20. Проблема «человек и война» в творчестве В.М. Гаршина («Четыре дня», «Трус»).
Тематическое и художественное своеобразие творчества В.М. Гаршина.
22. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Короленко («Лес шумит», «Река играет», «В дурном обществе»). Романтическое начало в произведениях писателя.
Специфика героев ранней прозы А.П. Чехова и мастерство психологического анализа («Толстый и тонкий», «Ванька», «Тоска», «Смерть чиновника» и др.). Искусство лаконичности. Поэтика юмористического рассказа.
Безоценочность» слова чеховской прозы. Художественный смысл изображения жизни как бы от лица рассказывающего героя. («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и др.).
25. Своеобразие авторской позиции в прозе А.П. Чехова. Смысл освобождения слова героя от «власти» автора. Художественная функция несобственно-прямой речи героев.
26. Идейно-тематическое своеобразие прозы А.П. Чехова зрелого периода творчества. Чеховский принцип «правильной постановки вопросов».
Занятие №2
Тема: Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
ПЛАН
1. «Преступление и наказание» как пролог к романам Пятикнижия.
2. «Преступление и наказание»: опыт целостного анализа романа.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №3
Тема: М.М. Бахтин о жанре полифонического романа Достоевского
коллоквиум
ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №4
Тема: Роман Достоевского «Идиот»
ПЛАН
1.Проблема «положительно прекрасного» человека в романа Достоевского «Идиот
2. Религиозно-мифологический подтекст. Карнавальное начало в романе.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №5
Тема: Роман Достоевского «Бесы»
ПЛАН
1.«Бесы» как роман – предупреждение.
2. Историческая основа сюжета.
3. Библейские аллюзии.
4. Смысл эпиграфа.
4. Принципы создания образов героев.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №6
Тема: Роман Достоевского «Братья Карамазовы»
ПЛАН
1. Поэтика романа «Братья Карамазовы.
2. Философский подтекст романа.
3. Эволюция героев.
4. Смысл финала.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №7
Тема: Произведения Н.С. Лескова
ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №8
Тема: Ранняя проза Л.Н. Толстого
ПЛАН
1.Ранняя проза Толстого.
2. Принципы психологизма.
3. Автобиографическая трилогия.
4. Цикл «военных рассказов».
5. Целостный анализ повести Л.Н. Толстого «Казаки».
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №8
Тема: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Круглый стол
ПЛАН
1. Поэтика романа-эпопеи «Война и мир».
Эволюция эпического героя.
Основные темы и мотивы.
Система образов.
Сообщения студентов.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №9
Тема: Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Семинар-диспут
ПЛАН
1. Нравственная проблематика романа «Анна Каренина».
2. Смысл эпиграфа.
3. Роль символов.
4. Финал романа.
5. В.Набоков о романе.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №10
Тема: Позднее творчество Л.Н. Толстого
ПЛАН
1. Позднее творчество Л.Н. Толстого.
2. Экзистенциальные мотивы в повести «Смерть Ивана Ильича».
3. Драматургия Л.Н. Толстого.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №11
Тема: Эволюция прозы А.П. Чехова
ПЛАН
1. Ранние рассказы Чехова. Принципы комизма.
2. Чеховская проза 1880-90-х гг
3. Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова.
4. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №11
Тема: Драматургия А.П. Чехова
ПЛАН
Жанровое своеобразие и природа комического «Чайки» и «Вишневого сада» А.П. Чехова.
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
Занятие №12-13
Тема: Проза и поэзия 1880-1890-х годов
ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Конспекты
1. Кременцов Л.П.., Джанумов С.А. Русская литература ХIХ века. 1880–1890. Учебное пособие. ФЛИНТА, 3-е изд. 2011.
2. Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи. ФЛИНТА, 2-е изд. 2012.
3. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести: учебное пособие
"ФЛИНТА, 2010.
4. Есин А.Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов. ФЛИНТА, 8-е изд. 2011.
5. Загорская Е.Я. Такташова Т.В. Такташов Е.В. Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями. Учеб. Пособие ФЛИНТА, 2013.
6. Кременцов Л.П. Русские поэты XIX века. Хрестоматия. ФЛИНТА, 1-е изд. 2004.
7. Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма. Учебное пособие. ФЛИНТА, 1-е изд. 2011.
8. Неореализм: Жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца XIX - начала XX века: Учебное пособие / С.А. Тузков. - М.: Флинта: Наука, 2009.
в) дополнительная литература:
Щенников Г.К., Щенникова Л.П. История русской литературы ХIХ века (70-90-е гг). М., 2005.
История русской литературы XIX века. 70-90-е годы : учеб. для студентов вузов / ред. В. А. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаева. – М. : ОНИКС, 2006. – 797 с.
История русской литературы. В 4-х т. Т. 2-3. Л., 1982.
История русской литературы ХIХ в. Вторая половина. Учебное пособие. М., 1987.
Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века. Учебное пособие. М., 1997.
Русская литература ХIХ века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов: В 2-х т. Сургут, 2001.
Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980. М., 1996.
Бройтман С.Н. Русская лирика ХIХ – начала ХХ века в свете исторической поэтики. М., 1997.
