Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Садово-парковое искусство России 18 в



Исторические и другие предпосылки объектов озеленения XVIII века

Одной из самых ярких страниц из истории России является период необычайного подъема садово-паркового искусства в XVIII веке.

1. В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село.

2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности.

3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей.

4. Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы.

5. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург.

6. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др.

7. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европезированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др.

8. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей.

9. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки.

Особенности русского регулярного паркостроенияДворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события».

Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам;

- парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В него включены морские просторы, использованы выгодные особенности топографии берега; - чрезвычайно характерна была морская ориентация Петровских ансамблей;

- самыми впечатляющими средствами художественных парков в Петровскую эпоху были фонтаны и стриженые деревья. Как деревья в боскетах, так и вода в фонтанах принуждались изменить свой естественный облик, для того чтобы показать те или иные необычные декоративные свойства. Для искусства барокко вообще свойственно стремление удивить, поразить чем-то необыкновенным. Поэтому не случайно и все огромное разнообразие технических решений и средств оформления фонтанов в Петровских резиденциях. Очень большое внимание уделялось фонтанам. Поэтому выбор участка для разбивки нового сада зависел от возможностей их водоснабжения;

- первые регулярные сады строились в недавно освоенных и заселенных сельских местностях, как это, преимущественно, было в других европейских странах, среди относительно измененной северной природы, в окружении лесных массивов, на берегах широких рек и морских заливов. Одно это придавало ярко выраженный своеобразный облик. Он определялся и своеобразным местным растительным материалом. Яркие цветочные партеры определяли неповторимый колорит садов, которые создавались в окрестностях Петербурга;

- регулярные композиции никогда не отличались какой-то идеальной геометрической правильностью, как, например, в садах Германии. В России было естественным и привычным воспринимать сад на фоне природного пейзажа. В рамках нового регулярного стиля сохранилось древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа;

- древние традиции в зеленом строительстве оказались очень живучими, и потребовался переходный период, в течение которого, на некоторое время, взяли верх принципы регулярного ансамбля; - на первых порах практиковалась доставка молодых и даже взрослых деревьев и кустарников из-за границы, прежде всего голландских лип, самшита, тиса и др. В последствие выяснилось, что местный климат не подходит для многих из них. В аллеях, а также для устройства шпалер и зеленых стен применяли ель, можжевельник, березу, рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники, а в партерах – бруснику и даже зеленый лук;

- на русское садово-парковое искусство заметно оказали голландские сады; - огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи, в которых выращивались апельсины, лимоны, белые лилии, пионы и другие растения.

В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей.

В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад.

Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад.

Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Стрельне,

Петергофе,Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.

Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения.

Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства. Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта.

В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га).

Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами – липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в.

Для закладки сада использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.