передачи безземельным и малоземельным крестьянам; на заводах, шахтах, в банках, принадлежавших немецким и венгерским владельцам и коллаборационистам, вводилось национальное (гос.) управление. Основным принципом внешней политики К. п. выдвигала прочный союз и сотрудничество с СССР в военной, политической, экономической и культурной областях.

ЛИБЕРАЛИЗМ - идеологическая система, сформировавшаяся в ХУ111-Х1Х вв. в качестве целостного духовного комплекса, интегрирующего экономические, социальные, политические, правовые, культурные аспекты модернизации в единую цивилизационную парадигму. Классический либерализм превратился в символ индустриального общества и систематизировал базовые ориентиры его поступательного развития. Основу либеральной социальной философии составило представление о самоценности автономной личности и, как следствие, о безусловном преобладании индивидуального начала в общественной жизни. Человек, являющийся с точки зрения либеральной доктрины полноценной личностью уже в силу своего рождения, обладает правом полностью распоряжаться собственной судьбой, самостоятельно избирать ориентиры жизнедеятельности, пути реализации своих желаний и стремлений. Свобода личности как выражение естественных индивидуальных прав и равенство людей в естественном праве каждого на свободу составили основу либерально-демократической ценностной системы. Категория свободы в классической либеральной традиции воспринималась сквозь призму проблемы освобождения личности в условиях распада феодального общества.

ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ - умеренно-реформистская концепция, сформировавшаяся в странах «второго эшелона» в условиях форсированного индустриального рывка на рубеже Х1Х-ХХ вв. В основе ее лежал синтез на консервативной основе традиционных ценностных ориентаций и новой либеральной парадигмы. С точки зрения либерального консерватизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых модернизационных реформ зависела прежде всего от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей. Либеральный консерватизм предлагал проект достаточно радикального переустройства общества, но смысл этой концепции определялся идеей поступательного развития конкретного общества, а не универсальными категориями общечеловеческого прогресса. В отличие от либерализма, в том числе и социального, для которого ограничение свободы индивидуума определяется в конечном счете приоритетом прав других людей и ответственностью общества перед ними, либеральный консерватизм ориентировался на развитие самого общества как единого организма. Усиленная пропаганда идей органической солидарности и национального единства дополнялись в идеологическом арсенале либерального консерватизма новой элитарной концепцией государственной власти - теорией элит.

ЛИГА НАЦИЙ - международная организация, имевшая своей целью, по определению ее Устава, «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности». На Парижской мирной конференции 1919—20гг. была учреждена специальная комиссия по выработке Устава Л. н. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор и другие мирные договоры, которыми завершилась 1-я мировая война. Согласно Уставу, основными органами Л. н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат; все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. В 20-е и в нач. 30-х гг. в центре внимания Л. н. были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских о-вах, плебисцит в Верхней Силезии (1921), конфликт между Литвой и Польшей из-за Вильнюса (1921), конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (1924—25), конфликт между Боливией и Парагваем из-за области Чако (1928—32), агрессия Японии против Китая в 1931 и др. В этот же период Л. н. начала обсуждение проблемы разоружения. В 1926 в Л. и. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия и Япония вышли из Л. н.. СССР вступил в Л. н. 18 сент. 1934. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. н. в 1934—39, были: итальянская агрессия против Эфиопии (1935—36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров, в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936, итало-германская интервенция в Испании (1936—39), захват Германией Австрии (1938) и др. Совет Л. н. 14 дек. 1939 принял решение об исключении СССР из Л. н. Деятельность Л. н. формально была прекращена в апр. 1946г. решением специально созданной Ассамблеи.

ЛОКАРНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1925г. - состоялась 5-16 октября в Локарно (Швейцария) с участием представителей Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Франции и Чехословакии; приняла по инициативе английского пр-ва пакт, гарантировавший статус кво западных границ Германии. Наибольшие споры на Л. к. вызвал вопрос об условиях принятия Германии в Лигу наций. Великобритания и Франция требовали от Германии принятия обязательств об ее участии в полной мере во всех коллективных санкциях Лиги наций против «нарушителя мира», предусмотренных ст. 16 Лиги наций. Германская дипломатия возражала, ссылаясь на то, что Германия не может принять на себя обязательств по ст. 16 как «разоруженное гос-во». Позиция Германии диктовалась ее стремлением добиться прав на вооружение, а также ее намерением не порывать открыто отношений с СССР, складывавшихся на основе Рапалльского договора 1922, поскольку Германия была заинтересована в торгово - экономических связях с СССР, а также рассчитывала, поддерживая нормальные отношения с СССР, получить определенную свободу маневрирования, укрепить свои позиции перед западными державами и при благоприятных условиях добиться от них известных уступок. Между участниками Л. к. было согласовано такое компромиссное толкование ст. 16, которое позволяло Германии участвовать в совместных мероприятиях Лиги в той мере, в какой это было совместимо с «военным положением» Германии.

ЛОКАРНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1925г. - договоры между Бельгией, Великобританией, Германией, Италией, Польшей, Францией и Чехословакией. Содержание их было согласовано на Локарнской конференции 1925г. Включали: общий гарантийный договор — между Германией, Францией, Великобританией, Бельгией и Италией; германо - бельгийский, франко-германский, а также германо - польский и германо - чехословацкий договоры об арбитраже. Основным документом среди Л. д. был парафированный 16 окт. в Локарно и подписанный 1 дек. 1925 в Лондоне общий гарантийный договор, т. н. Рейнский гарантийный пакт о неприкосновенности государственных границ между Германией и Бельгией и между Германией и Францией, установленных Версальским мирным договором 1919, и сохранении демилитаризации Рейнской зоны. Восточные границы Германии (в отличие от западных) не подпадали под гарантию. Франция капитулировала перед Англией, отказавшись от своего требования гарантии границ своих союзников — Польши и Чехословакии; она подписала в Локарно с Польшей и Чехословакией отдельные гарантийные договоры, по к-рым обязалась оказать этим странам помощь в случае нарушения неприкосновенности их границ, если сама Лига наций не решит вопрос о принятии коллективных мер. Подписание Л. д. означало объединение бывших победителей и побежденной Германии. Л. д. привели к изменению в расстановке сил в Европе. Они свидетельствовали об ослаблении позиций Франции. Державами, выигравшими от Л. д., были Англия и Германия, рассматривавшаяся отныне зап. державами как «равноправный партнер». Л. д, вступили в силу после принятия Германии в Лигу наций (сент. 1926). 7 марта 1936 Германия односторонним актом расторгла Л. д. и ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону.

МАРТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1918 - Декларация словацкого народа о включении Словакии вместе с чешскими землями в единое чехословацкое государство. Принята 30 окт. 1918г. Словацким национальным Советом.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств. Особая система правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права и не включающая норм национального права.

МЕМОРАНДУМ - дипломатический документ, в котором подробно излагается фактическая сторона международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства.

МЕНТАЛИТЕТ — своеобразный способ мышления, склад ума отдельной личности или определенной социальной, национальной, религиозной и др. группы населения. Формируется под влиянием исторических, культурных, природно-географических факторов и является весьма устойчивым, стабильным на протяжении длительных промежутков времени. Охватывает сферу труднообъяснимых, нередко подсознательных установок, ценностных ориентаций, желаний, предпочтений, эмоций и чувств. Проявляется во взглядах на общество, государство, природу, других людей, семью и др.

МИЛИТАРИЗМ - политика роста вооружений и активной подготовки к захватническим войнам.