Бялый Г.А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990.
История русской литературы XI-XIX веков : в 2 ч. : учеб. пособие. – М. : ВЛАДОС. – Ч.1 / ред. : Л. Д. Громова, А. С. Курилова. – 2000. – 272 с.
Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX- начала XX века / А. Г. Соколов. – М. : Высш. шк. : Академия, 2000. – 432 с.
История русской литературы XI-XIX вв. : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Коровина, Н. И. Якушина. – М. : Русское слово, 2001. – 590 с .
Кулешов, В. И. История русской литературы XIX века : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Кулешов. – М. : Трикста : Академ. Проект, 2004. – 794 с.
История русской литературы XI-XIX вв. : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Коровина. – М. : Русское слово, 2001. – 590 с.
Ломунова А.К. Л.Н. Толстой. В поисках истины. ФЛИНТА, 2008.
Нижников С.А. Проблемность понятия красоты в творчестве Ф.М. Достоевского / Вестник Северо-Кавказкого государственного технического университета, № 1 (26), 2011
Особенности литературного процесса 1870 – 1890-х гг. «Народничество» и его влияние на развитие литературы. Периодизация. Жанровый корпус.
5.2
Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди». М.М. Бахтин о диалогизме Достоевского.
5.3
Типология романов «Пятикнижия». Герой-идеолог. Принципы организации художественного времени и пространства. М.М. Бахтин и Топоров о пространстве «Преступления и наказания». Мотив сна в романах Пятикнижия. Двухчастность композиции и функции конклавных сцен. Г.К. Щенников о композиции «Преступления и наказания». Жанровое своеобразие романов Пятикнижия: «полифонический» роман (М.М. Бахтин), «роман-трагедия» (В.Иванов).
Философия и поэтика «Преступления и наказания». Мифологический подтекст романа «Идиот». Образ «положительно прекрасного человека»: двойственность образа князя Мышкина. Мотив красоты в романе.
«Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Общественно-исторический масштаб осмысления «случайного семейства» в романе. Типология героев. «Поэма о Великом Инквизиторе» как итог философских размышлений Достоевского. «Поэма…» в интерпретации русских философов (Н. Бердяева, Д.С. Мережковского, Ильина).
Вклад Достоевского в развитие мировой литературы.
5.4
Эстетика и поэтика творчества Л.Н. Толстого. Соотношение художественных систем Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Своеобразие творчества раннего Толстого. Принципы психологизма в автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Н.Г. Чернышевский о «диалектике души» Толстого.
5.5
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Трансформация замысла. Философия истории: «роевое начало». Нравственная природа оценки исторических героев и событий: образы Наполеона и Кутузова. Система образов романа. «Народные» герои. Гегелевская классификация характеров. Эпические характеры в «Войне и мире». Религиозно-мифологические мотивы.
Поздние романы Толстого «Анна Каренина» и «Воскресенье». Новые принципы поэтики. Символизм. Элементы «потока сознания» в «Анне Карениной». Особенности «концентрической» композиции. Константин Левин как автобиографический герой. Пушкинские и флоберовские реминисценции в романе.
5.6
Новеллистика В. Гаршина. Цикл «военных » рассказов. Своеобразие жанра аллегории.
5.7
Творчество А.П. Чехова. Периодизация. Типология ранних комических рассказов. Повести «Скучная история» и «Степь». Жанровое своеобразие «новеллы прозрения» в прозе Чехова. Синтез анекдота и притчи в рассказах «Дама с собачкой», «Студент», «Душечка». В.М. Тюпа о новеллистике Чехова. «Ионыч» как новелла несостоявшегося прозрения. Культурологические реминисценции, прием психологической детали. Эволюция доктора Старцева. Драматургия А.П. Чехова. Основные принципы. Жанровое новаторство.
5.8
Беллетристическая проза 1870-90-х гг.
5.9
Поэзия 1880-90хх гг.
№ зан
№ раздела
Наименование и краткое содержание
Кол-во часов
Формы отчетности
5.1
Герой и позиция автора в романах Достоевского. «Бедные люди»: самосознание героя как художественная доминанта построения характера.
Семинар
Конспекты
5.2
«Преступление и наказание» как пролог к романам Пятикнижия. М.М. Бахтин о жанре полифонического романа Достоевского.
Коллоквиум
Конспекты
5.3
Творчество Ф.М. Достоевского 1850-60-х гг.
Мотив безумия в повести «Двойник». Параллелизма образов, удвоение художественно пространства как основные принципы поэтики. Образ Я.П. Голядкина.
Семинар-диалог
Конспекты
5.4
«Записки из Мертвого дома» как первое произведение, открывающее пенитенциарную тему в русской литературе.
Семинар
5.5
«Преступление и наказание»: опыт целостного анализа романа.
Коллоквиум
Конспекты
5.6
Проблема «положительно прекрасного» человека в романа Достоевского «Идиот». Религиозно-мифологический подтекст. Карнавальное начало в романе.
Семинар
5.7
«Бесы» как роман – предупреждение. Историческая основа сюжета. Библейские аллюзии. Смысл эпиграфа. Принципы создания образов героев.