ПРАВОВАЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Первоосновой системы защиты детства выступаетправовая база.Она включает:
· международное законодательство (представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка).
· российские государственные законы:
- Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании,
- президентская программа «Дети России» по Указу № 474
- Указ «О совершенствовании системы гос.социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»
· местные положения,
· инструкции, методики.
2. Важной основой защиты детства выступают организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей.
3. Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, существующих в России вот уже десять лет.
4. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Целью работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.
Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных, но, тем не менее, недостаточно финансируемых.
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА занимаются учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.
Социальная защита детства требует серьезнойматериально-экономической базы. В России она развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детских учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удовлетворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери и ребенка и система образования обеспечивала стране лучшие показатели в мире.
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего, из-за понижения благополучия многих семей:
· Родительские узы ослабли.
· Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а на воспитательные мероприятия средств не остается, несмотря на то что 24 млн. из 38,3 млн. детей до 18 лет охвачено ежемесячными пособиями. Снизилось качество питания детей.
· Уменьшилось число детских учреждений — школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов.
· Уменьшается число детских и юношеских художественных фильмов, мультфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Осуществляется на основе правовой базы социальной защиты подрастающих поколений:
· дифференцированная плата за содержание детей в детских яслях и садах в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее.
· Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам, где обязательными элементами являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают начатками культуры.
· Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством.
· Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах.
· Существуют специализированные учреждения для детей с отклонением в здоровье и развитии, цель которых — подготовка к обучению в массовой школе.
· Однако некоторая часть дошкольников с явно непреодолимыми недостатками в здоровье получает подготовку для обучения в специальной школе.
Социальные службы крупных производств участвуют в социальной защите дошкольников: содержат детские ясли и сады, которые в большинстве случаев, материально более обеспеченными.
С 90-ых годов появились частные детские сады, что вызвано социальной стратификацией (это понятие вошло из геологии, от лат. stratum — слой и facio — делаю, в социологии - это деление общества на социальные слои) общества.
Система социальной защиты школьников включает разнообразные внешкольные учреждения, учреждения по работе с семьей и общественностью. Их цель - формирование социальной защищенности школьников, устойчивого психического состояния, будущее профессиональное самоопределении, включению в производительный труд, социализация.
Одним из средств социальной защищенность школьников является дифференциация индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования.
В качестве примера можно назвать различные виды общеобразовательных школ (физико-математическая, биологическая, слесарная, токарная и др.) и факультативные оъединения.
Одной из задач социальной защиты детства является предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей.
Профориентация школьников — один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Профориентация направлена на профессиональное самоопределение. На сегодняшний день главным направлением профориентационной работы является трудовое обучение, налаживание связей школ и производства.
Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными организаторами, штатными и внештатными, выступающими от имени органов социальной работы, предприятий и общественности