Поскольку женщины — полноправные, равные партнеры по служению, Павел говорит: «Посему жена и должна иметь над головой своей власть». Вариант этого стиха, данный в русском синодальном переводе, неприемлем. В нем добавлено слово «знак», которого нет в греческом оригинале. Фраза, которая переводится как «власть над», — это «exousia epi». Она встречается в Новом Завете 15 раз [Матфей 9:6, 28:18; Марк 2:10; Лука 5:24, 9:1, 10:19, 19:17; Деяния 26:18; 1 Коринфянам 11:10; Откровение 2:26, 6:8, 11:6, 13:7, 14:18, 16:9] и во всех случаях описывает чью-то власть над кем-то или чем-то. Слово «exousia» означает «право, власть, свобода, возможность принимать решения» [См. книгу Hamilton, I Commend to You Our Sister, приложение M. Согласно греческому словарю Тайера, слово «exousia» имеет следующие значения: 1) свобода выбора; свобода поступать на свое усмотрение; разрешение или позволение; 2) физическая и умственная сила; способности или сила, которыми кто-либо наделен, и которые он может применять; 3) авторитетность (влиятельность) и обладание правами; 4) возможность править или управлять. Согласно словарю Бауэра, Гинриха и Данкера, «exousia» — это 1) свобода выбора, право действовать, принимать решения или распоряжаться чьей-либо собственностью на свое усмотрение; 2) возможность делать что-либо, способности, сила; 3) авторитет, абсолютная власть, полномочия; 4) власть, данная правителям или руководителям в соответствии с их постом: а) служебная власть; б) сфера, в которой применяется власть; в) носители власти: i) авторитетные люди, официальные лица, правители; ii) правители и власти духовного мира».].
Таким образом, Павел просто говорит, что женщины, как и мужчины, имеют право носить на своих головах все, что хотят. Разумеется, в контексте сказанного во всем 1 Коринфянам и женщины, и мужчины должны быть движимы любовью. Если сердце находится в правильном состоянии, то оно подскажет, какой стиль наилучшим образом послужит целям Евангелия.
Отказ от своих прав
Мы никогда не должны держаться за свои права мертвой хваткой, чтобы быть готовыми в любой момент отказаться от них, если это потребуется для распространения Божьего Царства или защиты более слабого члена Тела Христова. Основные принципы, показанные Павлом в 1 Коринфянам (равноправие мужчин и женщин и отказ в случае необходимости от своих личных прав), могут быть применены в любом служении.
Как служитель, вы можете оказаться в культурной среде, которая совершенно отличается от Коринфа I столетия. Например, оказавшись в Самоа, вам придется беспокоиться не о том, покрыта или нет ваша голова, а том, чтобы успеть быстро сесть, когда в комнату входит кто-нибудь старше вас. Если же вы приедете в Индию или в арабскую страну, то, руководствуясь принципами Павла, будете избегать касаться других левой рукой.
Павел добавляет пару странных слов
В завершение 1 Коринфянам 11:10 Павел добавляет пару странных слов: «Посему жена и должна иметь над головой своей власть для ангелов». Просмотрев десяток комментариев к этой фразе, вы увидите десяток разных предположений о ее смысле. Дело в том, что никто не знает наверняка, что именно имел в виду Павел, говоря: «для ангелов». Некоторые из предлагаемых толкований этой фразы совершенно нелепы, а другие — более рациональны. Поскольку в данном послании Павел упоминает ангелов еще три раза, эти упоминания могут помочь нам понять смысл странной фразы в 1 Коринфянам 11:10. Впрочем, даже этой информации недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод о том, что имел в виду Павел. Поэтому мы рассмотрим лишь некоторые предположения, которые выглядят наиболее правдоподобными.
Предположение 1
В 1 Коринфянам 4:9 и 13:1 ангелы упоминаются вместе со словом «anthropos», которое переводится как «человек». В обоих случаях Павел обобщает всю совокупность сотворенных Богом духовных существ, противопоставляя людей с их половыми различиями ангелам, которые таковых различий не имеют.
Это приводит на память слова Иисуса, который, отвечая на вопросы саддукеев, сравнил людей с ангелами. Тогда Он преподал учение, согласно которому после воскресения мертвых мы уже не будем вступать в брак, потому что будем «как ангелы Божьи на небесах» [Матфей 22:23-33; Марк 12:18-27; Лука 20:27-40]. У нас или вообще не будет половых различий, или они потеряют свою значимость. Возможно, добавив в завершение 1 Коринфянам 11:10 фразу «для ангелов», Павел имел в виду именно эти слова Иисуса. В таком случае, он напомнил верующим в Коринфе, что с точки зрения вечности половые различия не имеют значения, поэтому нам не следует поднимать из-за них столько шума.
Предположение 2
Еще один стих, в котором Павел упоминает ангелов, — это 1 Коринфянам 6:3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» Возможно, именно это он и имел в виду в 1 Коринфянам 11:10, поскольку тремя стихами далее он задает коринфянам вопрос: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» [1 Коринфянам 11:13. Еще два стиха, в которых Павел повелевает коринфянам рассудить, — это 1 Коринфянам 4:5 и 10:15] В таком случае Павел просто говорит: «Однажды вы будете судить ангелов, поэтому, конечно же, в настоящее время вы можете принимать ответственные решения в отношении того, что носить на голове!»