На XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев пообещал, что уже к 1980 г. «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Он вполне искренне мог полагать, что коммунизм не за горами, что, в частности, отмена оплаты за жилье, общественный транспорт и коммунальные услуги будет осуществлена в скором будущем. Но провозглашение скорого расцвета коммунизма влекло за собой возникновение скрытой угрозы существующей политической системе. Вместе с этим должны были исчезнуть государство, управление, власть и, самое главное, номенклатура. Таким образом, Никита Хрущев оставил в наследство Леониду Брежневу чудовищную идеологическую проблему, которую было необходимо решать ради сохранения существующего строя.
Чтобы ликвидировать кризисную идеологическую ситуацию, потребовались значительные интеллектуальные усилия и идеологические инновации. В итоге хрущевская идея скорого построения коммунизма была заменена более реалистичным понятием «развитого социализма». Авторы идеи социализма нового типа настаивали, что социализм ни в коем случае не был неким мимолетным этапом общественного развития. Он трактовался как довольно длительная историческая фаза, которая подразделялась на более конкретные этапы.
Чтобы понять гениальность предложенного изобретения, достаточно сравнить его с классическими представлениями о движении от социализма к коммунизму. Маркс писал, главным образом, о двух периодах построения общества всеобщей справедливости, которые должны были следовать за пролетарской революцией. Брежневские идеологи писали уже о четырех периодах: 1) переходный этап, который Советский Союз прошел примерно с 1917 до 1936 г.; 2) общество, заложившее основы социализма и занявшееся построением «развитого социализма»; 3) «развитой социализм», до которого Советский Союз смог «развиться» в течение 1960-х гг.; 4) коммунизм – величайшая цель советского общества.
Понятие этапа развитого социализма теперь означало достаточно большую отсрочку от вступления в коммунистическую фазу. А так как советские идеологи настаивали, что социализм был длительным историческим периодом, то теперь не было и намека на то, когда именно советское общество все-таки должно или хотя бы сможет прийти к коммунизму. И хотя эту цель никто не отрицал, очевидным было одно: этот день придет очень и очень нескоро. Теперь социализм описывался как вполне определенная и сравнительно независимая от коммунизма фаза исторического прогресса, а кроме того, подчеркивалось, что между этими фазами существуют значительные качественные отличия. Вот почему советские идеологи без труда могли аргументировать позицию, что вопрос о переходе в коммунизм был менее важным, чем исследования уже имевшегося социализма. Отсюда можно было сделать вывод, что прямой переход в коммунизм должен был произойти только на следующей, отдельной исторической фазе, когда потенциал социализма будет полностью исчерпан и будет достигнут более высокий уровень развития производительных технологий.
Па́вел Никола́евич Милюко́в (15 (27) января 1859, Москва, Российская империя — 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Французское государство) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии), одним из основателей которой он являлся. Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 г. почётный доктор Кембриджского университета. В ноябре 1918 выехал в Турцию, а оттуда — в Западную Европу, чтобы добиться от союзников поддержки Белого движения. Жил в Англии, с 1920 года — во Франции, где возглавлял Союз русских писателей и журналистов в Париже и совет профессоров во Франко-русском институте.
Главный исторический труд Милюкова — «Очерки по истории русской культуры». В первом выпуске изложены «общие понятия» об истории, её задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, содержатся очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе. Во втором и третьем выпусках рассматривается культура России — роль церкви, веры, школы, различных идеологических течений.