На уровне созерцательности диалектическая противоположность устойчивости и изменчивости неразрешима. Это убедительно показал философ Зенон Элейский. Он сформулировал ряд парадоксов, утверждающих несовместимость устойчивости и изменчивости. Наиболее известный из них – «летящая стрела». Зенон считал, что «летящая стрела» покоится, ибо она в любой момент движения занимает равное себе место. Попробуйте опровергнуть!
Ранняя античная философия пыталась объяснить характер первоначал мира, т.е. то, в рамках какого единства существует множество различных вещей. Вещи представали перед чувственным взором древнего грека как постоянно текучие и изменчивые. И чтобы знать и управлять ими, нужно было суметь найти устойчивые, «неподвижные» аналоги вещей. Таковыми древним грекам (как и первоначально нам) представляются понятия как первоначальные матрицы («пасочки»). Первоматерия, из которой рождаются различные вещи в Космосе, представлялась либо одной из стихий-первоначал, окружавших древнего грека, либо немногих из них: земли, воды, воздуха, огня. Но на начальном уровне сознания – уровне чувственного восприятия – невозможно правильно объяснить диалектику изменчивости и устойчивости. В восприятии устойчивость сводится к изменчивости (как у Кратила) или изменчивость – к устойчивости (как у Парменида). Значит, полагал философ Зенон, движение – это парадокс, его невозможно представить в понятиях.
ПРОТВО-
РЕЧИЯ
ЭПОХИ
СОКРАТА
Сократ (470-399 гг. до н.э.) – легендарная фигура древнегреческой и мировой философии. Противоречивость его социальной позиции и мировоззрения являлась отражением обострившихся до крайности объективных противоречий (антагонизмов), обусловленных войнами, особенно Пелопонесской (431-404 гг. до н.э.), которая привела к кризису основ полисной жизни и обострению проблем первопричин движения Космоса. Война разрушила традиционные родовые структуры полисов, обострила их внутренние антагонизмы сделала врагами друзей, друзьями врагов. Разрушались вековые родовые устои, Олимпийская система богов, понятия о долге и справедливости, чести, благе, наконец, мудрости. Системный кризис общества привел к разрушению военно-политической основы его – армии, строящейся на принципах народного ополчения. Аристократы переходили в стан демократов и наоборот, патриоты переходили на службу к врагам греков – варварам, изгонялись, прощались, возвращались или оставались в добровольной ссылке. Начинало преобладать наемничество. Наемников можно было перекупать и направлять против прежних хозяев. Ниспровергались старые святыни, а на роль новых претендовала «сильная личность», которая только и могла стабилизировать ситуацию, ввести жизнь в спокойное русло.
В период кризиса древнегреческого общества утверждается принцип философии Протагора: «человек – мера всех вещей». Разум, мудрость (по древнегреч. «ζοφία») человека признавались первоосновой мира – исходным пунктом его понимания, т.е. истиной – «стабильностью» (др.греч. – «ἀλήθεια»). Стабильность в понимании консерваторов обеспечивалась системой законов. В понимании же софистов такая стабильность могла быть основана на силе ума и воли выдающейся личности, которая только и была способна «проникать в истину». В борьбе со своими противниками – консерваторами – софисты применяли диалектику, но лишь поверхностно, как искусство победы в споре. Сама же победа в споре достигалась путем доказательства правоты своей собственной позиции с помощью любых аргументов. С точки зрения логики это означало подмену общего отдельным и наоборот. Так, софист Протагор утверждал, что «о всяком предмете можно сказать двояко противоположным образом». Так, Эзоп показал, что с одинаковой убедительностью можно доказать, что язык есть самое прекрасное (например, язык Гомера) и самое безобразное (например, язык клеветника). Противоречие между старым и новым оказалось неразрешимым для древнегреческой цивилизации и обернулась трагедией всего общества, которая привела к казни Сократа.
