Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перспективы сближения регионов



Во всех документах государственной региональной политики СССР и Россий­ской Федерации присутствует тезис о необходимости выравнивания регионов п0 уровню социально-экономического развития. Однако приведенные выше данные говорят о том, что осуществить эту цель очень трудно.

Перспективы сближения регионов по уровню ВРП на душу населения имеет смысл анализировать при условии общего экономического роста. Очевидно, приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста в отставших регионах превышает положительный темп прироста в более развитых регионах.

Расчеты показывают, что полное выравнивание регионов России по величине ВРП на душу населения в обозримой перспективе абсолютно невозможно.

Для достижения наиболее отсталыми регионами среднероссийского уровня при самых оптимистических прогнозах требуется не менее 15—30 лет, если, разумеется, не добиваться выравнивания любой ценой, например путем ограничения и даже снижения уровня развития экономически эф­фективных регионов. Практический смысл представляет более скромная цель — уменьшение отставания экономически менее развитых регионов. Стремление к данной цели имеет две главные побудительные причины: 1) более активное включение всех регионов в общероссийский рынок, отвечающее интересам всех регионов; 2) укрепление экономической базы отставших регионов для решения их социальных задач.

Наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства являются преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства и особенно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Уменьшение же межрегио­нальных различий по уровню экономического развития — это главное средство для решения социальных задач.

Две линии уменьшения пространственной неоднородности — социальная и экономическая — тесно переплетаются. Возможности отдельного региона (субъекта федерации, экономического района) по обеспечению уровня *изни населения в решающей степени определяются эффективностью регио­нального экономического комплекса (уровнем экономического развития) и г°раздо меньшей степени — межрегиональным перераспределением финан-ОвЬ1х ресурсов, которое внешне выступает как финансовые потоки между


Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства

центром и регионами. В то же время повышение уровня жизни — это одно из главных условий экономического роста интенсивного типа. В регионах данное условие, связанное с механизмами экономической заинтересованности, реализуется предметнее, чем на национальном уровне.

Идея выравнивания региональных уровней жизни в общем виде схоластична. Несмотря на то что разрыв между регионами по величине денежных доходов на душу населения (номинальных и с учетом прожиточногс минимума) существенно ниже, чем по производству ВРП на душу население (см. подраздел 5.3.2), прямолинейный подход к межрегиональному выравни­ванию и здесь неосуществим в обозримом будущем. Нужны более конкретньк и реалистичные подходы.

Первоочередной социальной задачей является уменьшение доли насе ления с денежными доходами ниже прожиточного минимума в первук очередь в тех регионах, где эта доля наиболее высокая.

В 1997 г. в целом по Российской Федерации доля населения с денежным] доходами ниже прожиточного минимума составляла 20,8%, а по 76 региона? (без Чечни, Ингушетии, Еврейской автономной области и автономны: округов) колебалась от 13,4% (Тюменская область) до 68,8% (Тыва). Очевидно что важное социальное значение имеет снижение по регионам максимально] доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, например сначала до 40%, затем — до 30% и т.д. Какое число регионов и каку} численность населения охватывает сформулированная задача?

В 1977 г. доля населения, находящегося за чертой бедности, превышал 40% в 11 субъектах федерации (общая численность населения в них —11, млн. чел.), а в 21 регионе (включая вышеуказанную группу) за черто бедности находилось более 30% населения (общая численность — 25,6 мл! чел.). При установленном пределе 40% необходимо перевести из зон бедности 1,1 млн. чел., а при пределе 30% — 3,0 млн. чел. Осуществлена данного маневра будет вполне по силам российской экономике уже на перво этапе экономического подъема. Для этого необходимо одновременно двигатьс с двух сторон: 1) рост экономической активности в наиболее бедных регж нах,повышающий занятость и предпринимательские доходы; 2) увеличен! социальных трансфертов из федерального бюджета (пенсии, пособия, миш мальная заработная плата и т.п.).

Качество начинающегося экономического роста будет характеризоваты не столько приближением наиболее отсталых регионов к лидерам, сколы увеличением числа регионов с положительными темпами прироста. Дифф ренциация положительных темпов прироста безусловно лучше выравниваш


5.4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления

отрицательных темпов. В подразделе 5.2.2 показана картина распространения промышленного роста в 1994—1997 гг., охватывающего все большую часть территории страны, включая обширные сплошные ареалы. Продолжения этого процесса следует ожидать в ближайшие годы.

Чем выше будут темпы экономического роста (в частности, ВВП), тем шире станут возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития. Однако не должно возникать иллюзий по поводу того, что эконо­мический рост автоматически переломит тенденцию межрегиональной диф­ференциации уровня жизни с дивергенции на конвергенцию (сближение). Растущая притягательность регионов с повышенной конкурентоспособностью и благоприятным предпринимательским климатом в сочетании с мобиль­ностью труда и капитала могут содействовать еще большему отрыву регионов-лидеров по экономическому развитию и по уровню жизни. Поэтому проблема социальной поддержки относительно бедных регионов не потеряет своей актуальности.

5.4

Дезинтеграционные тенденции

и возможности их преодоления

Интеграция и ее противоположность — дезинтеграция — это процессы, характеризующие изменения внутренней связанности экономического пространства. Очевидно, что данный аспект функционирования экономики чрезвычайно важен для России. Интеграция, если она основана на взаимной выгоде экономических партнеров, позволяет использовать преимущества взаимодополнения региональных экономик. Пространственная дезинтеграция, или ослабление межрегиональных экономических связей, создает угрозу экономической целостности страны.

Одк годность (неоднородность) и интегрированность (дезинтегриро-ванность) являются взаимосвязанными и взаимодополняющими характери­стиками качества экономического пространства. Однако соотношения этих характеристик существенно меняются при переходе от административно-плановой к регулируемой рыночной экономике.


Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства

В СССР неоднородность экономического пространства, особенно пространственная разобщенность производственного потенциала, трудовых и природных ресурсов, усиливала взаимозависимость регионов, требовала интенсивного межрегионального взаимодействия. При переходе к рыночным формам организации и регулирования экономики ситуация усложняется. Хотя для развития интеграционного процесса на рыночной основе неодноро­дность экономического пространства современной России не является непреодолимым препятствием, она ограничивает возможности рыночного саморегулирования и отвлекает значительные ресурсы государства на под­держку "слабых" регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает усиление не только интегрированности (связанности), но и однородности экономического пространства.

Теоретические принципы и фундаментальные понятия пространственной экономической интеграции рассматривались в подразделе 2.4.4, а инструменты исследования (межрегиональные модели национальной экономики) — в параграфе 4.4.

В анализе интеграционно-дезинтеграционных процессов, происходящих в российской экономике, необходимо различать влияние внешних эконо­мических связей и факторов, действующих внутри российского пространства.

5.4.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.