Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Немецкая классическая философия



 


Схема 12

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Общие представления о развитии философии Средневековья и Нового Времени можно получить из повторного штудирования радела 1.2. где речь идет о метафизике. Необходимо тоько изменить «ракурс» внимания, сосредоточившись на историко-философских аспектах. Главными моментами являются: секуляризация мировоззрения, возникновения нового товарного экономического уклада, интенсификация производительных сил, появление научного естествознания, эмпирического метода познания: опыта и математических средств обобщения опытных данных. Однако оставался ряд нерешенных вопросов. К их числу относятся: Каким должно быть гуманное общество, что может наука и научна, методология, способен ли человек знать истину, каково предназначение человека на Земле? Ответы на эти вопросы попыталась дать немецкая классическая философия.

Классическим именуется период развития философии в Германии со второй половины XVIII и до начала 40-х годов XIX века (схема 12). Этот период характе­ризуется бурными предреволюционными событиями во Франции, кото­рая долгое время была «законодательницей моды» как в политике, так и в идеологии. Франция – сосед Германии с запада. Соседом с востока была в то время Российская империя. На ее бескрайних просторах предпринимались социальные и экономические ре­формы. Германия оказалась зажатой между бурно прогресси­рующей в зкономическо-политическом отношении Францией и мед­ленно развивающейся Россией, что позволяло немецким философам сопоставлять эти две модели социокультурного развития. Резкие, иногда скоропалительные действия, которые предпринимала Франция, уравновешивались медленным, «тягучим» развитием России. Идея взаимоотношения противоположностей оказалась в центре внимания немецкой философии, в которой диалектика до­стигла зрелой формы. Поэтому и называют немецкую философию данного периода классической.

Даже последовательная пантеистическая позиция Спинозы оставляла много нерешенных вопросов, связанных с возможностью согласования различных мировоззрений, прежде всего церковно-религиозного, в облачении которого находилась социально-гуманитарная жизнь, и примитивно-научного (механистического), которое проникало только в сферу экономико-политических отношений. Вытеснение религиозного мировоззрения из естествознания было не столько робким, сколько неосознанным, ибо осознанно подчеркивалось, что Бог, совпадающий с природой, есть «начало начал» всего сущего.

Оппозиция философии природы («натурфилософии») по отношению к религиозной философии («теософии») нуждалась в логическом объяснении ничуть не в меньшей степени, чем борьба между различными классами в античном полисе. Сохраняя Бога, необходимо было определить, до каких пределов является достоверным знание о природе и что является критерием объективности знаний вообще? Этот вопрос обострился по причине разногласий внутри христианства: протестантизм теснил католичество, разлагая остатки родового строя и идеологически освящая экономико-механистический индивидуализм («социальный атомизм»).

Спор двух типов мировоззрений, как внешнего (между ними), так и внутреннего (внутри каждого из них), привел к необходимости подвергнуть критическому переосмыслению не только способность человеческих органов чувств давать знание о мире, но и способность человеческого(«светского») рассудка делать истинные умозаключения. Такая социокультурная обстановка обусловила постановку вопроса о «границах» между чувствами, разумом и верой, т.е. о «границах» активности человека-субъекта. Осознание такого сложного вопроса было уже не под силу «любительской» философии. Это могло быть сделано только профессиональным философом, профессором университета. Университеты в это время превращаются из религиозно- государственных структур по поддержанию религиозного мировоззрения в центры научной мысли.

ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА

Понятие «субъект» было конкретизировано родоначальником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724-1804) как «активное начало». Кант был крупным ученым-естествоиспытателем, автором гипотезы об образовании планетарной системы из первоначальной диффузной газовой туманности («газового облака»). Позднее Лаплас подвел под кантовскую гипотезу математическую базу, и она стала носить двойное имя Канта-Лапласа. Занимаясь естествознанием, Кант натолкнулся на проблему относительности нашего звания о мире. Он обратил внимание на коренное противоречие научного познания. С одной стороны, целью познания человеком мира является истина. Она состоит в соответствии наших знаний о предмете сущности этого предмета. Но теории о том или ином предмете сменяют друг друга. Более того, иногда существует одновременно несколько разных теорий об одном предмете. Как это может быть, ведь предмет-то один?

