Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление и развитие педагогического сознания и образования в Древней Руси



Содержание

Введение. 3

1. Древнерусская цивилизация как колыбель традиционного педагогического сознания 5

1.1. Становление и развитие педагогического сознания и образования в Древней Руси 5

1.2. Вклад древнерусской цивилизации в развитие педагогики как науки. 11

2. Анализ антологического развития педагогических идей в Древней Руси. 15

2.1.Народная педагогика древнерусской цивилизации и ее влияние на развитие образования. 15

2.2. Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы.. 21

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 


Введение

Актуальность темы. Общеизвестно, что педагогика представляет собой одну из древнейших форм общественной занятости, которая оказывает влияние на все сферы социальной и иной жизни. Нужно отметить, что люди включились в процесс обучения еще задолго до появления письменности и школы как общественного института.

Процесс воспитания и образования является сложным, исторически обусловленным социальным феноменом. История развития педагогического сознания в России берет свои истоки от момента принятия христианства. Однако предпосылки для развития в древнерусской цивилизации педагогического сознания сформировались в предшествовавшие века. Они обуславливались увеличением населения и усложнением сельскохозяйственного труда, обособлением ремесленного труда и зарождением отдельных ремесленных поселений, а затем хорошо обороняемых городов. Кроме того, необходимость в развитии педагогики как общественного института обуславливалась переходом от матриархата к патриархату, таким образом, все эти перемены стали причиной усложнения воспитательного и образовательного процессов.

Постоянный процесс аккумуляции и передачи социально-исторического опыта отразился в формах народно-педагогических традиций, заложил фундамент нравственного, умственного, эстетического, физического воспитания, что свидетельствует об актуальности выбранной темы.

Цель данной работы заключается в исследовании развития педагогических идей древнерусской цивилизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

- Проанализировать становление и развитие педагогического сознания и образования в древнерусской цивилизации;

- Проанализировать вклад древнерусской цивилизации в развитие педагогики как науки;

- Рассмотреть народную педагогику древнерусской цивилизации и ее влияние на развитие образования;

- Проанализировать развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы.

Объект работы – вклад древнерусской цивилизации в развитие педагогики как науки.

Предмет работы – педагогические идеи и педагогическое сознание древнерусской цивилизации.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 


 

Древнерусская цивилизация как колыбель традиционного педагогического сознания

Становление и развитие педагогического сознания и образования в Древней Руси

Процесс воспитания и образования является сложным, исторически обусловленным социальным феноменом. История развития педагогического сознания в России берет свои истоки от момента принятия христианства. Однако предпосылки для развития в древнерусской цивилизации педагогического сознания сформировались в предшествовавшие века. Они обуславливались увеличением населения и усложнением сельскохозяйственного труда, обособлением ремесленного труда и зарождением отдельных ремесленных поселений, а затем хорошо обороняемых городов. Кроме того, необходимость в развитии педагогики как общественного института обуславливалась переходом от матриархата к патриархату, таким образом, все эти перемены стали причиной усложнения воспитательного и образовательного процессов.

Нужно отметить, что земледельцев или ремесленников обычно воспитывали в семьях непосредственно в трудовом процессе. Если в семье принимали решение, что ребенок будет осваивать ремесленную специальность, то он поступал на воспитание в семью ремесленника. В этот период появляется также институт социального военного воспитания, тогда ребенка в возрасте двенадцати лет отправляли на обучение в специальное военное поселение. Одним из самых сложных воспитательных процессов был процесс воспитания жрецов, так как предполагалось, что они будут сильно отличаться по уровню знаний, духовности и пониманию природных явлений и человеческой сущности от большинства других людей.

