Современные воспитанники детских домов в большинстве являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных устоев и распад семьи. Среди них все меньше становится детей хронических алкоголиков, больных наследственными болезнями. Их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности. (Депривация — от лат. deprivatio — потеря, лишение — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей). Воспитанники нового потока отличаются более широким кругозором, имеется опыт потребления материальных благ, отсутствием интеллектуальных потребностей.
Задачей пребывания ребенка в детском доме является освоение социальной роли, нравственных норм жизнедеятельности в современном обществе, подготовка к семейной жизни, социализация.
Социализация воспитанников детских домов осуществляется во взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник.
Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности. В конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость. Социализация становится эффективной на основе усвоения ценностей рыночной экономики.
Формирование социальной защищенности выпускников детских домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи (которую ребенок обычно получает в семье), т.к. на государственные пособия нельзя начать жить самостоятельно.
Положение обострилось в связи с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи.
Основные направления работы по улучшению качества развития учреждений образования и воспитания детей:
· создание института тьюторов(наставник)для выпускников детских домов, которые помогут создать связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями для социально-профессионального самоопределения выпускников детского дома,
· создание демократических отношений внутри коллектива детского дома, в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развитие самоуправления по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Внешние контакты должны способствовать не только материальной помощи, но и формированию социальной защищенности, подготовке к жизни, включению в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.
· расширение практической помощи психологов и дополнительных педагогов по развитию индивидуальных особенностей. Дети, обездоленные в самом главном, как правило, имеют уникальные дарования, которые остаются не только не развиты, но даже не раскрыты.
· обеспечение обязательного начального уровня профессионального развития личности по техническому, художественному, музыкальному образованию. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом.
· формирование практических и прикладных компетенций для использования в самостоятельной жизни (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере, домоводство, оказание лечебной помощи, организации досуга и т.п.).
· усиление мотивации саморазвития. Разнообразные виды деятельности должны быть нацелены на достижение успеха, на развитие личности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников, ее эффективность будет выше, если психологический климат в детском доме будет основан на заботливости, доброжелательности и компетентности всех сотрудников, в первую очередь тех, кто профессионально выполняет функции по оказанию социальной помощи.