Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепции внешней политики Российской Федерации 1993, 2000 и 2008 годов: сравнительный анализ



Внешняя политика всегда была и остается одной из важнейших функций государства. От эффективно проводимой внешней политики во многом зависят экономическое, политическое развитие страны и решение вопросов националь­ной безопасности. Современные международные процессы заставляют пересматривать основные принципы формирования и проведения внешней политики всеми государствами вне зависимости от их веса на международной арене. Появление новых, негосударственных акторов, не может не оказывать существенного влияния на междуна­родные отношения, а непредсказуемость их по­ведения ставит перед государствами более слож­ные задачи при принятии внешнеполитических решений. «Эффективный механизм принятия и реализации внешнеполитических решений - это одно из ключевых условий эффективной внеш­ней политики... субъективные решения, которые рассчитаны на полшага вперед и основаны на конъюнктурных соображениях, здесь абсолютно недопустимы, поскольку любой шаг может иметь долговременные последствия, даже если субъек­ты, принимающие решения о таком шаге, в дан­ный момент не осознают» [1].

В качестве одного из механизмов внешнепо­литических решений выделяют стратегическое планирование.«Стратегическое планирование для успешной внешней политики абсолютно не­обходимо» [2]. «В рамках стратегического плани­рования формируются прогнозные, концептуаль­ные документы (концепции, доктрины, стратегии, основы), программные, планирующие и распоря­дительные документы, нормативные правовые акты, а также вспомогательные (аналитические, информационные, справочные) и другие материа­лы» [3]. К концептуальным документам при фор­мировании внешней политики государства отно­сится Концепция внешней политики, которая от­ражает виденье развития государства, его внеш­неполитических намерений на определенный период времени. Наличие Концепции не является обязательным фактором, но многие государства, предпочитают иметь подобного рода документ, поскольку он дает более целостное представле­ние и о развитии международных отношений, и о месте государства в данной системе, что позво­ляет эффективно использовать все варианты при принятии внешнеполитических решений.

Первая Концепция внешней политики у Рос­сийской Федерации появилась в 1993 году, целых два года после распада СССР государство обхо­дилось без какого-либо концептуального доку­мента, который координировал бы ее внешнюю политику. «Отсутствие общей внешнеполитиче­ской доктрины или стратегии стало для критиков Козырева аргументом и поводом для упреков ми­нистерства иностранных дел в отсутствии кон­цепции» [4]. Упреки звучали в адрес руководства страны и в первую очередь внешнеполитического ведомства, из-за тех промахов, которые привели к потере позиций России не только в мире, но и на пространстве бывшего СССР. Новый доку­мент должен был помочь РФ избежать просчетов, допущенных после распада Советского Союза, определить основные приоритеты во внешней по­литике и методы реализации поставленных перед государством внешнеполитических задач.

Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 года была принята в сложный для России период, когда прежние ценности и идеологические установки потеряли свою акту­альность, а новые еще не успели сложиться, в стране еще шел процесс «поиска новой полити­ческой идентичности» [5]. Несмотря на имеющи­еся недостатки, это была первая попытка концеп­туализации внешней политики страны. Данный документ станет основным при формировании внешнеполитического курса страны на целых семь лет, когда его заменят Концепцией внешней политики РФ 2000 года, которую в свою очередь сменит Концепция внешней политики Россий­ской Федерации 2008 года.

Таким образом, после распада СССР Россий­ская Федерация в определении своего внешнепо­литического курса руководствовалась тремя до­кументами, которые были приняты в 1993, 2000 и 2008 годах, и отражали внешнеполитические приоритеты правления трех президентов России - Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Для определения внешнеполитических при­оритетов государства, необходимо выяснить, какое место занимает стана в мировой политике. Чтобы ответить на данный вопрос нами были изучены все три Концепции внешней политики Российской Фе­дерации. Эти документы должны помочь ответить на вопрос о том, какое место отводит себе РФ и, каким оно видится на ближайшие несколько лет, а также какие изменения за 15 лет произошли у правительства России в восприятии места своего государства на международной арене.

Российская Федерация после 1991 года ста­новится преемницей прав и обязанностей СССР на мировой арене:«Россия как государство - про­должатель бывшего СССР осуществляет пере­шедшие к ней права на мировой арене» [6]. Но у новой России, нет того статуса, возможностей и политического веса, которым обладал Советский Союз, поэтому перед государством стоит зада­ча возродить былое политическое величие. И во внешнеполитической Концепции 1993 года одной из долгосрочных задач отмечается «возрождение России как демократического, свободного госу­дарства». Термин, «возрождение» показывает, что Россия еще находится в стадии трансформации, и не достигла того статуса в мировой политике, на который она претендует.

