Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Программа по профориентации «Путешествие в мир профессий»



 

Пояснительная записка

Ранняя юность – единственная пора социально узаконенно­го, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосыл­кой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обуча­ющихся данного возраста – учебно-профессиональный. Харак­терной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. Не многие молодые люди основательно подходят к выбору профессии, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вме­шательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полно­стью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собствен­ного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь имен­но этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, вы­бор профессии осуществляется методом проб и ошибок.

Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые вы­ражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.

Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в про­фессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

Задачи программы:

· Формирование актуального для подростков «информаци­онного поля» мира профессий.

· Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.

· Создание условий для развития прикладных умений (спо­собность действовать в ситуации выбора, строить перспектив­ные планы на будущее, решать практические проблемы в экспе­риментальной ситуации, презентовать себя).

Структура занятия

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание позитивного настроя на занятие.

2. Основная часть:

а) теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;

б) практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.

3. Рефлексия занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных за­даний.

4. Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного на­строя и желания встретиться снова.

В Приложении Д. представлено тренинговое занятие «Я и мир профессий».

Особенности методики преподавания курса

Основным условием реализации программы является сотруд­ничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельно­сти. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: «мозговой штурм», игровой метод «ролевая проба», дискуссия, моделирование ситуации, диагно­стические методики. В зависимости от задания педагог высту­пает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.

Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается воз­можность включенности каждого в групповой процесс, что сни­жает эффективность занятий.

Оценка эффективности программы:

· по результатам курса старшеклассники должны овладеть: знаниями о классификации профессий, профессиограммах ак­туальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профес­сиональной деятельности и самопрезентации;

· старшеклассники должны уметь: соотносить свои индиви­дуальные особенности, возможности и потребности с выбран­ной профессией и ее требованиями; составить резюме.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: «Мир профессий и мой вы­бор»; «Мое профессиональное будущее»; «Роль профориентационного курса в моем самоопределении».

Тематическое содержание курса

1. Введение в курс (1 ч).

Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: выбор, самопознание, самодиагностика.

2. В мире профессий по компасу (2 ч).

Знакомство с понятием «профессия», профессиограмма. Клас­сификация профессий по Е. А. Климову: типы профессий, требо­вания профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Само­диагностика: ДЦО. Профориентационная игра «Нужные люди».

3. Я выбираю профессию, мне выбирают профессию (2 ч).

Тактика осуществления выбора (я хочу – я могу – мне надо). Факторы выбора будущей профессий. Иллюзии, связанные с профессиями. Игра «Или-или». Упражнение «Мы творим мир профессий».

4. Роль характера в выборе профессии (2 ч).

Знакомство с понятием «характер». Мозговой штурм на уста­новление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. Упражнение «Символ моего дела». Профориентаци-онная игра «Криминалисты».

5. Способности человека и их роль в выборе профессии (4 ч).

Знакомство с понятием «способности». Факторы, влияющие на развитие способностей. Выявление интеллектуальных спо­собностей в ходе проведения самодиагностики. Профориента-ционная игра «Биржа труда». Резюме, как презентация своих способностей. Игра «Царевна-Несмеяна».

6. Профессиональный тип личности (2 ч).

Знакомство с понятием «профессиональный тип личности». Самодиагностика: «Профессиональный тип личности» Голланд. Дискуссия по результатам диагностики. Соотнесение професси­онального типа личности с профессиограммами. Этюд «Самая - самая...».

7. Профессиональное взаимодействие. Правила общения (2 ч).

Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия «про­фессиональное взаимодействие». Профориентационная игра «Социологический опрос». Алгоритм успешного собеседника.

8. Итоговое занятие (1ч).

Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем.

Выводы по второй главе.

1. Наибольшей популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек-человек». Данный тип профессии как наиболее привлекательный выбрали 14 подростка. Далее следуют «человек-художественный образ» (выбрали 10 подростков), «человек-знак» (выбрали 8 подростков), «человек-природа» (выбрали 6 подростков), «человек-техника» (выбрали 4 подростка).Юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (U= 72,226; при р = 0,034), девушки – «человек-художественный образ» (U= 63,427; при р = 0,05).

2. Подростки наиболее высоко оценивают свои способности и умения, связанные с общением и взаимодействием (средний балл 13,4) и творческой деятельностью (средний балл 13,1). Юноши и девушки считают, что у них есть способности по ухаживанию за животными, они умеют ориентироваться в природных явлениях (средний балл 11,2). Свои умения, связанные с типом профессии «человек-знак» подростки оценивают средне (9,4 баллов). По мнению подростков, хуже всего развиты способности, связные с техникой (средний балл 6,4).

