С1.В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?
- Реакция пластического обмена - фотосинтез
С2.Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?
- проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ
С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
- Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений.
С4.С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
- Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей
С5.К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
- К загрязнению окружающей среды
С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?
Элементы ответа:
1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов
2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков
3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни.
4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей – гифов, образующих мицелий, или грибницу
5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена
С7.Какие признаки характерны для царства растений?
1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез
2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком
3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое
С8.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;
2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
C9.Какие признаки характерны для моховидных растений?
1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4) оплодотворение происходит при наличии воды.
C10.Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?
1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;
2) побеги служат органами вегетативного размножения;
3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).
С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 – растения растут в течение всей жизни;
3) 5 – не все растения образуют семена.
С12.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.
2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;
2) 3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);
3) 4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.