МЛАДОЧЕХИ(официальное название - Национальная свободомыслящая партия) - в 1874—1918гг. чешская буржуазно -либеральная партия. Основана 25 дек. 1874 членами оппозиционного течения внутри Чешской национальной партии (с этого времени называвшейся Старочехи). Выражая интересы чешской промышленной буржуазии и зажиточных крестьян, выступала с требованиями преобразования легальными средствами двуединой Австро-Венгрии в триединую Австро-Венгеро-Чешскую монархию с Габсбургами во главе. М. выдвигали требование некоторых буржуазно-демократич. свобод, резко критиковали тактические принципы старочехов и прежде всего т. н. пассивную оппозицию, заключавшуюся в отказе от участия в деятельности рейхсрата и чешского сейма. В середине 90-х гг. М. от оппозиции к пр-ву Габсбургов перешли к поддержке его. Прогабсбургская политика М. привела к уменьшению их политического влияния в чешских землях, особенно после победы с.-д. на выборах в рейхсрат (1899) - и выделения (1897) из Национальной свободомыслящей партии самостоятельных политических партий, в т. ч. Чешской аграрной партии. Принятая М. в 1907 новая программа свидетельствовала о полном отходе М. от принципов чешского государственного права и требования буржуазно-демократических свобод. Перед 1-й мировой войной М. стояли на позициях сближения с царской Россией, в годы войны проводили в основном прогабсбургскую политику. С 1919 Национально-демократическая партия Чехословакии.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ. Состоялось 28-30 октября 1939 г. в Белостоке. По национальному составу: белорусы — 621, поляки — 127, евреи — 72, украинцы — 53, русские — 43 и другие национальности. Собрание обсудило и единогласно приняло декларации о государственной власти, вхождении Западной Беларуси в состав БССР, о конфискации помещичьих земель, национализации банков и крупной промышленности. На заключительном заседании 30 ноября собрание избрало Полномочную комиссию в составе 66 человек для поездки в Москву, чтобы передать его решение относительно вступления Западной Беларуси в состав Советского Союза. Три делегата воздержались при голосовании этого вопроса.

НАРОДНОСТЬ — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации.

НАРОДНЫЙ ФРОНТ— форма объединения широких масс рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, средних слоев, антифашистски настроенной части буржуазии, сложившаяся в ходе борьбы против фашизма и войны, за национальную независимость, демократию и социальный прогресс. В Н. ф. входили коммунистические, социал-демократические, мелкобуржуазные партии, профсоюзы, прогрессивные молодежные организации. Идея создания Н. ф. была впервые выдвинута в середине 30-х гг. Инициаторами их создания были коммунистические партии. Стратегия и тактика Н. ф. были разработаны VII конгрессом Коммунистического Интернационала (1935). Несмотря на то, что антифашистские силы этих стран не сумели сохранить единство Н. ф., тем не менее он сыграл важную роль в сплочении партий и организаций, выступавших против фашизма, и заложил основы более широких антифашистских коалиций в годы второй мировой войны — национальных фронтов, сыграл большую роль в организации антифашистского движения Сопротивления, в победе народно-демократических и социалистических революций в ряде стран Европы.

НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (НДП) Польши (эндеки) - польская буржуазная партия (1897—1945), идейный продолжатель созданной в 1887 Польской лиги (реорг. в 1893 в Нац. лигу). Ее лидерами были Р. Дмовский, 3. Балицкий, В. Грабский и др. Эндеки выдвигали лозунги «классовой гармонии» и «национальных интересов». В 1905—07гг., добиваясь автономии Королевства Польского, НДП поддерживала царизм в борьбе с революцией. В последующие годы НДП поддерживала в Государственной думе идею «неославизма». Во время 1-й мировой войны, рассчитывая на победу России, соединение с Королевством Польским польских земель, находившихся под игом Австрии и Германии, и предоставление Польше автономии в рамках Российской империи. НДП возглавляла политический лагерь, ориентировавшийся на Антанту. В 1919г. НДП (переименованная в Национально-демократический союз) вошла в правительственную коалицию. В 1928 НДП была переименована в Национальную партию (Стронництво народове). В 1939—45 основная часть эидеков в эмиграции поддерживала польское правительство в Лондоне. В период фашистской оккупации Польши создали свою организацию «Нац. вооруж. силы». После установления народной власти НДП в 1945 прекратила существование.

НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Чехословакии (официальное название — Чехословацкая н а ц и о н а л ь н о-д е м о к р ат и ческая п а р т и я) - чешская буржуазно-либеральная партия. Возникла в феврале 1918г. путем объединения ряда чешских буржуазных партий (в т. ч. младочехов, части Реалистической, Гос.-правовой, Прогрессивной и др.). Первоначальное название (до марта 1919) —Чешская государственно-правовая демократия. Лидер Н.-д. п.— К. Крамарж. Выражала интересы чешского финансового капитала, группировавшихся вокруг Живностенского банка и Союза промышленников. Находилась большей частью в оппозиции по отношению к буржуазно-демократическим правительствам, с 1933 — в постоянной оппозиции. В 1925 из Н.-д. п. выделилось умеренное крыло, образовавшее Национальную партию труда. В окт. 1934г. заключила соглашение об объединении с «Нац. лигой» и «Нац. фронтом», став ядром т. н. Национального Объединения. Потерпев поражение на президентских выборах в конце 1935г., «Нац. объединение» начало распадаться, в конце 1938г. самораспустилось.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - осознание этнической группой своего национального происхождения, которое определяет патриотические чувства и небезразличное отношение к своей национальной истории, культуре и языку.