ЖИЗНЕННЫЙ
И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОКРАТА
Любимое выражение Сократа: «Я знаю, что я ничегоне знаю». Чем шире круг нашего знания, тем значительнее горизонты непознанного нами. Сформировавшись на рубеже предкризисной и кризисной эпох, Сократ принадлежал к бедному аристократическому роду, т.е. к наименее обеспеченным слоям полноправных граждан Афин. Как и всеафиняне, он исполнял воинскую повинность. Он проявил себя очень храбрым воином как в отношении отечества, неоднократно подавая пример мужества, так и по отношению к друзьям, спасая их в трудные минуты сражений. Известны случаи, когда Сократ не поддавался на уговоры совершить сделку с собственной совестью, пойти на уступки ради престижных обещаний. «Промежуточное» социальное положение Сократа обусловило объективность его мировоззрения. Он был свободен от предрассудков, не абсолютизировал какую-либо «крайнюю» форму общественно-политического устройства или миропорядка. Этим он возвысился над историческими крайностями, встав выше времени и истории. Его идеалы и философия абсолютны. Его образ свят. Он целостен.
В основе мировоззрения Сократа лежало незыблемое убеждение в верности Отечеству, стремление делать все, что идет ему на пользу. Мудрость Сократа созидательна, а не.разрушительна, как у софистов. Этим он отличается как от заскорузлых аристократов-консерваторов, так и от деструктивного скепсиса демократов, монархистов, и т.д. Сократ (и возможно небольшой безымянный круг его единомышленников – «кружок Сократа») оказался один на один с объективной историей и мудростью. Он и разделял и не разделял мировоззрение увязших в смертельной схватке оппонентов, вызывая этим первоначально их непонимание, ибо каждый из спорящих считал его сторонником своих противников, а затем ненависть. Поэтому вопрос состоит даже не в том, почему афиняне приговорили Сократа к казни, а в том, почему они так долго терпели его живого, позволяя отстаивать свои идеалы. Каждая из противостоящих партий приписывала ему грехи своих противников. Когда же стало понятно, что Сократ – общий враг, противоборствующие силы, объединившись, уничтожили этого общего врага. Затем, правда, поставили ему памятник, убедившись скоро в объективности, истинности его диалектики.
НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ ДИАЛЕКТИКИ СОКРАТА
Увы, Сократ был приемлем афинянам как памятник, но не как живой человек, приемлем как безмолвный, а не как изрекающий Истину, смущавший своей мудростью многочисленных богатых тупиц. Как видим, ирония истории состоит в том, что не «юношей смущал своими речами Сократ», как ему вменялось в вину на суде, а своих обвинителей. Посвятив свою жизнь Родине – Афинам, Сократ, неся истину, не пытался убеждать в чем-то юношей или переубеждать своих оппонентов, будь то консерваторы или софисты. Он стремился уточняющими вопросами научить собеседников мыслить логически-последовательно, ориентируя их самих на объективно-достоверные ответы. Эти ответы, по большей части, расходилась с наивными или субъективно-капризными претензиями «авторитетных» собеседников, но, тем не менее, по законам диалектической логики изрекались ими самими, вопреки их субъективным желаниям. Конечно, оппонентов Сократа раздражало его логическое, диалектическое мастерство заставлять собеседника двигаться в рассуждениях вопреки своим эгоистическим убеждениям.
Никакого зла, как ложно утверждали гонители Сократа, здесь не было. Наоборот, здесь было подлинное добро, помогавшее человеку столкнуться с истиной как с «совмещением» противоположных мнений и позиций. Сократ – и в этом его гениальность – не провозглашал «эталонных» ответов, а искусно логически конкретизировал стороны противоречия, приближаясь к истине. В результате и оппоненту истина становилась ясной. Когда Сократ рассматривал какой-нибудь вопрос, он исходил из общепризнанных истин, видя в этом надежный путь исследования. Поэтому Сократу удавалось достичь больше, чем кому-либо другому из известных нам мыслителей
Космос, общество, человек, государство жили в античности единой жизнью. Во временна Сократа Греция была единым организмом, где ко всем одинаково предъявлялись гражданские и моральные требования. Так, Сократ устами одного из своих собеседников повествовал: «И не только отдельные граждане, но и целые государства, которые особенно заботятся о нравственности и не терпят позорящих действий, часто бывают во враждебных отношениях между собою». Гражданственность–патриотичность–добродетельность – знание–мудрость – метод переплетены у Сократа в гармоническом единстве, основа которого – метод,т.е. диалектика.
