Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы



В русском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников, замечательных памятников древнерусской культуры, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. «Изборник» Святослава (1076 г.) содержит ряд педагогических рассуждений: «Слово некоего Калугеря о четьи книг»; «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», «Слово, еже правоверну веру имети», «Св. Василия, како подобает человеку бытии», «Ксенофонта наставление детям своим». В Палеях, – наиболее читаемых библейско-апокрифических сборниках, – имелись рассказы по естествоведению и истории. Переводные с греческого сборники Физиологи или Бестиарии включали рассказы о животных, птицах, минералах. В «Пчеле» – сборнике исторических сюжетов, находились изречения античных авторов: Аристотеля, Диогена, Сократа, Плутарха, Пифагора, Ксенофонта, Софокла, Еврипида. Русский перевод «Пчелы» содержит главы «О учении и о беседе» (гл.15) и «О любомудрии и о учении детий» (гл. 17).[16]

Древнейшая переводная книга «Златоструй» содержала избранные творения греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста и служила для домашнего чтения. В нем содержалось знаменитое «слово о злых женах и самовластных, и язычных, и богобойных», повлиявшее на формирование древнерусских взглядов о женщине в «Домострое».

Духом христианского послушания и смирения проникнуты произведения князяВладимира Всеволодовича Мономаха «Поучение детям и всем кто захочет послушати» ( 1117) и Послание Черниговском князю Олегу. «Поучение» обращено не просто к детям, а к наследникам власти, и аналогично «Поучению» византийского императора Василия, «Наставлениям» французского короля Людовика Святого сыну Филиппу и «Отцовскому поучению» VIII в. из библиотеки тестя князя Владимира – англосаксонского короля Гарольда II. Из собственного опыта князь знает, что «жизнь есть грязный двор, который трудно перейти, не замарав светлых одежд души своей». Поэтому добродетельный властитель должен верить в Бога, быть щедрым и справедливым, любить грамоту и читать книги.

В период феодальной раздробленности центром Северо-западной Руси становится Господин Великий Новгород, а впоследствии и Псков, – в этих городах утвердилась республиканская власть вечевого строя. Во время археологических раскопок в Новгороде в середине ХХ в. ученые обнаружили несколько десятков берестяных грамот. Уцелевшие берестяные грамоты с выдавленными на них письменами, свидетельствуют о высокой грамотности почти всего населения средневекового города. Сохранилась не только деловая переписка, но и любовные письма, заговоры и ученические упражнения, некоторые грамоты написаны на латыни. Многочисленные адресаты нескольких десятков уцелевших грамот – веское доказательство того, что практически все горожане знали грамоту – господа и слуги, мужья и жены, работники и хозяева, а также – дети. Есть там и детские рисунки, один из них – принадлежал мальчику по имени Онфим, так он подписал берестяную грамоту почти тысячу лет назад. В качестве педагогов здесь выступали так называемые « мастера грамоты».

Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской реформы. До нас дошли не все памятники литературы. Отметим те произведения, которые имеют особое значение для современной педагогики. Это летописи «Повесть временных лет», «Поучение» детям князя Владимира Мономаха, «Домострой» священника Сильвестра, сборник поучительных афоризмов «Пчела». Также особый интерес представляет житийная литература (например, «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»), которые дают этические представления о правильной жизни, житийных ценностях, о нравственном воспитании детей. История показывает, что представленные воспитательные традиции послужили опорой формирования педагогической мысли Древней Руси. С помощью этих ценностей создавались основы нравственного, религиозного, трудового и физического воспитания. К сожалению в годы советской власти педагогические ценности древнерусской литературы утратили свою актуальность, предавались забвению наставления и нравоучению своих предков. Поэтому в настоящее время необходимо донести до подрастающего поколения не только видимую связь различных эпох, но и опыт нравственного воспитания детей. Так как, основой любого общества является семья, в ней происходит становление личности и развитие ребенка важным становиться вопрос изучения традиций воспитания в России, которые ярко представлены в литературных памятниках Древней Руси[17].

На основе теоретического анализа педагогических идей древнерусской литературы нами была разработана методика педагогических чтений для школьников. Она включает систему уроков из трех блоков по периодам. Определены формы (уроки) и методы (чтение, рассказ, беседа, дискуссия, диспут ) их проведения. Система уроков состоит из 8 занятий. Каждый урок построен с элементами интерактивных методов обучения. Таким образом, в процессе общения с детьми особое внимание уделяются диалогу, комментариям и установлению обратной связи. В конце педагогических чтений предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся. Оно заключается в создании учащимися мини-сочинения-наставления в одном из жанров древнерусской литературы. В результате такого изучения обучающиеся должны знать основные жанровые особенности древнерусской литературы; знать основные педагогические идеи и традиции воспитания и уметь их сопоставлять с реальной жизнью нашего общества.

