«Тюменский государственный нефтегазовый университет» 2012 г.
Содержание
1 Проектирование валов 5
1.1 Проектный расчет валов 8
1.2 Проверочный расчет валов на прочность 11
1.3 Расчет валов на жесткость 15
2. Пример расчета выходного вала цилиндрического 17
прямозубого редуктора.
Приложение 26
Литература 28
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Валы и оси очень широко применяются в технике, поэтому их расчет и конструирование весьма актуально.
Студенты при выполнении курсовых проектов, расчетно-графических и контрольных работ испытывают трудности по расчету и проектированию валов и осей, т.к. современной литературы не достаточно, особенно в филиалах ВУЗа. В литературе так же имеются различия в методике расчетов валов.
Предлагаемые методические указания позволяют формировать знания, умения, навыки по вопросу проектирования валов и осей для студентов всех форм обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ СТУДЕНТОВ
В результате освоения данных методических указаний студент должен:
· знать: расчеты валов и осей на прочность и жесткость;
· уметь: конструировать валы и оси, пользоваться необходимой технической литературой;
· владеть: основными методами расчетов валов и осей и их проектирования.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Овладение навыками творческой работы студентов в проектировании валов и осей, расчетами их на прочность и жесткость.
Правила выбора темы курсовой работы – по двум последним цифрам зачетной книжки (первая цифра – номер задания, вторая цифра – номер варианта);
примерные нормы времени на выполнение работы прописаны в соответствующих специальностям рабочих программах;
требования к оформлению работы указаны в учебнике - Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Академия, 2009 г.;
порядок защиты работы, критерии оценки работы прописаны в соответствующих специальностям рабочих программах.
Проектирование валов
Валом называют деталь, предназначенную для поддержания установленных на ней зубчатых колес, шкивов, звездочек и т. д., и для передачи вращающего момента.
Некоторые валы (например, гибкие, карданные) не поддерживают вращающиеся детали. Коленчатые и гибкие валы относят к специальным деталям и нами не рассматриваются.
Основными нагрузками на валы являются силы от передач и муфты. При расчетах принимают, что насаженные на вал детали передают силы и моменты на середине своей ширины.
Материалами для валов служат углеродистые и легированные стали (таблица 1).
Материалы и термообработка Таблица 1
Марка
стали
Диаметр
заготовки, мм
Твердость
НВ
(не менее)
Механические
характеристики, МПа
Коэффи-циент
120
80
0,09
0,10
40Х
120
0,09
0,10
40ХН
0,10
20Х
0,07
12ХН3А
0,10
18ХГТ
0,12
Для большинства валов применяют термически обрабатываемые среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х; для высоконагруженных валов – легированные стали 40ХН, 20Х, 12ХН3А.
Выполняют расчеты валов на усталостную и статическую прочность, жесткость и колебания.
Для окончательного расчета вала необходимо знать его конструкцию, тип и расположение опор, места приложения внешних нагрузок. Вместе с тем подбор подшипников можно осуществить только тогда, когда известен диаметр вала. Поэтому расчет валов на прочность выполняют в два этапа: проектный и проверочный.
Проектный расчет валов
Проектный расчет вала проводят в такой последовательности:
1. Предварительно оценивают диаметр выходного конца вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях
(1.1)
Принимают:
[τ] = (15…30) МПа – редукторных валов;
Полученные значения диаметра округляются до ближайшего размера
согласно ГОСТ 6636- 69 “ Нормальные линейные размеры”.
Так, из ряда указанного стандарта в диапазоне от 16 до 100мм предусмотрены следующие основные нормальные линейные размеры: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90. 95, 100мм. Разрешается использовать для цапф вала под подшипники размеры 35, 55, 65, 70 мм.
Оценить диаметр вала можно, ориентируясь на диаметр того вала, с которым он соединяется: например, если вал вращается непосредственно электродвигателем, то диаметр его можно принять равным или близким диаметру выходного конца вала электродвигателя, т.е. .
2. После оценки диаметра вала разрабатывают конструкцию вала.
Назначаются диаметры цапф вала (несколько больше диаметра выходного конца) и производится подбор подшипников. Диаметр посадочных поверхностей валов под ступицы насаживаемых деталей для удобства сборки принимают больше диаметров соседних участков (рис.1).
Диаметр цапфы вала подшипника
, (1.2)
где - высота заплечика (рис.1, а, в).
Диаметр под колеса
, (1.3)
где r - координата фаски подшипника (рис.1, а, б, в).
Высоту заплечика, координату r фаски подшипника принимают в зависимости от диаметра d (мм):