Исторические и другие предпосылки объектов озеленения XVIII века
Одной из самых ярких страниц из истории России является период необычайного подъема садово-паркового искусства в XVIII веке.
1. В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село.
2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности.
3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей.
4. Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы.
5. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург.
6. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др.
7. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европезированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др.
8. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей.
9. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки.
Особенности русского регулярного паркостроенияДворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события».
Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам;
- парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В него включены морские просторы, использованы выгодные особенности топографии берега; - чрезвычайно характерна была морская ориентация Петровских ансамблей;
- самыми впечатляющими средствами художественных парков в Петровскую эпоху были фонтаны и стриженые деревья. Как деревья в боскетах, так и вода в фонтанах принуждались изменить свой естественный облик, для того чтобы показать те или иные необычные декоративные свойства. Для искусства барокко вообще свойственно стремление удивить, поразить чем-то необыкновенным. Поэтому не случайно и все огромное разнообразие технических решений и средств оформления фонтанов в Петровских резиденциях. Очень большое внимание уделялось фонтанам. Поэтому выбор участка для разбивки нового сада зависел от возможностей их водоснабжения;
- первые регулярные сады строились в недавно освоенных и заселенных сельских местностях, как это, преимущественно, было в других европейских странах, среди относительно измененной северной природы, в окружении лесных массивов, на берегах широких рек и морских заливов. Одно это придавало ярко выраженный своеобразный облик. Он определялся и своеобразным местным растительным материалом. Яркие цветочные партеры определяли неповторимый колорит садов, которые создавались в окрестностях Петербурга;
- регулярные композиции никогда не отличались какой-то идеальной геометрической правильностью, как, например, в садах Германии. В России было естественным и привычным воспринимать сад на фоне природного пейзажа. В рамках нового регулярного стиля сохранилось древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа;
- древние традиции в зеленом строительстве оказались очень живучими, и потребовался переходный период, в течение которого, на некоторое время, взяли верх принципы регулярного ансамбля; - на первых порах практиковалась доставка молодых и даже взрослых деревьев и кустарников из-за границы, прежде всего голландских лип, самшита, тиса и др. В последствие выяснилось, что местный климат не подходит для многих из них. В аллеях, а также для устройства шпалер и зеленых стен применяли ель, можжевельник, березу, рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники, а в партерах – бруснику и даже зеленый лук;
- на русское садово-парковое искусство заметно оказали голландские сады; - огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи, в которых выращивались апельсины, лимоны, белые лилии, пионы и другие растения.
В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей.
В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад.
Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад.
Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Стрельне,
Петергофе,Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.
Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения.
Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства. Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта.
В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га).
Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами – липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в.
Для закладки сада использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком.