Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание коррекционно-развивающей программы



Методические рекомендации по организации коррекционной работы для снижения уровня агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности.

На современном этапе развития российского общества актуализировалась проблема формирования личности школьника, ее оптимального саморазвития и самореализации в окружающем социуме. Самоопределение современного школьника происходит в условиях кардинальной смены духовно-нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание идеологии культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма. Пропаганда морально-нравственных ценностей западного образа жизни изменила духовную атмосферу российского общества, оказав существенное влияние на массовое сознание и общественное мнение различных групп населения и в особенности подростков.
Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Данные проявления требуют пристального внимания как со стороны вышеперечисленных специалистов так и родителей. Решению данной проблемы должны способствовать профилактика агрессивности. Но чаще приходится иметь дело с проявлением агрессии, что требует неотложного вмешательства и разработки коррекционных программ по устранению агрессивного поведения подростков.

В ходе нашего эмпирического исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся типы отношения к опасности, составлены их психологические портреты, исходя из описания которых, самыми агрессивными оказались игнорирующие – не сензитивные, а так же неопределенные – не сензитивные подростки.

Для этих подростков разработаны методические рекомендации по организации коррекционной работы для снижения уровня агрессивности. Описание данной коррекционной программы представлено ниже.

Описание коррекционно-развивающей программы

Цель: коррекция агрессивности подростков .

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Оценочный [13].

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по снижению уровня агрессии у подростков необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок

Цель- выявить, на каком уровне агрессия проявляет себя у подростков. Для этого мы используем валидные, наиболее часто используемые методики в области исследования агрессии:

1. Тест «Диагностика состояния агрессии» А. Басс – А. Дарки. Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций;

2. Тест «Оценка агрессии в отношении» А. Ассингер. Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими;

3. Тест «Руки» Э. Вангер. Данный проективный тест направлен на диагностику индивидуальных особенностей личности, оценку и прогнозирование открытого агрессивного поведения, проведение глубинного исследования потребностей и мотивов поведения.

Описание методик приведено в приложении ***

II. Установочный блок:

Цель - создание позитивной установки на психокоррекционный процесс у детей, воспитателей, родителей.

Методы:

1) проведение бесед с воспитателями о целях, задачах, методах диагностики и коррекции агрессивности подростков;

2) собрание родителей подростков, нуждающихся в психокоррекционной работе;

3) создание позитивной установки у подростков на психокоррекционной процесс как новую интенсивную деятельность через задействование механизмов эмоционального воображения.

III. Коррекционный блок:

Цель – проведение коррекционной работы по следующим направлениям:

а) групповая работа с учащимися.

Психологическую коррекционную работу с агрессивными подростками целесообразно строить по различным формам агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.

Второй уровень связан эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс, т.е. стресс, вредящий организму; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а так же высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях [17].

б) Работа с родителями.

Взаимодействие с родителями учащихся занимает важнейшее место в структуре психопрофилактики агрессии подростков, поскольку предпосылки формирования последней нередко закладываются в семье, а уже сформировавшийся стереотип агрессивного поведения проявляется вне семьи. Поэтому эффективность психопрофилактической работы может быть достигнута только в том случае, если родители будут работать сообща с психологом.

На первом этапе необходимо провести беседу с родителями. Необходимо проинформировать их о возрастных особенностях детей, характеристика их социально-педагогической ситуации.

На следующем этапе целесообразно проинформировать родителей об уровне агрессии подростков в общей форме. Задача этого этапа – обратить внимание родителей на поведение собственного ребёнка.

Последний шаг в выступлении – это формулирование конкретных рекомендаций для родителей по содействию снижения уровня агрессии подростков [11].

в) Работа с педагогами.

С целью предупреждения дальнейшего развития агрессивного поведения подростков в условиях школы необходимо разработать мероприятия, затрагивающих не только самих учащихся, но и других участников образовательного процесса – педагогический коллектив:

- психолого – педагогические консилиумы;

- семинары для педагогов, в рамках которых создаются «средовые» условия для успешной школьной жизни учащихся;

- проведение педагогами классных часов, направленных на профилактику агрессии непосредственно у учащихся.

IV. Оценочный блок

Цель – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата.

Таким образом, для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо посторенние целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами. Работа при этом должна проводиться параллельно – для положительного результата психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Рабочий план внедрения психокоррекционной программы

Таблица 14

Этапы работы Содержание этапов Сроки
1. Диагностический 1.Диагностика уровня агрессивности 2. Определение особенностей агрессивного поведения подростков Сентябрь
2. Установочный 1.Консультирование педагогов по применению конкретных психокоррекционных заданий в первую и вторую половины дня, создание ими соответствующей установки у детей. 2.Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблеме агрессивности. 3.Разработка серии занятий, которые будут проводиться психологом. Октябрь
3. Коррекционный 1.Контроль за коррекционной работой, осуществляемой педагогами. 2.Контроль за коррекционной работой, осуществляемой родителями. 3.Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом. Ноябрь
4. Оценочный 1.Проведение повторной диагностики. 2.Обсуждение итогов психокоррекционной работы с учителями и родителями. 3.Рекомендации учителям и родителям. Опрос родителей о динамике агрессивного поведения детей. Декабрь

 

Требования к участникам:

Разработанная программа рассчитана на участников в возрасте от 15 до 16 лет, состоящая из 10 занятий, каждое из которых занимает около 1,5-2 часов требуемого для проведения времени. Программу рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Наиболее оптимальный по численному составу является группа из 5-7 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой «плотностью» взаимодействия между участниками групповых заниятий, но и возможностью руководителя контролировать и управлять действиями участников, осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику в процессе групповой работы.

Профессиональные качество ведущего: ведущий должен иметь психологическое образование, опыт проведения тренинговых групп (желательно), опыт работы в тренинговых группах в качестве участника (обязательно).

Правила проведения: предпочтительное использование для работы просторный кабинет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.