Межд.-пр. актами устанавливается обяз. разумная периодичность проведения выборов. На гос. уровне этот принцип обеспечивается нормативным закреплением срока полномочий органа и спец. механизмом назначения выборов, обеспечивающим обязательность их проведения.
Если соответствующим органом выборы не назначаются, это вправе сделать соответствующая избир. комиссия.
Закреплено в ст. 9 ФЗ.
Комм. к ФЗ А.А. Вешнякова: Обяз. и периодическое проведение свободных выборов в разумные сроки - одна из пуб.-пр. обязанностей дем. пр. государства. Государством должны гарантироваться периодический характер выборов, свободное волеизъявление граждан на выборах, защита дем. принципов и норм избир. права во взаимосвязи с общепризнанными принципами и нормами межд. права. В межд. праве обяз. х-р выборов рассматривается как обязанность государства проводить свободные выборы с разумной периодичностью (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Межд. пакта о гр. и пол. правах, ЕК о защите прав человека и осн. свобод - ст. 3 Протокола N 1).
Обязательность проведения выборов означает их назначение в связи с окончанием конст. (уставного) срока, на который избираются действующие органы (депутаты), или в случае досрочного прекращения исполнения ими своих полномочий в порядке, предусмотренном НПА, а тж проведение выборов в пределах того срока, который установлен для их назначения, подготовки и проведения. Периодический х-р выборов означает временной интервал между проведением предыдущих и очередных выборов, а тж разумную его продолжительность, которая, как показывает мировая практика, составляет в среднем 4-5 лет. Если обязательность проведения выборов связана с назначением и проведением выборов в связи с истечением срока избрания органов или депутатов и в пределах срока назначения и проведения выборов, то периодический х-р выборов связан с установлением предельного срока, на который избираются органы и в связи с истечением которого должны назначаться новые выборы.
Важную роль в пр. обеспечении обязательности проведения выборов играют постановления КС, конст. (уставных) судов субъектов и судов о/ю. КС, разрешая дела о соответствии избир. законов КРФ, рассматривает такие вопросы права, как назначение выборов, их периодичность и сроки, перенос этих сроков, определение дня голосования, являющиеся важным средством обеспечения или, наоборот, ограничения избир. прав граждан на обязательный и периодический х-р свободных выборов.
Гласность и открытость выборов, гарантии.
Ст. 3 ФЗ - Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, реф-ма, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, реф-ма осуществляется открыто и гласно.
Организация и проведение выборов должна осуществляться независимыми органами гласно и открыто – для обеспечения возможности общ. контроля за подготовкой и проведением выборов. Такой контроль должен обеспечиваться и эффективными пр. средствами контроля за соблюдением законодательства.
Комм. к ФЗ А.А. Вешнякова: Определены стадии избир. процесса, процесса реф-ма, на которых деятельность избир. комиссий должна проводиться открыто и гласно. При этом, если подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов действительно суть выраженные стадии избир. процесса, то подготовка и проведение выборов и реф-ма охватывают весь этот процесс, включая и упомянутые стадии. Данный принцип весьма важен, ибо гарантирует прозрачность всего хода процесса голосования, включая установление его результатов и возможную последующую их корректировку в результате суд. решений.
Открытость означает, что избир. комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением выборов, за "закрытыми" дверями.
Гласность же требует обяз. опубликования решений комиссий и факульт. опубликования отчетов о заседаниях и действиях комиссий и их д/лиц. Комиссии и их д/лица не вправе запрещать опубликование таких отчетов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все НА избир. комиссий, ОГВ и ОМС, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию, др. решения указанных органов, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
В этой связи можно привести положения ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", в соответствии с которым пользователи - граждане, ОГВ, ОМС, организации и общ. объединения обладают равными правами на доступ к гос. инф. ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Доступ физ. и юр. лиц к гос. инф. ресурсам является основой осуществления общ. контроля за деятельностью ОГВ, ОМС, общ., пол. и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и др. сфер общ. жизни. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации м.б. обжалованы в суд. порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Эти законоположения вполне применимы к выборам, реф-мам, деятельности соответствующих комиссий и др.