Образование сословно-представительной монархии. Переход к новому этапу фодальной государственности был связан с политической централизацией: к началу XIV в. было объединено 3/4 территории Франции. Сеньориальная власть утратила самостоятельный политический характер: феодалы лишились права собирать налоги на политические цели, для взимания сеньориальной подати требовалось согласие королевской власти (в XV в. эти подати вообще отменили). Запретили и новые косвенные налоги. Феодалы лишились привилегии вести частные войны и иметь независимые армии. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. появилась возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент.
Происходит усиление королевской власти. Обоснование осуществили легисты. Был обоснован приоритет светской власти над церковной. В 1303 г. появилась формула: "Король является императором в своем королевстве". Легисты обосновали принцип: король сам является верховным законом и может законодательствовать по своей воле. Также появился тезис: "Всякое правосудие проистекает от короля" - каждое судебное дело ведет он сам или его слуги.
Решая важные общенациональные задачи и принимая ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру сеньориальной монархии. Но она сталкивалась еще с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть только собственными средствами. Политическая сила короля проистекала от поддержки, которая исходила от феодальных сословий. Поэтому к началу XIV в. сложился политический компромисс короля и представителей разных сословий, оформленный в союз. Политическим выражением этого союза стали Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Центральное и местное управление В период сословно-представительной монархии утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия проистекают от короля. Прежние должности превратились придворные титулы. Канцлер стал ближайшим помощником короля: он возглавлял королевскую администрацию и оформлял королевские акты, также он производил назначения на судебные должности, был председателем в королевской курии и в совете в отсутствие короля. Появляются новые должности из легистов и преданных незнатных дворян - секретари, нотариусы и др. Они не имели четко обозначенных функций и не были организационно сведены в единый аппарат управления.
Важную роль стал играть большой совет на базе курии из легистов и 24 представителей высшей светской и духовной знати. Один раз в месяц он собирался на заседания, которые носили исключительно совещательный характер.
Абсолютная монархия.
Общественный строй Переход к абсолютной монархии был связан с развитием капиталистических отношений. Препятствием для них был сословный строй. Духовенство из 130 тыс. чел. владело 1/5 всех земель; дворяне из 400 тыс. чел. владели 3/5 всей земли, а всего во Франции было 15 млн. населения. Дворянство имело личный статус и титулы передавались по наследству, а также могли быть дарованы специальным королевским актом (дворяне мантии и дворяне шпаги). Дворяне имели привилегии, титулы, освобождались от налогов, пользовались преимущественным правом назначения на должности, на образование и т.д. Третье сословие оставалось крайне неоднородном. Самая значительная часть - крестьянство, большинство из которых - цензитарии.
Абсолютим был средством сохранения привилегий для высших сословий в условиях изменения социально-экономической обстановки. В абсолютизме была заинтересована и буржуазия, нуждавшаяся в защите от феодальной вольницы. Внутренняя обстановка в XVI в. во Франции оказалась следующей королевская власть, сохраняя феодальную природу, приобрела определенную самостоятелность по отношению к сословиям и существенным образом укрепила свои позиции в обществе и государстве.