Так как жанр интервью не так уж и преобладает в районной газете «Звезда», своих публикаций в этом жанре у меня не так уж и много, а вернее очень мало, к сожалению. Так на примере интервью с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, я постараюсь проанализировать это интервью и рассказать о ходе его создания. Это интервью является информационного характера. Член этой комиссии в лице Елены Васильевны дает полный отчет о проделанной ими работе, затраченных средствах.
В написании интервью я придерживалась определенной схеме. Материал расшифровывается, сокращается, редактируется, подгоняется под отведенный формат, придумывается заголовок, подзаголовок, подбор фотографии. У каждого своя последовательность выполнения. Так как я еще практикант и не имею опыта редактор советует делать целиком расшифровку пленки. При большом объеме записи можно сократить и упростить работу, делая рукописными пометками. Отмечая в ходе беседы самое главное — определенно то, что пригодится в ходе подготовки текста, облегчается работа по переносу интервью на бумагу или компьютер. При удачных записях с блокноте, возможно, удастся сэкономить время при сокращении материала. Но они не всегда удачны и часто приходится безжалостно сокращать.
Нередко получается так что, те вопросы которые было необходимо выяснить в момент разговора, при подготовке конечного результата оказываются мало интересны, так сказать не востребованы. Но в ходе моей работы такого не было.
Параллельно можно делать так называемый монтаж, выстраивать логическую последовательность, состыковывать текст . Это нужно делать для того чтобы читатель ясно представлял картинку происходящего , вносит ясность, вносит достоверность информации. Интервью должно заинтересовать журналиста , проникнуться событием, так его на выходе готового материала гарантирует успех , в качестве заинтересованных читателей.
Дальше выбирается из рабочего материала расшифрованной записи подходящую форму для организации текста журналистского произведения.
Вернемся к самому процессу беседы, вернее, к сценарию ее проведения. Как уже говорилось, для интервью, в центре внимания которого находится событие с историей его развития во времени, желательно последовательное задавание вопросов подчинить логическому порядку. Логически развитие происходит по «что же дальше?», «что произошло потом?». В моем случае особо логического построения не требуется, но все таки присутствует:
«Елена Васильевна, скажите пожалуйста, в чем заключается работа вашей комиссии и какими вопросами она занимается? – Комиссия по делам несовершеннолетних защите их прав администрации района является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, деятельности которой сосредоточена на реализацию функций, определенных Федеральным законом (…) комиссия направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.»
«Продолжается ли оставаться у нас в районе значимым острота и масштаб детского неблагополучия? – К сожалению не сокращается…» (Приложение Ж)
В последнее время журналистская мода все больше предлагает обратный порядок построения материала это принцип «перевернутой пирамиды». В «перевернутой пирамиде» самый главный элемент события — его итог, результат — выносится в начало текста, а не наоборот. Но газета «Звезда» не «гонится» за модой и на ее страницах практически не возможно увидеть этот принцип. Да и мне он далек, так как и в жизни я предпочитаю, чтобы все шло по порядку.
Монтаж не должен выходить за рамки предела. Чтобы этого не произошло следует учесть несколько аспектов, точнее два. Во-первых, разговор ведут два участника, и редактирование их речи должно подчиняться правилам и нормам. Во-вторых, вмешательство и «перекройка» текста разговора — более серьезная, чем просто литературная правка, — с неизбежностью «поставит ребром» проблему цитирования.
Когда речь идет об использовании прямой речи или цитирования (т.е. специальной пунктуации — кавычек или тире), это знак того, что высказывания интервьюированного передается дословно.
Очень важный момент, о котором ни в коем случае не нужно забывать при подготовки текста, обязательно перепроверить все имена, фамилии, название географических точек, годы, статистические данные. При работе с интервьюированным я такие моменты прописывать в блокнот, в избежание не правильной расшифровки, в избежание ошибок.
Привлечение внимания и помощь читателю сориентироваться в материале, две эти главные задачи решаются при макетировании. Заголовок, подзаголовок, фотографии (в совокупности называются заголовочным комплексом) — должны «работать» на обе задачи.
Заголовок — первое, что привлекает внимание при взгляде на газетную полосу. Это самый главный элемент информационного продукта. Для того чтобы читатель не отложил газету, и его зацепило нужно правильно графически оформить заголовок, насытить содержанием.
Заголовок всегда рождается с трудом. И нам не опытным журналистам можно использовать такой несложный прием — задать себе вопросы. О чем вы хотите сообщить своему читателю? Для чего? И какими средствами? Ответы на них, вполне можно использовать как заголовок. Так же можно использовать яркие цитаты героя, запоминающиеся.
Подзаголовок поможет объяснить или уточнить основной заголовок, в помощь читателю найти более точные ориентиры для понимания материала. При его создании можно использоваться всеми элементами выразительных средств — факты, образы, нормативы. Подзаголовок как бы вносит конкретизирующее начало.
Фотографии к интервью являются неотъемлемой частью произведения и придают ему эстетическую завершенность. При оформления газетного интервью больше всего подойдут снимки с изображением герой материала. Если интервью посвящено какому-либо событию, то можно публиковать фотографию места, где оно произошло, или конкретного объекта. И если позволяет макет то можно разместить не одно фото, а несколько. Для портретного интервью уместны фотографии из семейного альбома героя. Но так как у нас отчетное, информационное интервью фото всего одно, для того что бы читатель имел представление об герои. Только стоит не забывать, что их публикация возможна лишь с его согласия
Заключение
Сегодня интервью - информационно-познавательный инструмент, обеспечивающий лучшее освоение информации аудиторией. В связи с этим первоочередной характеристикой интервью является доступность излагаемой информации не только для непосредственных участников коммуникации, но и для аудитории, на которую ориентирована эта информация. Речевой жанр интервью, функционирующий в сфере массовых коммуникаций, имеет ряд особенностей. Лексические средства, которые используются в интервью различных видов, по своему характеру обладают повышенной экспрессивностью, вызывают активное восприятие читателя. Особенность речи интервью - ее лексическая разнородность: просторечные слова, фразеологизмы, термины, эмоционально-экспрессивные слова. Удачно подобранные средства речи, исходя из мотивов речи, становятся яркой отличительной деталью, служат передаче идейного содержания интервью в СМИ. Являясь диалогическим дискурсом, интервью обнаруживает существенное сходство с прототипической формой коммуникации - разговорным диалогом. Данный факт позволяет рассматривать интервью как одну из разновидностей естественной формы общения.. Не нужно забывать и о подписях фото, они должны закрепить все воедино. Также правильно указываться автор фото, в случае присвоения чужого фото, несется уголовная ответственность. По завершению работы материал относится для одобрения интервьюируемого в избежание неточностей. Этот жанр мне более интересен, и если жизнь повернется так , что я буду работать в «родной» газете «Звезда» я постараюсь привнести в нее чуть больше этого интересного жанра.
Список литературы
1. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 2000.-456с.
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII-XIX век / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Просвещение, 1998. - 303 с.
3. Вакурова В.Н. о языке радио- и телепередач. Под ред. проф. Былинского К.И. НМО ГКТР. М., 2002.-439с.