Отвечая на этот вопрос, Кант прежде всего преодолевает субъективизм, характерный для Дж. Беркли. Согласно последнему, наши знания о предмете, его образы есть комплексы наших ощущений, порождаемых энергией наших же органов чувств. Твердое, сладкое, тяжелое..., в сумме – это яблоко. И никакого предмета (в данном случае яблока) вне ощущений нет. По Канту, предмет существует объективно («вещь в себе»). Его субъективный образ есть результат отражения предмета в сознании. Однако это отражение не пассивно, а активно. Человек, особенно ученый, не просто копирует внешние контуры и другие явления предмета, а стремится выявить его сущность. Для этого он помещает изучаемый предмет в особые опытные условия, подвергает своего рода «пытке», заставляя предмет раскрыть свою тайну.

ИСТОЧНИК ОБРАЗА ПРЕДМЕТА

Этим Кант делает решительный поворот от понимания познания как пассивного созер­цания к пониманию его как активной, целенаправленной деятельности субъекта. Этот поворот назван в истории философии коперникианским переворотом. Суть его коротко состоит в следующем. Подобно тому, как мы практически «строим» предметы культуры, орудия быта и труда, подобно этому мы строим в «голове» образ предмета. Это построение, или, точнее, конструирование образа предмета не является произвольным. Оно зави­сит: а) от самого предмета, от которого познающий человек-субъект получает материал для ощущений, б) от условий конструирования субъектом образа предмета, в) от способности субъекта создавать наиболее богатый по содержанию образ. Первые два момента обусловлены самим предметом познания («объектом») и условиями опыта. Но известно из истории, что очень важную, если не решающую роль играет талант исследователя. Сколько ученых видели, как с деревьев падают яблоки, и лишь гени­альный Исаак Ньютон увидел в падающем яблоке пример закона всемирного тяготения. Яблоки примерно одни и те же, глаза – тоже, а результат прямо противоположный: для подавляющего большин­ства людей отдельные явления остаются мимолетными частностями, а для немногих талантливых исследователей они есть знамение общих, универсальных законов и сил.

Ставя вопрос о том, где коренится способность субъекта создавать из мате­риала ощущений, посылаемых ему объ­ектом, образы, в которых высвечивается сущность этого объекта, Кант заходил в логический тупик. Ни объект («вещь в себе»), ни данные опыта, выраженные в ощущениях, не являются источником способности субъекта конструировать целостные образы объекта. По Канту, конструирует образы из ощущений рассудок. Иделает это он, ужеимея в себе самом способность создавать такие образы. Она существует до всякого опыта («априорно»). И поскольку существо­вание данной конструирующей способности необъяснимо, она, в силу самого факта ее наличия, признавалась Кантом прирожденной челове­ческому сознанию.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕС- КОЕ СОЗНАНИЕ

Общая картина учения Канта о познании, которая является сердцевиной его философии, следующая.Существуют вещи сами по себе, которые являют свою сущность в опыте. Эта сущность фиксируется рассудком в процессе осознания опыта и на основе априорных формообразующих («синтетических») способностей («суждений»). Полученные мысленные конструкции изучаемого предмета, называемые теориями, могут вступить друг с другом в противоречия. Так, можно с одинаковой убедительностью теоретически доказать, что мир конечен, если исходить из научно-утопического представления о Вселенной, или бесконечен, ес­ли полагаться на религиозно-теологическое учение о бытии. Такие противоречия, по Канту, неустранимы, так как они объективны (т.е. не зависят от субъекта). Решение данного противоречия (Кант называл такие противоре­чия «антиномиями») – дело не теорети­ческого, а практического сознания (разума). Убеждения и вера являются решающим аргументом, склоняющим чашу ве­сов в пользу того или иного варианта решения антиномии.