Заключение

Опираясь на народные методы воспитания, педагога древнерусской цивилизации создала наиболее эффективные концепции воспитания, направленные на развитие и обогащение духовного мира личности, древнерусские педагогические концепции исходили из того, что человек должен совершенствоваться постоянно, в соответствии с меняющимися условиями или требованиями мироустройства. Однако ядро педагогики той эпохи – это трудовое воспитание, более того, воспитание любви к труду. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление педагогических идей древнерусской цивилизации в современной жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.Исследования проблем педагогических идей древнерусской цивилизации позволяют утверждать что концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как высшую форму выражения практической народной философии, как эссенцию веками накопленного коллективного опыта народных масс, направленную на воспитание и обучение детей и молодежи, педагогические идеи древнерусской цивилизации нашли гениальное воплощение в разнообразных памятниках устного народного творчества. Педагогика той эпохи была создана народом, педагогическая теория в дальнейшем ее подробно изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала ее. Вклад древнерусской педагогики бесценен, хотя и не занимает подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощен характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Древнерусская педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На сегодняшний день педагогические идеи той эпохи, а именно древнерусской цивилизации ярко и четко проявляются в системе современного военного образования. Выдающие деятели того времени как Кирик Новгородец, Геннадий и Макарий ввели такие принципы образования как системность, последовательность и прочность. Отметить что именно эти принципы нашли место в системе военного образования.

Педагогические идеи того времени проявлялись в трудовом, эстетическом, физическом и религиозных воспитаниях, которые до сих пор не потеряли своей актуальности, и оказывают огромное влияние на формирование кадрового, воспитанного и гуманного военнослужащего. Важно отметить что наши предки занимались и государственным воспитанием молодого поколения, что и чем занимаются сейчас в военных учреждениях в целях сплоченности русского народа и защиты государства. Заметим что такие методы проявления знаний и формы обучения как: дискуссия, обсуждение, групповые занятия, беседы и индивидуально групповые занятия которые использовались в древней Руси ,нашли отражение в современном военном образовании. Существенное значение придавалось и придается риторике. Она закрепилась в военной педагогической системе, так как от умения правильно читать, правильно мыслить и правильно излагать свои мысли зависит профессиональный и личностный успех каждого военнослужащего

Таким образом педагогические идеи и труды ученых мыслителей той эпохи стали фундаментом современной системы военного образования, и по сей день не потеряли своей значимости.


 

Список литературы

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.

2. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен - СПб: Юридический центр Пресс, 2004.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика - М.: Академия, 2001.

4. В.А. Сухомлинский Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2, с. 149

5. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли:. – М.: Владос, 2008.

6. Джуринский, А.Н. Педагогика: История педагогических идей - М.: Пед. об-во России, 2000.

7. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 2002.

8. История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008. - 432с.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

10. Использование педагогического наследия Н.К. Крупской в работе школы по коммунистическому воспитанию учащихся. Методические рекомендации /Сост. Г.П. Новоселова, Г.М. Климова. – М., 1982. – 43 с.

11. Коджаспирова, Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах - М.,1998.

12. Константинов Н.А. История педагогики. - М.: Просвещение,1982. -447с.

13. Латышина Д.И. История педагогики. - М.: Форум,1998. - 584с.

14. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения в 8 т. - М.: Педагогика, 1983.

15. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: в 8 т. - М.: Педагогика, 1983.

16. Мижериков В. А. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Роспедагентство, 2009.

17. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён - СПб: Алетейя, 2000

18. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2007.

19. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХVІІІ в. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1989.

20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М., 2007.

21. Сластенин В. А. Педагогика. – М.: Академия, 2009

22. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т.— Т. 2.— М., 1988.— С.30

23. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.

24. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: ист. хрестоматия / сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. - М.: Рос. открытый ун-т, 1992.

25. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7


[1] История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008. - 432с

[2] Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли:. – М.: Владос, 2008.

[3] История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 2002.

[4] Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.

[5] История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

 

[6] Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли:. – М.: Владос, 2008.

 

[7] История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008. - 432с

[8] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХVІІІ в. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1989

[9] Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли:. – М.: Владос, 2008 10.

 

[10] Использование педагогического наследия Н.К. Крупской в работе школы по коммунистическому воспитанию учащихся. Методические рекомендации /Сост. Г.П. Новоселова, Г.М. Климова. – М., 1982. – 43 с.

[11] История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

 

[12] Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006

[13][13] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХVІІІ в. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1989.

 

[14] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХVІІІ в. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1989

[15] История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008. - 432с

[16] Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006

[17] История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.