Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Летописание как один из первых видов литературного творчества. «Повесть временных лет».



Кострома


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Цели и задачи освоения дисциплины

Изучить литературный процесс Отечества с XI века до XVII века, получить представление о характере художественно-смыслового пространства отечественной словесности, литературоцентричности русской культуры Средних веков, специфике эстетических особенностей средневековой литературы, внутренних закономерностях развития искусства слова в России и творческих индивидуальностей видных отечественных книжников XI – XVII веков и писателей XVII столетия.

Место дисциплины в структуре ОП ВПО

Курс истории русской литературы (XI – XVII) веков читается во втором семестре, он призван интегрировать в сознании учащихся не только проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии, культурологии.

Данная дисциплина предваряет изучение истории русской литературы XVIII – XX вв. Она входит в цикл дисциплин, изучающих историю отечественной литературы.

 

Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

– готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учётом основных методологических направлений (СК-8);

– готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-9);

– владение знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-10);

– владение приёмами текстологического анализа (СК-11);

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет (2)

Заочная форма

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет (2)

Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятий  
Консультации 2 часа перед каждым экзаменом
Зачет/зачеты 15 минут
Экзамен/экзамены 20 минут
Курсовые работы 3 часа
Всего  

2.4. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего
Введение. Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы.
Летописание как один из первых видов литературного творчества. «Повесть временных лет».    
Идейный смысл и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».    
Повести о монголо-татарском нашествии на Русь.        
Московская литература XIV – XV вв. Памятники Куликовского цикла.    
Особенности развития областной литературы XIV – XV вв. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Петре и Февронии».    
Литература XVII в. Историко-бытовые повести второй половины XVII в.: проблематика и поэтика.    
«Житие» протопопа Аввакума.    
Творчество Симеона Полоцкого.    

Содержание дисциплины

1. Введение. Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы.

Объективные и субъективные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Эстетические особенности литературы средневековья, обусловившие ее единство.

Летописание как один из первых видов литературного творчества. «Повесть временных лет».

История древнейшего летописания (гипотеза академика А. Шахматова). Принципы изложения событий в русских летописях и византийских хрониках. Композиция «Повести временных лет». Летопись – как «объединяющий жанр», подчиняющий себе историческую повесть, жития, поучения, похвальные слова.

Два типа повествования в «Повести временных лет» (погодные записи и летописные рассказы). Классификация летописных рассказов. Жанр повести о княжеских преступлениях, подчиненный летописному жанру. Героические характеры «Повести временных лет».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.