Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности и назначение жанра интервью



Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «интервью». Толкование термина «интервью» менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. “Общим ” в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. В связи со своей спецификой печатные материалы не могут иметь прямого контакта с читателем в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет.
Средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Наше обращение к языку СМИ обусловлено тем, что он является наиболее активным проводником языковых нововведений, через который читатель/зритель воспринимает новую информацию (в том числе и её языковую форму), а затем оперирует ею в обыденной жизни.
Актуальность изучения языкового своеобразия жанра «интервью» обусловлена необходимостью определить особенности употребления языка интервьюируемым и интервьюирующим.
Объектом курсовой является жанр интервью как один из ведущих информационных жанров публицистики XXI века.
Предмет курсовой – особенности функционирования языковых единиц в рамках интервью в письменной форме его бытования.
Цель курсовой – выявить особенности функционирования языковых средств и приёмов.

 

Особенности и назначение жанра интервью

Разные словари по-разному определяют понятие интервью. Чаще всего оно определяется как общение представителя печати с кем-нибудь, кто представляет общественный интерес, по наиболее актуальным вопросам. «Интервью (англ. interview – беседа) – жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с социально значимой личностью

на актуальные темы»[1].

Такое определение едва ли может быть исчерпывающим, поскольку интервью – это не прерогатива журналистики, а вполне самостоятельный метод получения информации во многих науках.

Термин интервью имеет два основных значения. Во-первых, он обозначает метод получения, сбора любых сведений (в том числе и для средств массовой информации) посредством опроса, беседы, т.е. общения двух людей в живую. Во-вторых, интервью рассматривается и как жанр публицистики.

Как метод сбора информации интервью используется давно. Еще в античности его использовал Сократ в своих диалогах. Прообразом современного интервью также являются своеобразные жанровые образования в 18 веке: беседы и разговоры. Однако они не предполагали обмена мнениями, репликами действительно беседующих соавторов и персонажей. В большей степени они адресовались читателю, подчеркивая стремление автора вступить с ним в контакт, осуществить общение.

Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: интервьюер («субъект интервью»[2]), обращаясь к своему непосредственному адресату, т.е. интервьюируемому («объект интервью»[3]), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя.

Слово «интервью» появилось в печати в 60-80-е годы 19 века и получило название жанра, но не сразу превратилось в терминологическое обозначение. Этот смысл оно получило в России на рубеже 19 – 20 веков.

Жанр – это «род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками»[4]. В литературе «жанр… – исторически складывающийся и развивающийся тип литературного произведения»[5].

Следует привести некоторые определения жанра интервью современных исследователей.

К примеру, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский определяют интервью как жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. При обращении к семантике английского слова «интервью» видно, что слово состоит из префикса inter, что значит – взаимодействие, и слова view, одно из значений которого – взгляд. Таким образом, анализируя семантику слова «интервью», авторы дают еще одно определение – «Интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями»[6].

Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский представляют интервью как беседу в форме вопросов и ответов. « Интервью – это диалог, происходящий между журналистом, получающим информацию, и каким-либо носителем информации, при одностороннем участии аудитории»[7].

По-мнению С.Н. Ильченко: «Интервью – акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес»[8]. Это значит, что жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента, т.е. собеседника, с помощью вопросов; иными словами, диалог – самое естественное средство общения.

Таким образом, назначение жанра интервью состоит в том, чтобы информировать общественность о значительном событии, важном начинании, привлечь внимание к актуальной проблеме, узнать авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу.

Суть интервью – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенных целей.

Особенность интервью заключается в том, что, в отличии от всех других жанров публицистики, он представляет собой результат сотрудничества журналиста и собеседника. Интервью обладает особой силой убедительности, правдивостью. В этом смысле интервью играет немаловажную роль в формировании общественного мнения.

Интервью обладает возможностью эмоционального воздействия на читателя, т.к. позволяет дать представление о личности собеседника, об обстановке, в которой протекал разговор. Этот жанр позволяет охарактеризовать внутренний мир человека, передать его мысли.

торые используют участники интервью.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.