ЕДИНСТВО
ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ
В основе философии Сократа находится проблема соотношения противоположностей. Предшествующие философы: Гераклит, Кратил, Парменид, Зенон – уже указали на противоречие, которое они стремились разрешить за счет абсолютизации одной из его сторон. В результате получалась большая путаница. Это заставило Сократа обратить внимание непосредственно на источник противоречивости мира: мира сознания (понятий) и мира бытия (вещей) - на общее и различное в этих двух мирах. Прежде всего, Сократ обратился к исследованию отношения между общими понятиями, например, добродетели, красоты, истины, и частными качествами вещей: добродетельности граждан, человеческой и природной красоты, истинности суждений и поступков.
В противоположность софистам, ограничивавшимся рассуждениями о предмете, Сократ переносил внимание с этихчастных и случайных представлений на сам способ (метод) общечеловеческого мышления. Этот способ мышления обобщенно отражает в философском плане способ использования общих понятий при характеристике отдельных вещей. Отсюда Сократ делал вывод о том, что сущность противоречия между общим и отдельным коренится в человеческом мышлении. Так, Сократ спрашивал у одного из своих собеседников: «Что значит знать?». Тот отвечает: «Ощущать». Но ощущения субъективны. Например, для одних данный ветер холодный, а для других – теплый. Для одних данный человек прекрасен, умен и добродетелен, а для других он безобразен, глуп и непорядочен. Что ощущения субъективны, в новые времена хорошо показал К. Прутков:
С ума ты сходишь от Берлина / А мне же нравится Медынь,
Тебе и горький хрен - малина, / А мне и Блан-Манже-полынь.
КОНСЕРВАТИЗМ И НО-ВАТОРСТВО
Согласно Сократу, ощущения и основанные на них старые, родовые традиции не являются критерием истины. Из этого следовало, что логическая позиция консерваторов неполна и одностороння. Но неверно было бы полагать, что, по Сократу, критерием истины является умение преподнести на словах предмет и так и сяк, и прямо, и криво, как полагали софисты. Сократ показал, что, согласно логике софистов, мудрейшим является не тот, кто может доказать, что белое есть белое, - это элементарно, а тот, кто может доказать, что белое есть черное, т.е. тот, кто может извратить истину. Вот тебе и софистическая мудрость! Так что же тогда есть мудрость или истина?
Консерваторы упрекали на суде Сократа в том, что он сводит добродетель к искусству спорить и запутывать в хитросплетениях словесных ухищрений своих собеседников. На самом же деле Сократ стремился поставить ум на твердую почву добродетели, ибо сам по себе ум неминуемо ведет к своей противоположности – безумию. Философией последнего и является софистика – способность нагромождать друг на друга бесплодные противоречия, уводящие ум от сути дела. В случайных и относительных характеристиках предмета софистика, стремясь выдать желаемое за действительное, топит его сущность. А сущность есть абсолютная доброта, абсолютная добродетель, абсолютная истина и т.д. Сами эти понятия нельзя определить, ибо определить абсолютное можно только через относительное, а это искажает его и, одновременно, истину.
Сократ не дал и не стремился дать философское определение «абсолютного», понятий: красоты, истины, добродетели. Он лишь призывал искать это абсолютное, избегая крайностей. Такие крайности, как логическое сведение общего к отдельному (в чем была коренная ошибка консерваторов), так и наоборот, – сведение отдельного к общему (чем страдала логика софистов), должны быть преодолены.
ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА
На самом деле консерваторов волновала не столько проблема общего и единичного, сколько сохранение собственного привилегированного положения. И за это их справедливо критиковали софисты, обвиняя в косности мысли и отсталости нравов. Но диалектика софистов-радикалов на поверку была только средством борьбы за получение социально-привилегированного положения. Претензии софистической диалектики на соответствие своего миропонимания новым реальностям рассеивались, как туман под солнцем, как только ей – случайной и неопределенной – противопоставлялась – необходимая и абсолютная – диалектика Сократа. В основе последней лежало понятие противоречия (вместе со способами его разрешения), Противоречие и утверждалось Сократом как сущность мышления. Обращая специальное внимание на принципы человеческого мышления, Сократ воплотил свой любимый девиз, начертанный на стене Дельфийского храма, "Познай самого себя". Подведем итоги сказанного о сущности диалектики.
Диалектика, по Сократу, есть искусство искать суть противоречия и способ его разрешения путем нахождения объективного значения противоположностей. Научить этому нельзя. Можно научиться искать выход из старого противоречивого состояния мироустройства к новому, более совершенному, не отбрасывая того положительного, что было накоплено в старом. Диалектика – способ поисков мысли для разрешения противоречий. Поэтому-то Платон назвал искусство Сократа диалектически мыслить – майевтикой, т.е. родовспоможением, которое отличается от повивального искусства тем, что здесь рождается не ребенок, а мысль.
При всей своей противоречивости Сократ – целостная фигура. Он возвышается историческим памятником над посредственностями своей эпохи именно благодаря своей последовательности, которая является главнейшим качеством диалектики. Умение последовательно мыслить и поступать – это подвиг, за который приходится платить очень многим: от добровольного отказа от мирских соблазнов вплоть до самой жизни, как в случае с Сократом.
2.1.3. Судьба наследия Сократа (Схема 7)
УЧЕНИЕ
ОБ ИДЕАЛЬ-
НОМ ГОСУ-
ДАРСТВЕ
Смерть Сократа символизировала гибель надежд на достижение стабильности полиса, начало процесса гибели античной цивилизации. Морально-политические требования Сократа не выдержали исторических испытаний. После казни Сократа образовался ряд сократических школ. Их возглавили Ксенофонт, Платон, Исократи др. (схема 7). Они предприняли попытку разработать и предложить обществу идеальнуюмодель государства, основанную на гармонии. Таковой с однойстороны являлись традиции, законы, моральные принципы, эстетические нормативы, а с другой- энергичность выдающихся личностей. Послесократовские мыслители («сократики») рассматривали сначала отдельныепростые вопросы вышеуказанной тематики, с неизбежностью углубляясь затем в вопросы общие,философские. Получалось, что, государство возникает потому, что люди, не будучи в состоянии жить и удовлетворять свои потребности в одиночку, объединяются для взаимопомощи. Так, потребность в производстве предметов потребления и их обмен вызывают к жизни сословие крестьян и торговцев. Потребность в защите государства – воинов. Нужда в управлении государством требует тех, кто овладел «царским искусством» гармоничного знания и практического владения идеалами добра, справедливости и ума. Это – сословие философов. Учение о государстве – социальный портрет философии сократиков. Они полагали, что все происходит из идей. Идеи являются вечными и неизменными, и передаются человеку через душу, являющуюся воплощением лучших качеств человеческого мира. Эти качества в образе системы идей (философских категорий) должны быть основой государственного миропорядка.
Его фундамент, идеал - «гармония». На ее базе должна строиться теория и практика идеального государства. С этой целью сократики претендовали на роль наставников царей. Однако результаты практических опытов сократиков по части философского наставничества тиранов были плачевны. Ученик Ксенофонта Кир-младший, далеко не всегда следовавший заветам своего учителя, погиб в сражении. Это заставило Ксенофонта скитаться и жить в принудительном или добровольном изгнании до конца своей длинной жизни (90 лет). Наставнические опыты Платона имели еще более печальный результат. Первый раз, когда Платон назойливо внедрял в сознание сиракузского тирана Диона свое учение о государстве, последний настолько разгневался, что продал Платона в рабство. Оттуда Платон был вызволен друзьями. В другой раз сын Диона – Дион-младший, пригласив Платона к себе на службу, вначале осыпал его подарками, но по той же причине, что и его старший родственник, отверг домогательства Платона на роль политического экспериментатора по части идеального государственного устройства. Платон, учтя печальный опыт, тайно ретировался.