В VII в. появилась славянская письменность, названная посткириллицей, ее основой являлся греческий алфавит. Во второй половине IX в. на славянский язык начали переводить священные и богослужебные книги. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, а также деятельность их единомышленников, привела к популяризации христианства среди славян. Кроме того, проводилось активное внедрение новой письменности и, тем самым, происходило развитие культуры. Существует научное мнение, что еще до официального принятия христианства, кириллица уже использовалась в качестве основного алфавита государства, вытесняя другие алфавиты, в том числе и изначальную славянскую письменность. Однако на Руси глаголица использовалась на протяжении еще долгих лет. Нужно отметить, что различные формы образования появлялись на Руси еще до принятия христианства. [1]

Принятие христианства в 988 г. послужило предпосылкой для значительных преобразований всех сторон жизни Древней Руси, в том числе коренных изменений в педагогической системе. Нужно отметить, что именно после принятия христианства, Русь была причислена к наиболее передовым государствам того времени. Нужно отметить, что уже в первые десятилетия после этого, люди смогли освоиться с изменившимися морально-нравственными устоями, а также начали создавать свои собственные творения, которые и сейчас поражают своим великолепием. По мнению Б. В. Сапунова, русская культура того времени во всем своем многообразии вызывает чувство глубочайшего уважения и восторга перед темпами и широтой ее распространения. За полвека после крещения, в стране появилось целое поколение великих писателей и философов, то есть, христианство явилось своеобразным катализатором внутреннего духовного и интеллектуально потенциала самобытного русского народа.[2]

С принятием христианства существенные преобразования коснулись и педагогического процесса, в том числе сформировались новые его формы. С этого периода именно религиозные православные идеи стали основой педагогической системы того времени.

Государственное воспитание в то время охарактеризовалось более конкретными чертами, в частности, оно стало ориентировано на формирование единства русского народа, защиты своего государства и т.д. Самые существенные преобразования коснулись семейного воспитания. Основной педагогической идеей того времени выступал идеал христианской семьи и семейного воспитания, основывающегося на христианских заповедях. Именно благодаря принятию христианства изменились отношения внутри семьи. Уже во времена правления Ярославом внутрисемейные отношения стали регулироваться законодательно.

Кроме того, христианство обладало огромным значением для развития педагогической системы в целом. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то после его принятия система и принципы школьного образования существенно изменились по целям, содержанию, методам преподавания и отношениям между учителями и учениками.

Образование в древнерусской цивилизации сложилось в особую систему, которая состояла из начальной школы («ученья грамоте»); средней школы, в которой можно было получить более высокие знания (княжеские и монастырские школы) и высшей школы («училищ»).

Нужно отметить, что цели и методики преподавания в начальной школе того времени являлись схожими с методиками и содержанием обучения в европейских и византийских школах. Однако были и различия, прежде всего в том, что в древнерусских школах преподавание велось на понятном для учащихся церковно-славянском языке; кроме того, учителя того времени крайне мягко и терпеливо относились к учащимся, о чем свидетельствуют многочисленные исследования источников тех лет. [3]

Основная масса городских образованных людей и священников получало образование именно в средних школах. Если предполагать, чтодеятельность священнослужителей, переписчиков книг и иных служащих требовала высоких знаний во многих областях, то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней Руси.

В таких школах основой обучения являлась грамматика, тут акцент делался на умение правильно читать и понимать текст, а также анализировать его. Основной учебной книгой в таких школах являлась «Книга осмочастная». Методика преподавания заключалась в чтении и толковании различных текстов, с целью обнаружения скрытого аллегорического символического смысла.

Существенное значение придавалось и риторике, так как умение грамотно и красиво излагать мысли являлось необходимым как для будущего священника, так и для государственного деятеля. Кроме того, в занятия по риторике включались и знания по этике. Этика изучалась по труду Георгия Хировску «О образах». Обучение в средних школах заканчивалось изучением диалектики или философии, которые были связаны с богословием и умением толковать Священное писание. Обучение проводилось по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».[4]

В этих школах обязательным также являлось изучение иностранных языков, как правило, древнегреческого или латинского. Более того, в источниках тех лет можно найти упоминания о людях, которые владели и сирийским и древнееврейским языками, в то время, живыми языками соседних народов.

В соответствие с исследованиями можно предполагать, что в этих школах также практиковалось обучение арифметике и счету на абаке. В этом отношении большим значением обладает труд Р. А. Симонова, который старался не просто проанализировать, но смоделировать общее содержание математической культуры древнерусской цивилизации. Он считал, что математики Древней Руси не уступали по глубине знаний математикам наиболее развитых государств той эпохи.