Какую же роль отводит себе России в буду­щем? В Концепции отмечено «полноправного и естественного включения РФ в мировое сообще­ство как великой державы» [7]. Одной из ключе­вых целей, которую определило правительство для России в девяностых годах, для достижения кото­рой государству необходимо было пройти слож­ный путь экономического, политического и соци­ального развития - это стать великой державой.

В документе часто встречаются такие термины и выражения, как «укрепление», «преодоление», «курс на развитие», «формирование», «нужно за­крепить», «должна стать», «должна добиваться», которые демонстрируют, что авторы Концепции прекрасно осознают, какое место на мировой аре­не занимает РФ, и как необходимо действовать, чтобы изменить ситуацию, и достичь поставлен­ной цели, в данном случае - превращение в вели­кую державу.

В Концепции можно встретить множество противоречий, например, в качестве основных приоритетов и принципов внешней политики России отмечено, «формирование принципиаль­но новых, равноправных и взаимовыгодных от­ношений с участниками СНГ и другими государ­ствами ближнего зарубежья, продолжение страте­гического курса на партнерские и союзнические отношения со странами традиционно дальнего зарубежья, наиболее преуспевшими в решении тех задач, которые решает сейчас Россия», но уже в следующем пункте Концепции одним из приоритетов отмечается «обеспечение за Росси­ей роли в мировом балансе влияния, в многосто­ронних процессах, по регулированию мирового хозяйства и международных отношений, соответ­ствующей статусу великой державы» [8]. Здесь можно задаться вопросом: «Будет ли государство имеющее статус великой державы выстраивать равноправные и взаимовыгодные отношения с другими государствами, которые данным стату­сом не обладают?».

Следующая Концепция внешней политики России была принята уже в период президент­ства В. В. Путина в 2000 году. С момента приня­тия первого документа, прошло семь лет, за это время изменилась сама Российская Федерация, ситуация в мире, и данные факторы не могли не отразится на определении приоритетов внешней политики государства и его самоидентификации в мировой политике.

В документе было отмечено укрепление международных позиций России, в то время как в 1993 г. Россия только стремилась к восстанов­лению своего международного статуса. Также отмечалось, что формирование новых равноправ­ных, взаимовыгодных, партнерских отношений с окружающим миром, заявленных в качестве основных приоритетов в Концепции 1993 г. не оправдались [9]. Если в предыдущем документе перед государством стояли задачи «укрепить», «достичь», «стать полноправным участником», то в новой редакции Россия отводит себе роль одного из ключевых игроков на мировой арене: «Россия - активный участник этого процесса», и более того она сама «оказывает существенное влияние на формирование нового мироустрой­ства» [10]. В тоже время правительство намере­но в дальнейшем активно принимать участие в международных отношениях, и оставаться одним из влиятельнейших акторов оказывающих влия­ние не только на региональную, но и на мировую политику. Чтобы сохранить за собой этот статус, Концепция предлагает дальнейшее «укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту» [11].

В качестве отличительной черты российской внешней политики Концепция 2000 г. отмечает сбалансированность, что подразумевает «сочета­ние усилий по всем направлениям. . поддержа­ние безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, . развитие и взаимодо­полнение внешнеполитической деятельности на двухсторонней и многосторонней основе» [12].

Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года была утверждена Прези­дентом Д. А. Медведевым в июне месяце, по­скольку Медведев Д. А., находился у власти око­ло двух месяцев, лишь недавно был избран пре­зидентом, то данный документ вероятнее разра­ботан еще командой В. В. Путина при его непо­средственном руководстве страной. В ее основе лежит документ 2000 года, в который были вне­сены дополнения учитывающие трансформации, произошедшие в международных отношениях, и изменения статуса России на мировой арене. Все эти факторы заставили авторов Концепции «переосмыслить приоритеты российской внеш­ней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответ­ственности за происходящее в мире и открыв­шихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повест­ки дня, но и в ее формировании» [13].