Польза, благо, добродетельность и другие категории рассматривались сократиками неотрывно друг от друга как в отношении отдельного человека, так и в отношении всего общества и государства. В ходе этого рассмотрения обнаруживались противоречия, связанные с конкретным характером общественных отношений, выражаемых в этих категориях. Так, когда исследовался вопрос о добродетельности (человека, государства, правителя), неизбежно обнаруживалось, что добродетельность всегда конкретна. Что добродетельно для врагов(важные сведения о состоянии армии или флота предполагаемого противника как фактор укрепления их силы и могущества) – недобродетельно для друзей(как фактор ослабления их силы и могущества). А с другой стороны, ошибки врагов – это «достижения» друзей. Что добродетельно для подчиненных («подвластных»): малый объем выполняемой работы, частые отлучки, опоздания, преждевременный уход, некачественное исполнение поручений, то плохо для власти. И наоборот. Суть здесь состоит в суждении: «и наоборот».
Здесь возникало диалектическое противоречие, с которым античным мыслителям, мышление которых было ограниченно уровнем созерцания и, соответственно, методом созерцательности, справиться было очень сложно.Решить это противоречие они старались, углубляясь в рассмотрение общих положений (абстракций). Так, после описания различных видов добродетельных, честных, справедливых, мужественных, умелых и мудрых людей, правителей и государств, выделив затем аналогичные первосновы (мудрость, мужественность, рассудительность, справедливость), они переходили к изучению сущности данных категорий как общих образований. Итак, если государство, а именно к нему сводятся в конечном счете все разговоры, может быть различным по форме и по содержанию, чтобы сделать его удовлетворяющим требованиям «правильного», т.е. идеального, следует знать что такое идеальное. Значит, нужна теория идеального как центральная проблема философии.
В древнегреческом лексиконе идеальное («эйдологическое») – это то, что существует как вечное, неизменное, одним словом, как «чистый образец», эталонилиподлинник(«эйдос») государства. Его копируют реальныегосударства. Далее, определение эйдоса, предполагает в рамках созерцательного мышления рассмотрение того, как нужно подходить к определению этого эйдоса, т.е. какова методология познания. Так мы добрались до вопросов, которые в других философских учебниках обсуждаются, начиная с первых страниц, и из которых исходят «по умолчанию» как из абсолютной истины.
ПОНЯТИЕ «ИДЕЯ» У
СОКРАТИКОВ
Итак, если Сократ обрисовал лишь контуры объективного противоречия между идеей – обобщенным образом предмета и множеством разнообразных предметов самих по себе, то его ученики и последователи задавались вопросом: « Что же представляют собой понятия, с помощью которых мы изучаем предметы?». Платон объяснял сущность идеи в рамках античного миросозерцания. Оно было по преимуществу чувственно-образным. В процессе созерцания образ формировался в сознании человека путем первоначально-целостного отражения предмета. Иначе говоря, целостное представление о предмете складывалось в уме человека путем комбинации отдельных качеств предмета: пространственных, звуковых, вкусовых. По аналогии с образом предмета Платон объясняет образ эйдосов. Они, по Платону, отличаются от предметов своей сущностью, по-древнегречески: «ούζία», т.е. своим собирательным характером. Так, эйдос человека – один, а реальных людей много. эйдос прекрасного – один, а прекрасных предметов много… И человеческий ум созерцает эйдосы так же, как органы чувств воспринимают чувственные вещи, вплоть до понимания эйдоса как эталона вещей.
Если вещи существуют в повседневном мире и поэтому доступны человеческим чувствам, то эйдосы существуют над ними, в особом умопостигаемом мире и доступны только хорошо натренированному человеческому уму, который в состоянии видеть за массой случайных явлений вещи ее сущность. Материя как подвижное бытие есть мир вещей. Эйдосы же пребывают в неподвижном мире.