По мнению Б. В. Сапунова, при Софийском Соборе во времена Ярослава Мудрого была создана академия. Он полагал, что педагогическая система того времени была бы не завершенной, если бы не существовало высшего звена, а именно – средневековой академии. По мнению ученого, Ярославом Мудрым была учреждена особая переводческая коллегия и скрипторий, где трудились как русские, так и греки. Результаты их трудов дошли и до наших дней. Помимо переводческой деятельности в этой академии вели летописи, составляли ораторские произведения, описывали жития святых и князей. Можно сделать вывод, что данный научный институт функционировал в качестве строго иерархичной организованной структуры, в которую входили высокообразованные люди, способные решать наисложнейшие задачи. [5]

Видимо, высокий уровень образования можно было получить в крупном монастыре, таким монастырем являлся Киево-Печерский. Этот монастырь являлся научным и педагогическим центром древнерусской цивилизации, в нем сосредоточились все высшие знания тех лет. Можно сказать, что Киево-Печерский монастырь был Альфой и Омегой Древней Руси. Здесь избранные могли не просто получить высшее богословское образование в пределах существовавшей программы, но и сильно превзойти ее, лишь за XI – XII вв. из стен этой духовной и научной обители вышло свыше пятидесяти епископов. Кроме того, тут обучались иконописцы, архитекторы, врачи и летописцы.[6]

Кроме того в этот период научными и педагогическими центрами выступали библиотеки. Крупные библиотеки, которые существовали при академии Ярослава Мудрого в стенах Киево-Печерского монастыря, Новгородского Софийского собора и в других крупных монастырях, соборах, княжеских резиденциях, являлись фундаментом широкой просветительской и педагогической работы.

Нужно отметить, что с XI в. начало практиковаться обучение грамоте женщин. Образование женщины получали, как правило, на дому или при монастырях. Наибольшей известностью пользуется школа Ефросиньи Полоцкой. Девочки учились читать, писать, считать, петь и вести хозяйство. Во многих источниках сохранились свидетельства, что некоторые женщины древнерусской цивилизации были очень хорошо образованы, владели иностранными языками, а также были обучены риторике и философии.

В XI в. сложилось определенное, достаточно сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой ступени школы. Основу содержания образования древнерусской школы составлял церковно-славянский язык, близкий древнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на церковно-славянском языке; тексты религиозной, художественной и другой литературы. Содержание образования характеризует литературно-художественная направленность всего процесса обучения; тесная связь народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от проповеди до художественных произведений).

Основы содержания образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в. В этот же период стали широко использоваться такие образовательные методики, как: буквослагательный метод обучения чтению, счет на предметах, индивидуально-групповая форма обучения. Стоит повторить, что обучение проводилось на доступном церковно-славянском языке.

Основная форма обучения в то время заключалась в проведении индивидуально-групповых занятий. В процессе изложения и анализа материала использовались такие методы как: экзегетический, художественный и научный. Особое место занимали дискуссии и обсуждения, считавшиеся высшей формой проявления знаний.

Таким образом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только значительных успехов в развитии многих сфер культуры, но и стала высокообразованной (по масштабам того времени) страной, в которой сложилась в определенной мере целостная система образования. Такие объемы культурного строительства безусловно требовали сознательной и долговременной государственной политики. Тяжелейшие последствия для русского образования и воспитания имело монгольское нашествие. Резко сократилось число школ, исчезли государственные школы. Произошло падение духовного и нравственного уровня.

Педагогические идеи древнерусской цивилизации отражали всю сформировавшуюся систему представлений о процессе воспитания и обучения ребенка с момента его появления на свет до достижения им совершеннолетия. Педагогическая система той эпохи включала в себя образы и идеи, а также формы и методы включения ребенка в социум. При этом педагогическое сознание было направлено на решение многих важных воспитательных проблем.

Таким образом, процесс развития воспитательных концепций и педагогических идей той эпохи прошел длительный путь эволюции. Педагогические идеи эволюционировали по мере развития славянских племен. Нельзя исключать и того факта, что образование стало складываться на Руси еще до принятия христианства. Принятие же христианства обладало основополагающим значением для развития воспитательных и педагогических концепций того времени, так как христианство сформировало достаточно эффективную образовательную систему, повлияло на содержание образовательного процесса, сделав его более строгим и устойчивым, внедрило новые образовательные технологии, в сущности, была создана наиболее эффективная и соответствующая запросам того времени педагогическая.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.