3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для подростков характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и профессиональных умений, склонностей к следующим типам профессий: «человек- человек», «человек-художественный образ», «человек– знак». Сильная степень взаимосвязи установлена для профессий типа «человек – техника». А интерес к профессиям «человек-природа» не связан с соответствующими склонностями и умениями подростков.

4. Наиболее распростаренными личностными особенностями подростков являются экстраверсия и нейротизм. Преобладание черт интроверта и эмоциональная устойчивость встречаются менее часто.

5. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:

· человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р=0,022);

· человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р=0,010);

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна. Существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами подростков.

Программа «Путешествие в мир профессий» направлена на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые вы­ражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в со­циуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломном исследовании была изучена проблема взаимосвязи профессиональных интересов школьников и особенностей личности. В первой главе на основании изучения литературы по проблеме был проанализирован процесс профессионального становления личности, рассмотрены факторы, влияющие на выбор профессии; раскрыта структура профессионально важных качеств. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию профессиональных интересов и особенностей личности подростков.

Обобщая результаты теоретического исследования, можно сделать следующие выводы.

1.Индивидуально-психологические особенности личности накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности. При выборе профессии необходимо прежде всего учитывать такие личностные особенности как способности, темперамент и характер.

2. Профессиональное становление личности –это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Профессионализм личности включает мотивационную сферу труда (профессиональные ценности, притязания и т.д.) и операциональную сферу (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость и др.).

3. На выбор профессии школьниками влияют внешние и внутренние факторы, такие как социально-экономический статус семьи, рынок труда, склонности, способности и особенности личности школьников, их интересы и мотивы выбора той или иной профессии.

4. Структура профессионально важных качеств представлена индивидуально-типологическими особенностями личности (темперамент, характер, способности), которые определяют профессиональную пригодность личности и влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Наиболее популярным типом профессий среди подростков является «человек- человек» (33%). Примером профессий такого профиля можно назвать профессию медицинской сестры, врача, воспитателя детских дошкольных учреждений, учителя, библиотекаря, продавца, социального педагога или социального работника, психолога, юриста, специалиста по рекламе или продажам и ряд других. Предпочтение типу профессий «человек-художественный образ» выразили 10 подростков (24%). Это архитектор, скульптор, художник-оформитель, дизайнер, модельер, закройщик, портной, швея, фотограф, парикмахер, кондитер,и ряд других. Тип профессий «человек-знак» выбрали 8 подростков (19%). Это имеет место в профессиях программиста, чертёжника, телеграфиста, редактора, переводчика, бухгалтера, статистика. Интерес к профессиям типа «человек-природа» высказали 6 подростков (14%). Это профессии агронома, овощевода, цветовода, садовода, озеленителя, лесовода, ветеринарного врача, микробиолога, эколога и ряд других. Предпочтение к профессиям типа «человек-техника» высказали 4 подростка (10%). Это токарь, слесарь, радиомеханик, инженер, сборщик приборов, специалист по телекоммуникационным системам, компьютерной технике,.

2. Наиболее распростаренными личностными особенностями подростков являются экстраверсия и нейротизм. Преобладание черт интроверта и эмоциональная устойчивость встречаются менее часто.

3. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков. Подростки с высоким уровнем экстраверсии предпочитают профессии типа «человек- человек»; подростки с низким уровнем нейротизма предпочитают профессии типа «человек-знак».

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна. Существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами у подростков.

В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.

Выбор профессии – один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия – в значительной мере будет определять качество его жизни.Если выбор профессии подростком был результатом императива взрослых, пусть даже и квалифицированных (правда, квалифицированный специалист вряд ли будет авторитарным), если он был недостаточно активен, то профессиональное самоопределение окажется поверхностным, фрагментарным, а дальнейшее развитие личности человека окажется в той или иной мере блокированным. Если же процесс профессионального самоопределения был активным и самостоятельным, то это будет определять все важные вехи будущего жизненного пути человека. Удачно выбранная профессия, соответствующая и способностям и личности человека, как правило, становится своего рода основой для яркой и достойной жизни, а, в конечном итоге, даже счастья человека, если под счастьем понимать не простое достижение всего, чего человек хочет, а ощущение осмысленности и значительности каждого прожитого дня. Выбор профессии, особенно для одаренных людей, это почти всегда еще и выбор своей судьбы.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.