Платон использует образ пещеры. Человек как узник заключен в мирскую суету, живет словно в пещере. Пещера так глубока, что человек не может ничего знать о живом, подлинном мире, т.е. о мире эйдосов. Он дан человеку лишь косвенно, в образе теней. Над человеком протекает бурная жизнь: летают птицы, ходят люди, играет красками и формами природа, но он, как узник пещеры, не видит ничего, кроме черно-белого отражения этих подлинников в виде тех теней, которые они отбрасывают на противоположную стенку. Мы настолько сживаемся с этим тусклыми пещерными образами, что если нас поднять на поверхность, в истинный мир, т.е. мир эйдосов, то наши глаза и другие органы чувств, притупленные пещерной жизнью, окажутся не в состоянии видеть подлинный мир эйдосов в его подлинных пропорциях. Значит, созерцание эйдосов должно осуществлять особым, сверхчувственным образом, для чего необходим соотвествующий метод познания.
УЧЕНИЕ О
МЕТОДЕ
ПОЗНАНИЯ
Ответ на этот вопрос последователи Сократа, прежде всего Платон, ищут на пути объяснения таинственной способности человека познавать эйдосы. Как каждый человек имеет душу, так и каждый предмет имеет душу, в которой раскрывается его сущность. Душа предмета как бы скрыто вселяется творцом этого предмета в материю, из которой предмет сделан. По чувственной аналогии, согласно которой мыслят древние греки, можно предположить, что и в человека вселяется душа, которая составляет его тайную, скрытую способность понимать суть вещей – эйдосы. Здесь Платон использует популярное и сегодня учение о переселении душ. Согласно этому учению, в душе уже содержится истинное представление об идеях предметов. Но, вселяясь в суетное тело, душа как бы забывает обо всем. И затем в процессе жизни в теле припоминает то, что знала до вселения в это тело. Так осуществляется, по Платону, истинное познание идей как эталонных образов вещей (эйдосов).
АРИСТОТЕЛЬ О
ГОСУДАРСТВЕ
Античная философия была интеллектуальной реакцией на политическую действительность, пытаясь в пределах своих возможностей «исправлять», т.е. стабилизировать ее. Для Сократа это было уразумение, мы бы сказали, – просвещение, для его учеников, особенно для Платона – наставление государей. По Платону, идеальное сообщество основывается на добродетели, т.е. добродетельно-разумном правителе, который не даст себя увлечь ни толпе, ни олигархам, ни другим слоям населения, представляющим из себя антидобродетель, разрушающую основы общежития и уничтожающую лучших представителей граждан (например, и прежде всего, Сократа). Правитель способен утвердить повиновение, т.е. состояние стабильности, что приводит к соблюдению гармонии всех начал и интересов, если он ориентируется на мир эйдосов, искаженными копиями которых, как и всякие копии, являются отдельные объекты (люди, государства и т.п.).
Аристотель, в противоположность Платону, примыкая к Сократу, полагал, что задача философа не ограничивается наставничеством государя, привитием ему «мудрости». Правителю необходима опора в среде жителей полиса. Власть не удержать, если у государя не будет надежной социальной опоры, в лице такого сословия, в основе быта и мировоззрения которого лежит «умеренность». Такой идеальной опорой государства является сословие воинов, а идеальной моделью - образ воина-стратега, мудрого воина. Он может отстоять независимость Родины от внешних врагов и умерить притязания «внутренних» (олигархов, черни). Он по складу жизни и характера умерен в своих потребностях. Он не богат и не беден. «Умеренные», средние слои не обеспокоены отсутствием собственности (источника существования), или чрезмерными ее размерами, провоцирующими борьбу за власть, разрушение устойчивости полиса, приводящего его к гибели. Идеалы воина: патриотизм, спокойствие, порядок, – как раз то, чего так не хватало античному полису-государству. Такая идеология и политика, согласно Аристотелю, позволила бы удержать стабильность, утвердить состояние гармонии. Сам правитель, по Аристотелю, это воин, «первый среди воинов»: «Именно по сущности и по понятию, определяя суть ее бытия, добродетель есть обладание срединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной». Аристотель доказывал, что мудрость, в конечном счете, есть божественное знание, т.е. возвышенно углубленное знание «первых начал и причин» бытия. И как таковая мудрость сама есть первые начала и причины, есть своего рода «квинтэссенция» всего сущего.