Если в Концепции 1993 года говорится о том, что Россия должна стать полноправным членом мирового сообщества, а в редакции 2000 года от­мечалось, что РФ уже стала активным участни­ком международных отношений и оказывает вли­яние на «формирование нового мироустройства», то Концепция 2008 года указывает на то, что роль страны укрепилась, что государство принимает участие в формировании и реализации междуна­родной повестки дня, а также, что Россия несет ответственность за происходящее в мире. Фраза «повышение ответственности за происходящее в мире», отражает виденье российского правитель­ства места и роли государства на мировой полити­ческой арене, и эта роль говорит о том, что Россия видит себя великой державой, поскольку берет на себя функцию ответственности. Хотя выражение «великая держава» в документе 2008 года ни разу не употребляется, да и в документе 2000 года мы встречаем, употребление выражения «великая держава» только один раз, но вот в Концепции 1993 года данное выражение употребляется три раза. Почему же исчезла из последней редакции формулировка «великая держава»? Можно пред­положить, что исчезновение связано со стрем­лением продемонстрировать отказ от советского прошлого, показать, что новая Россия ничего не имеет общего с СССР, и не пытается вернуться к своему имперскому прошлому. Ведь выражение «великая держава» тесно связано с лексиконом Холодной войны и периодом империализма XIX века, а для современной России, подобные ото­ждествления недопустимы.

Хотя отсутствие формулировки в тексте доку­мента не означает, отсутствие устремлений к ста­тусу одного из ведущих игроков на международ­ной арене. Параметры категории «великая держа­ва» в своей статье дала профессор Т. Шаклеина Она выделяет следующие параметры, которым должно соответствовать государство:

1) сохранять очень высокую (или абсолют­ную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики,

2) не только обеспечивать национальные ин­тересы, но и оказывать существенное (вплоть до решающего) влияние на мировую и региональ­ную политику и политику отдельных стран (ми-рорегулирующая деятельность),

3) обладать всеми или значительной частью традиционных параметров «великой державы» (территория, население, природные ресурсы, во­енный потенциал, экономический потенциал, интеллектуальный и культурный потенциал, на­учно-технический, иногда отдельно выделяется информационный потенциал).

Кроме выше перечисленных параметров су­ществует еще ряд признаков, которыми должна обладать страна, претендующая на статус вели­кой державы. Во-первых, это участие государства в мировой политике в качестве активного актора и наличие у страны воли к проведению мироре-гулирующей внешней политики. Во-вторых, на­личие у государства «культуры думать глобально, хотеть и быть способным действовать глобально» [14]. Все эти качества присутствуют у России, по­этому автор относит РФ к великим державам.

Черты великой державы, мы встречаем в Кон­цепции внешней политики Российской Федера­ции 2008 года. Во-первых, это проведение само­стоятельной и независимой внешней политики. Во-вторых, участие в формировании и реализа­ции международной повестки дня.В-третьих, об­ладание традиционными параметрами «великой державы»: территорией, населением, ресурсами, военным, экономическим, интеллектуальным по­тенциалом и др. В-четвертых, «воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропоряд­ка». И в-пятых, «повышения ее ответственности за происходящее в мире» [15].

Осознание ответственности за поддержание «безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне» [16], демонстрирует готов­ность России думать и действовать глобально, что является главным признаком «великой державы».

Как следствие укрепления международных позиций государства, стал поворот во взаимо­отношениях России с другими странами. Если в 2000 году одной из целей во внешнеполитиче­ском курсе было «содействие позитивному вос­приятию Российской Федерации в мире» [17], то в 2008 году целью стало «содействие объектив­ному восприятию Российской Федерации в мире» [18]. Данные изменения свидетельствуют, что Россия осознает себя, если не великой державой, то одним из глобальных игроков на мировой аре­не. Поэтому для нее, неважно чтобы ее все лю­били, и это невозможно быть хорошей для всех, главное, чтобы ее воспринимали непредвзято. Подобное отношение может позволить себе госу­дарство, осознающее себя великой державой.

В качестве выводов можно заключить, что в официальных документах по внешней политике Российской Федерации, принятых в 1993-2008 годах, отражены не только основные внешнепо­литические приоритеты страны, но и изменения, которые отражают трансформацию восприятия своего статуса государством на протяжении пят­надцати лет. Данная трансформация отлично про­слеживается по текстам Концепций, в 1993 году Россия стремится к восстановлению своих пози­ций, а 2008 году, она уже прочно, и уверенно за­нимает позиции одного из глобальных игроков в мировой политике.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.