НАЦИЯ — тип этносоциальной общности людей, которая приходит на смену народности.

НЕЙТРАЛИТЕТ в международном п р ав е (ни тот, ни другой) - курс внешней политики государства, характеризующийся неучастием этого гос-ва в войне между другими державами и отказом от военной помощи воюющим государствам, а в мирное время - невхождением в военные блоки. Н. предусматривает право нейтрального государства на неприкосновенность его территории, граждан (не принимающих участия в военных действиях воюющих сторон) и имущества (не отнесенного к военной контрабанде). В случае нарушения Н. государствава последнее имеет право защищать свой Н. вооруженным путем. Соглашения, заключенные на этот предмет, называются вооруженным Н.

НОТА – официальный документ, которым оформляются ваопросы отношений между государства: заявление протеста, уведомление о каком-либо факте, требование о чем-либо.

ОППОЗИЦИЯ (противопоставление) - 1) противодействие, сопротивление своих взглядов, действий и т.д. другим взглядам и действиям; 2) группа лиц, проводящая политику противопоставления мнениям большинства.

ОСАДНИКИ –военные и гражданские колонисты, получившие от правительства Польши на льготных условиях земельные участки, или осады, преимущественно за активное участие в польско-советской войне 1920г. Осадники были социальной опорой режима на территории Западной Белоруссии и Западной Украины.

ОСАДНИЧЕСТВО – институт военных и гражданских колонистов (осадников), которых польское правительство переселяло из центральных регионов страны в Западную Белоруссию. Проводилось на основании специального закона от 17 декабря 1920г. «о наделении землей солдат польской армии, которые отличились в войне против России».

ПАРЛАМЕНТ — название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии как орган сословного представительства. В обязанности парламента обычно включают издание законов, принятие государственного бюджета, ратификацию международных договоров, назначение органов конституционного надзора.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - политическая система, при которой парламенту, согласно конституции, принадлежит руководящая роль в системе государственных органов. Парламентская система опирается на принципыпредставительной демократии.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями, он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монархов акты нуждаются в официальном одобрении министров.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что, во-первых, парламент формально является полновластным органом, который формирует фактически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной властью.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — распродажа через государственный банк мелкими участками (парцеллами) части государственных, помещичьих земель и земель беженцев, которые не вернулись на родину. Проводилась в Польше на основании закона об осадничестве от 17 декабря 1920 г., а также на основании земельного закона, принятого в 1925 г.

ПАЦИФИЗМ(умиротворяющий) - 1) мировоззрение, основанное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобщего мира. 2) философия международных отношений, получившая реальное распространение с середины 20-х гг. XX в., основанная на принципах создания международного правового пространства, системы международного арбитража, политики разоружения, отказа от войн как средства политики. 3) общественно-политическое движение, выступающее с морально-этическим осуждением агрессивной внешней политики и милитаризации, тесно смыкающееся с правозащитным движением.

ПАЦИФИКАЦИЯ(поль) – усмирение крестьянских выступлений при помощи карательных экспедиций.

ПИТСБУРГСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ — название документа, принятого 30 мая 1918 в Питсбурге (США) представителями чешских и словацких буржуазных эмигрантских организаций (Чешского национального объединения, Словацской лиги и Союза чешских католиков) в присутствии (как указывалось в П. с.) председателя Чехословацкого национального совета проф. Масарика. В П. с. говорилось о создании самостоятельного государства чехов и словаков. Устанавливалось, что новое государство будет республикой. П. с. намечало общие черты политического положения Словакии в составе республики: собственная администрация, сейм, суд, словацкий язык признавался официальным языком школы, учреждений и всей общественной жизни в Сло

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.