КАНТ И ГЕГЕЛЬ О "ВЕЩИ В СЕБЕ"

Если учение И. Канта положило начало немецкой классической философии, то ее венцом и заключительным аккордомбыло учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Он начинал разворачивать своютеорию с того, чем Кант завершил свою. По Канту, «вещь в себе» является самым содержательно богатым образованием. В ней более всего содержится информации. Лишь часть ее, причем неизвестно какая и как, раскрывается субъекту в опыте, и, оформляясь в целостный образ, с помощью априорных син­тетических по природе суждений «вещь в себе» становится «вещью для нас».

Гегель в противоположность Канту полагал, что «вещь в себе» не закрыта для сознания субъекта. Само утверждение о том, что мы ничего не знаем о ней, уже содержит мизерную долю информации, пусть и отрицательного характера.

В суждении: я не знаю, что такое «вещь в себе» – уже содержится утверждение того, что мое знание о мире недостаточнои эта вещь мне незнакома. Значит,полагал Ге­гель, суждение о «вещи всебе» не самое содержательно богатое, а самое бедное.

ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИЯ?

Когда мы говорим о бытии «вещей в себе», мы просто фиксируем существование предметов. Это знание о них абст­рактно и бедно. Его следует конкретизировать, установив качест­вопредмета, количе­ство, понимаемое как величина, меру, понимаемую как единство качества и количества, и т.д. Далее Гегель считает необходимым перейти к категориям: сущность – явление – действительность, субъ­ективность – объективность – идея. В этом процессе предмет как бы растет на наших глазах, обора­чивается перед нами все более конкретными своими сторонами, воз­вышаясь вплоть до целостного синтетического образа, т.е. до идеи. Если «тайна» каждого отдельного предмета – его идея, которая относительна, т.е. существует во взаимоотношении и про­порции с идеями других предметов, то «тайна» всего бытия – абсо­лютная идея.

Таким образом, развитие предметов и бытия в целом подчинено определенным законам и осуществляется как бы по ступенькам от менее содержательной категории к более содержательной. Одновременно с этим раз­вивается и наше познание. Формы (категории) бытия оказываются и формами (категориями) познания и мышления вообще. Данное ут­верждение справедливо и с другой стороны: категории явля­ются одновременно формами развития бытия и познания.Здесь мы сформулировали знаменитый принцип Гегеля о тождестве (совпадении) мышления и бытия.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ

Развитие предметов в действительности осуществляется, во-первых,по закону взаимоперехода качества и количества: качество – количество – мера – скачок (и переход в новое качество). Вода, постепенно нагреваясь до температуры 100° по Цельсию, изме­няя свое количество, преступает меру, обусловливающую ее жидкообразное состояние. Ее структура разрушается, и вода переходит в газообразное состояние, т.е. в пар. Здесь Гегель описывает простей­шие связи предметов и их состояний, которые можно наблюдать в повседневной жизни, т.е. в бытии. Во-вторых, вода может нагреваться и охлаждаться сама по себе. Но необходимость и управляемость этим процессом осуществляется только с помощью сознательной деятельности человека.

Для Гегеля как представителя классического рационализма, вскрывшего определенные типы формообразований (развитых форм) философии и подошедшего вплотную к проблеме ее генезиса (становления), предметом постоянного внимания было инобытие идеи – абсолютной философии. Как мышление восходит к абсолютной форме? С этим вопросом Гегель, в общем, справился. А вот как мышление изменяется по форме, воплощаясь в свою противоположность, – Гегель раскрыть не смог. Формы мышления, точнее ряд объективных мыслительных форм, оказались у него положенными абсолютным субъектом, мышлением как субъектом – отпечатком абсолютного мышления во внешних формах. От Гегеля идет традиция превращать диалектику в субъект, а практику – в предикат. Действующий индивид и его мировоззрение оказывались опосредующим звеном между диалектикой и практикой, что исключало возможность конкретно-исторического понимания объективных мыслительных (диалектических) форм.

В этом пункте логика и метафизика у Гегеля суть принципиально разные вещи. Логика, оказывается, априори зиждется на метафизике. Более того, при плодотворности гегелевского положения о переходе идеального в реальное, мостиком связи между ними выступает метафизика. То, что Гегель не смог объяснить, он положил в основание как постулат, аксиому. Всякая деятельность его историипро­тиворечива. Она состоит из замысла («сущности»), его воплоще­ния в жизнь («явления») и осознания содеянного для следующего этапа деятельности («действительности») как единства сущности и явления. Здесь Гегель формулирует суть диалектики: единство, тождество противоположностей. Человек (как всемирно-историческое существо) сообразно своим целям и потребностям («сущность») изменяет окружающий мир, создавая необходимые предметы («явления»), одновременно изменяясь в этом процессе и сам («действительность»). Борьба противоположностей (субъекта и объекта) находит своё разрешение в переходе к самому способу деятельности по изменению окружающего мира.

В-третьих, Гегель отметил, что человеческая деятельность осу­ществляется не хаотично, а согласно понятию о необходимости и целесообразности. Это понятие не есть плод деятельности одного субъекта. Оно формируется в процессе истории общества объек­тивно. Вместе с тем, сама объективность реализуется посредством деятельности субъекта, которая осуществляется согласно вышепере­численным категориям. Движение мира и познающего его человече­ского мышления завершается на ступени абсолютной идеи, которая содержит в себе в свернутом виде все богатство категорий.

Переход от первой стадии (качество – количество – мера) ко второй (сущность – явление – действительность) и третьей (субъек­тивность – объективность – идея) осуществляется по закону отрица­ния отрицания. На первом этапе отрицания отрицания предмет возникает, т.е. формируется. Этот этап называется положением. На втором этапе предмет претерпевает изменения, отбрасывает мешающие качества. Это – первое отри­цание. На третьем этапе – изменение зрелого состояния предмета, в процессе которого он отбрасывает некоторые качества, приобретен­ные в зрелый период, происходит, якобы, возврат к старому. Это второе отрицание.

Можно привести примеры этого отрицания на материалах искус­ства, гражданской истории, науки. Но наилучший пример отрицания отрицания – развитие самой философии. На первом этапе (в период становления) древнегреческая философия рассматривает мир в нераздельной целостности множества стихий, борющихся друг с дру­гом. На втором этапе, т.е. в XVII-XVIII вв., эта единая целостность расчленяется на отдельные ее составляющие стороны, которые исс­ледуются независимо одна от другой. На третьем этапе происходит синтез. Абстракция, целостность древних греков отрицается абстрактной частичностью философов XVII-XVIII вв. и превращается в конкретную целостность. Целое здесь не просто механически состав­лено из частей, а представлено как единый организм, управляющий своими частям как органами.

РАЗУМ КАК ОСНОВА ИСТОРИИ

Наибольший интерес представляет философия истории Гегеля. Она рассматривается в согласии с идеоло­гией Просвещения как прогресс свободы. На первой стадия в госу­дарствах восточной деспотии свободы нет. Свободен лишь один де­спот. На второй стадии – в Древней Греции – свобода расцветает как царство прекрасной индивидуальности. Многочисленные мифологи­ческие герои и их подвиги олицетворяют ее. Но и здесь свободны лишь некоторые, т.е. полноправные граждане полиса, не связан­ные с добыванием хлеба насущного. Полная свобода достигается, по мнению Гегеля, лишь в романо-германском мире. Здесь свобод­ны все. Все имеют полное право на свободу мыслить. А свобода мысли, по Гегелю, есть истинная свобода, достигшая своего наи­высшего расцвета.

Итак, Гегелем завершается классическая немецкая философия, в основании которой лежала идея разумного бытия. После воплощения идеалов Просвещения в царстве разума и частной соб­ственности оказалось, что обещанного просветителями счастья не получилось. Подверглась сомнению и критике идея о том, что знание бытия есть осуществление человеческой свободы. Осуществилось от­рицание самой абсолютной идеи, т.е. идеи об истинном основании бытия – разуме. Критика классической европейской философии развивалась по трем основным направлениям: 1) новейшая за­падная философия; 2) марксизм; 3) русская философия XIX-XX вв..

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.