КРИТИКА
ПЛАТОНА И
УЧЕНИЕ О "ПЕР-
ВОДВИГАТЕЛЕ»
Выступив против платоновской философии в целом и доказав преимущества умеренной, центристской политики в понимании основ государства, Аристотель стремился опровергнуть и методологию Платона, которая была основанием его политологии. Теория эйдосов предполагала преимущественное право эйдоса на истину. Эйдос выступал у Платона как подлинник, а все реальные вещи как копии. Нетрудно здесь усмотреть в образе эйдоса – правителя, а в образе отдельных реальных вещей-копий – жителей полиса, которыми он управляет. Такой постановкой вопроса Платон гносеологически узаконивает монополизацию истины в рамках эйдоса. Теория эйдосов Платона объясняла лишь целостность образов вещей, созерцаемых человеком. Вводя понятия эйдоса, Платон добивался лишь одного – объяснения общей основы вещей и общей основы их созерцания, т.е. понятий. Теория эйдосов Платона не рассматривала ряд вопросов, на которые обратил внимание Аристотель. Во-первых, понимание эйдосов как эталонов вещей удваивает мир разъединяя его, вместо того чтобы его объединять. Во-вторых, между эйдосом и вещью находится посредник. И поэтому простое указание на наличие эйдосов не объясняет их искомую связь с вещами. Так, полагал Аристотель, между эйдосом "человек" и реальным человеком, например, Сократом, оказывается посредник, в данном случае – "грек". Если же мы попытаемся связать теперь понятия "грек" и Сократ", то между ними опять окажется посредник, в данном случае – "белый человек". И так далее, в дурную бесконечность. Эти аристотелевские критические упрёки в адрес Платона получили в логике название "третий человек". В-третьих, эйдосы как сущности оторваны от явлений как вещей.
Три замечания Аристотеля в адрес теории идей Платона направлены против софистики в форме тех её остатков, которые сохранились у самого Платона, и в форме возможности его софистической интерпретации. Например, из утверждения о том, что (1) человек есть существо и (2) животное тоже есть существо, можно софистически утверждать, что (3) человек есть животное. В этой связи в противовес софистам Аристотель утверждал, что невозможно, чтобы некоторое качество было присуще и не присуще одному и тому же предмету. Так, невозможно утверждать, что снег бел и снег не бел, что человек ижив и мертв одновременно и т.д. Невозможно также утверждать, что предмет существует и не существует одновременно.
ПОНЯТИЯ
И ВИДЫ
ПРИЧИН
BEЩЕЙ
Далее, Аристотель показал, что сущность предмета (в данном случае – общества, категорий – классов жителей города) существует не вне его, как считал Платон, а в нем самом. Общее познается при раскрытии причин существования предметов. Причины бывают четырех видов: 1) формальная, раскрывающая форму предмета; 2) материальная, раскрывающая то, из чего состоит данный предмет; 3) действующая, что определяет тенденцию существования предмета; 4) целевая, определяющая его назначение. Например, чтобы сделать горшок, гончару требуется знание формыгоршка (что?), наличие глины (из чего?), владение технологическим процессом (как?), и цель (для чего?). Гончар имеет «вголове» форму или образ горшка, имеет под рукой глину, в которой он воплощает этот образ, знает технологический процесс изготовления горшка, вплоть до обжига, и реализует цель – продать горшок «заработать себе на жизнь». Рассмотрение цепи причин в последовательности от четвертой, через третью, вторую к первой не вызывает вопросов. Вопросы возникают, как только мы рассматриваем каждую причину в отдельности. Цель деятельности необязательно должна быть связана сактивным проявлением – это может быть и простое созерцание прекрасного произведения искусства или природы. Действие может быть направлено не во вне, а внутрь. Материя может сопротивляться форме, а не пассивно копировать ее. И, наконец, возникает вопрос: «Откуда берется форма»?
