Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК РФ).
За непроведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) или нарушение порядка ее проведения работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а с 01.01.2015 - по ст. 5.27.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Исходя из анализа положений Закона N 426-ФЗ нарушением порядка проведения спецоценки (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) могут быть, например, признаны следующие действия (бездействие) работодателя:
1) несоблюдение срока проведения спецоценки;
2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
4) проведение спецоценки:
- без привлечения специализированной организации;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (ч. 6 ст. 10, ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), до 1 января 2019 г. к административной ответственности за непроведение спецоценки или нарушение порядка ее проведения могут привлечь только организации:
1) условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), в следующих случаях:
- аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;
- эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась.
Подробнее о сроке проведения спецоценки условий труда на рабочих местах в указанных случаях см.: Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно;
2) на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- введены в эксплуатацию новые рабочие места;
- получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;
- изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
Продолжение перечня:
- произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) либо у работника выявлено профессиональное заболевание, вызванное воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- получено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Подробнее о сроке проведения спецоценки условий труда на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах см.: Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Для тех организаций, условия труда на рабочих местах которых являются условно безопасными (т.е. не указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), административная ответственность за непроведение специальной оценки не предусмотрена до 01.01.2019. Это следует из анализа ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.
Отметим, что к ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное на проведение специальной оценки в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Данный вывод следует из анализа примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Виды и размер наказания за непроведение спецоценки
условий труда (аттестации - до 01.01.2014)
и нарушение порядка ее проведения
(ст. 5.27 КоАП РФ)
Вид наказания
В отношении кого применяется
Размер наказания (срок ограничения)
Норма
Штраф
Организация (юридическое лицо)
От 30 000 до 50 000 руб.
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Должностное лицо организации
От 1000 до 5000 руб.
Индивидуальный предприниматель
Приостановление деятельности <*>
Организация (юридическое лицо)
До 90 суток
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Индивидуальный предприниматель
Дисквалификация
Должностное лицо организации при повторном нарушении
От одного года до трех лет
Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ
--------------------------------
<*> Этот вид ответственности применяется, в частности, если существует угроза жизни и здоровью людей (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Виды и размер наказания за непроведение спецоценки
условий труда и нарушение порядка ее проведения
(ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Вид наказания
В отношении кого применяется
Размер наказания (срок ограничения)
Норма
Предупреждение <*>
Организация (юридическое лицо)
-
Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
Штраф
Организация (юридическое лицо)
От 60 000 до 80 000 руб.
Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организации
От 5000 до 10 000 руб.
Индивидуальный предприниматель
Штраф при повторном нарушении
Организация (юридическое лицо)
От 100 000 до 200 000 руб.
Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организации
От 30 000 до 40 000 руб.
Индивидуальный предприниматель
Приостановление деятельности при повторном нарушении <**>
Организация (юридическое лицо)
До 90 суток
Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Индивидуальный предприниматель
Дисквалификация при повторном нарушении
Должностное лицо организации
От одного года до трех лет
Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
--------------------------------
<*> Этот вид ответственности применяется, в частности, если административное правонарушение совершено впервые и при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
<**> Этот вид ответственности применяется, в частности, если существует угроза жизни и здоровью людей (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).