Древнейшее русское летописание. Идейное содержание и художественное своеобразие «Повести временных лет».
1. Время зарождения русского летописания, объективные причины его возникновения.
2. Гипотезы академиков А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова о путях постепенного сложения летописи.
3. Источники летописи. Типы летописного повествования. Погодная запись и летописный рассказ, его типы.
4. Образы «Повести временных лет».
5. Разнообразие жанровых форм летописных записей, стилистическая многоплановость их.
6. Идейное содержание «Повести временных лет».
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 50–85.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. –М., 1980. – С. 59–83.
3. Еремин И. П. Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И. П. Литература Древней Руси. – М.; Л., 1966. – С. 48–97.
4. Лихачев Д. С. «Повесть временных лет» // Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. – С. 22–106.
5. Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». –М., 1972.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник русской
литературы XII века.
1. Русь в эпоху «Слова о полку Игореве». Летописные источники о походе князя Игоря в 1185 году.
2. Система образов «Слова».
3. Композиционный строй «Слова»:
а) составные части «Слова»
б) диалогическая основа художественной структуры «Слова»
в) система художественных «скреп», обусловливающих единство содержания произведения.
4. Жанровое своеобразие «Слова». Обзор мнений о жанровой природе «Слова».
5. Язык и ритмическая организация речи в «Слове».
6. История открытия, издания и последующего изучения «Слова». Дискуссии вокруг «Слова о полку Игореве».
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 119–148.
2. 2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 121–122.
3. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967. – С. 12–14, 21–24.
4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 132–148.
5. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971. – С. 86–169, 202–282.
6. Федоров В. Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла. – М., 1956. – С. 15–102.
7. Осетров Е. Художественная природа памятника // Осетров Е. Родословные героев. – М., 1979.
8. Еремин И. П. Жанровая природа «Слова о полку Игореве» // Еремин И. П. Литература Древней Руси. – С. 144–163.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Повести о монголо-татарском нашествии на Русь.
1. Идейно-художественное своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем»:
а) композиция памятника;
б) особенности стихосложения;
в) жанрово-стилистическое своеобразие произведения (сочетание элементов агиографии, воинской повести, особенности использования книжной и устнопоэтической традиции);
г) образная система произведения (коллективные образы рязанской дружины, рязанских князей, татарских вельмож и санчакбеев, художественные средства создания этих образов).
2. «Слово о погибели русской земли» и «Житие князя Александра Невского»:
а) лиро-эпический характер «Слова», его жанрово-стилистические особенности;
б) связь «Слова о погибели» со «Словом о полку Игореве»;
в) создание «промежуточного стиля» в «Житии Александра Невского», соединение элементов воинской повести и жития;
г) динамика смены различных жанровых стилей как проявление оригинальной структуры произведения; образ главного героя «Жития».
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 197–205.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 159–161, 172–177.
3. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». – М.; Л., 1965, гл. 1-2.
4. Лихачев Д. С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 221–239.
5. Дмитриев Х. А. За землю Русскую // Воинские повести Древней Руси. –Л., 1985. – С. 3–16.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Памятники Куликовского цикла
1. Летописная «Повесть о побоище на Дону» и «Сказание о Мамаевом побоище»:
а) основная идея летописной повести, традиционность памятника, стилистические признаки воинской повести в произведении летописца;
б) своеобразие композиции «Сказания о Мамаевом побоище»;
в) основная идея «Сказания» и художественное своеобразие памятника;
г) жанр «Сказания о Мамаевом побоище»;
д) своеобразие изображения центрального героя произведения.
2. «Задонщина», ее связь со «Словом о полку Игореве». Спор о подлинности «Слова» и его разрешение в современной отечественной науке.
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 231–239, 240–245.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 231–240.
3. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и скептики // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 348–359.
4. Осетров Е. Споры о подлинности // Осетров Е. Родословное дерево. – М, 1979. – С. 346–360.
5. Дмитриев Л.А. За землю русскую // Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985. – С. 10–14.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
«Повесть о Петре и Февронии»
1. Своеобразие сюжета произведения.
2. Образы главных героев. Утверждение в жанре жития нового отношения к личности человека, прославившееся в литературе XV в. Сочетание структурных элементов традиционного жития и устной народной поэзии. Жанровое своеобразие произведения.
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 281–287.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 294–300.
3. Лихачев Д. С. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 253–259.
4. Повесть о Петре и Февронии / подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. – Л., 1979.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Бытовые повести конца XVII века.
1. Проблематика и художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии».
2. Черты романного стиля в «Повести о Савве Грудцыне. Особенности сюжета, композиции, жанра и стиля произведения.
3. Судьба молодого поколения «бунташного века», обострившаяся проблема отцов и детей, пути ее разрешения в повестях.
Литература
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 403–409, 410–420.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 394–398.
3. Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 312–332.
4. Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. – С. 189–200.
5. Демкова Н. С., Лихачев Д. С, Панченко A. M. Основные направления в беллетристике XVII века // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970. –С. 525–536.
1. Раскол в русской церкви XVII века, его социальный смысл.
2. Причины обращения автора к форме жития.
3. Структура древнерусского жития и композиция «Жития» Аввакума. Традиционные агиографические черты и отступления от житийного жанра.
4. Сюжетные линии служебной, житийно-бытовой, политической, агиографической повестей. Черты романного жанра. Новые понятия пространства и времени, стремление к психологизму, всестороннему изображению человека.
5. Стилистическое и языковое своеобразие «Жития»- Аввакума. Свободное выражение мысли и чувства - победа над условностью и традицией.
6. Противоречивость личности главного героя, прогрессивная идея памятника и его реакционные черты.
7. Традиционное и новаторское в «Житии». Юмор протопопа Аввакума.
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 473–495.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М, 1980. – С. 372–377, 426–434.
3. Лихачев Д. С. Сочинения протопопа Аввакума // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 299–312.
4. Гусев В. Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII в. // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. – М., 1960. – С. 5–51.
5. Лихачев Д. С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. – Л., 1976.
6. Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // «Житие» Аввакума и другие его сочинения. – М., 1991. – С. 5–26.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9
Стихотворство и театр XVII века
1. Причины позднего появления стихотворства на Руси. Гипотезы Д.С. Лихачева, И.П. Еремина, A.M. Панченко.
2. Расцвет русской силлабической поэзии.
а) Симеон Полоцкий - стихотворец и проповедник. Его стремление к созданию новой словесной культуры;
б) просветительно-дидактические тенденции «Вертограда» Многоцветного». Стиль барокко, проявившийся в произведениях сборника «Рифмологион», основная идея сборника, его композиция. Темы идеального правителя, могущества Руси, гражданские мотивы, моральные проблемы.
3. Продолжатели и ученики Симеона Полоцкого (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).
4. Жанры силлабического стихотворства и принципы построения стиха.
5. Начало русского театра. «Комедия притчи о блудном сыне» С. Полоцкого. Связь постановки и решения общих нравственных проблем в пьесе с русской действительностью.
6. Основные итоги развития древнерусской литературы. Русская культура XVII века.
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 496–508, 520–527.
2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 354–368, 434–445, 447–459.
3. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. – 7-е изд. – С. 177–178.
4. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Еремин И. П. литература Древней Руси. – С. 211–233.
5. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. – С. 147–152.