ВОЗМОЖНОСТЬ И
ДЕЙСТВИ-ТЕЛЬНОСТЬ
Здесь Аристотель сталкивается с фундаментальным противоречием. Действие есть воплоощение формы в материи, образа – в предмете. Определить же основные формы нельзя, ибо форма как замысел окажется формой каквоплощением, а форма не может быть воплощением, т.е. пассивной. Иными словами, каждый раз мы имеем форму уже в готовом виде, предшествующую материалу и самому способу (технологии)воплощения. По созерцательной аналогии с мышлением отдельного человека Аристотель объясняет и весь процесс развития Космоса. В нем вещи возникают посредством воплощения форм в материях, в основе всего находится Бог. Бог как перводвигатель движет предметами и людьми, оставаясь сам недвижимым. Однако, по замыслу Аристотеля, первая форма – Бог – не оторвана от материи подобно идеям Платона. Она, как и любая другая форма, вообще есть в возможности вещь. Как зародыш есть в возможности взрослый организм, так и форма как возможность при своем воплощении в материю есть готовая вещь. Аристотель показал чтоматерия – не полностью пассивна. Она относительно активна и сопротивляется форме, ибо не во всякой материи можно воплотить форму. Например, форму дома нельзя воплотить в воде, воздухе, но можно в дереве, камне. Более того, относительная активность материи обусловливает и активность формы. Она, по Аристотелю, как бы затрачивает энергию, преодолевая сопротивление материи в процессе своего воплощения в ней. В противном случае, если бы материя была абсолютно пассивна, то и форма, воплощаясь внее пассивным образом, сама потеряла бы активность.
СУЩНОСТЬ
ДИАЛЕКТИКИ
АРИСТОТЕЛЯ
Учение Аристотеля о перводвигателе не отвечает на все вопросы диалектики сознания и бытия. Сама диалектика остается у Аристотеля двойственной. Это проистекает из противоположности, точнее, разнородности созерцания иоснованного на нем действия. Когда мы созерцаем предметы, то они предстают перед нами в целостном, т.е. оформленном виде. Нашобраз, форма предмета в сознании является непосредственным отражением формы самого по себе предмета. Но когда мы действуем, создаем какой-либо предмет или общественное событие, мы переносим форму, находящуюся в нашем сознании, в действительность. И форма оказывается здесь предшествующей материалу («материи») и, в конечном счете, становится перводвигателем всего мира. На уровне созерцания это противоречие неразрешимо. Аристотель как философ отдавал предпочтение действию, прежде всего политическому. Отсюда и возникло его учение о перводвигателе, т.е. о главенстве и первенстве формы над материей иналичии «первоформы». Эта объективная двойственность диалектики Аристотеля, а не его субъективная непоследовательность. Иначе чем в формах своей эпохи Аристотель мыслить не мог. Вместе с тем, введением понятий возможности и действительности Аристотель преодолевает Платоновское абстрактное понимание идей («эйдосов») и их соотношение с вещами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы особенности развития и кризиса античной цивилизации? 2. Между какими основными сословиями и идеологиями происходила борьба в период кризиса? 3. В чем состоит сущность понимания огня как первоосновы мира у Гераклита? 4. Каково основное противоречие в понимании движения по Гераклиту? 5. Какие выводы из него сделали последователи Гераклита: Кратил, Парменид и Зенон? 6. В чем состоит суть противоречивости эпохи Сократа? 7. Что такое софистика? 8. В чем суть учения Сократа о противоречии? 9. Почему Сократ считал, что истина есть добродетель? 10. В чем сущность диалектики Сократа? 11. Почему Ксенофонт и Платон считаются преемниками Сократа? 12. В чем сущность «теории идей» Платона? 13. Как Платон трактовал процесс познания? 14. На чем основывается учение Платона о государстве? 15. Какие выводы можно сделать из рассмотрения философии Платона? 16. За что Аристотель критикует теорию идей Платона? 17. Сколько видов причин он выделяет? 18. Как Аристотель понимал взаимоотношение возможности и действительности? 19. Как Аристотель понимал взаимоотношение «формы» и «материи»? 20. В чем состоит двойственность диалектики Аристотеля?