1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения >>>
2. Процедура проведения специальной оценки условий труда >>>
Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда >>>
Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда >>>
Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда >>>
Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда >>>
Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда >>>
Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда >>>
Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов >>>
Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда >>>
Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов >>>
Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда >>>
Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда >>>
Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда >>>
Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда >>>
Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда >>>
3. Образцы документов >>>
1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда >>>
1.2. Участники специальной оценки условий труда >>>
1.3. Сроки проведения специальной оценки условий труда >>>
1.4. Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда >>>
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда
1.1.1. Суть специальной оценки условий труда >>>
1.1.2. Принципиальное отличие для работодателя специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест >>>
1.1.3. Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда >>>
1.1.4. Результат специальной оценки условий труда >>>
1.1.5. Применение результатов специальной оценки условий труда >>>
Суть специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее - Закон N 426-ФЗ).
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.
Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 - 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).
От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.
Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда).
Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.
Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.
Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.