Выбор профессии можно рассматривать как кратковременный акт и как процесс. Выбор профессии как процесс представляет собой профессиональное самоопределение, в котором человек выбирающий профессию, должен выступать прежде всего как субъект, а не как объект изучения и воздействия, играющий пассивную роль. Е.А.Климов считает профессиональное самоопределение процессом развития личности как субъекта труда. Содержанием профессионального самоопределения личности выступает ее профессиональное самосознание, а также информация о мире профессий и рынке труда [15, c. 29].
Профессиональное самосознание–это осознание себя представителем определенной профессии, своей принадлежности к определенной профессиональной группе. Оно включает в себя профессиональное самопознание, самооценивание, самоотношение и самовоспитание, что отражается в профессиональной Я-концепции личности, являющейся совокупностью представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности. Основным структурным компонентом профессионального самосознания и Я-концепции является самооценка, оценочное суждение о себе, своих качествах, помогающие выстраивать собственную профессиональную идентичность. Адекватные профессиональная Я-концепция и самооценка являются важным условием успешности профессионального самоопределения личности [50, c. 44].
Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действую через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [48, c. 394].
В исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику –профориентацию – и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения .
Психологическаятеория профессионального выбора была разработана Ф. Парсонсом, им были сформулированы следующие посылки [53, c. 138]:
А) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
Б) профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
В) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.
Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.
Взгляд Д. Холланда на профессиональное самоопределение имеет другое направление. Для Холланда процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относиться, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующий данному типу, в-третьих, выбором одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти. Данная теория указывает, что каждый человек по своим индивидуальным качествам и прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии. Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам старшеклассник определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий [51, c. 37].
Однако Э. Гинзберг, разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: старшеклассник должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь профессиональных конечных целей. В своей теории компромисса с реальностью обращал внимание, что выбор профессии – это развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс, включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем обеспечивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в колледж, а вместо этого пройти курс коммерции в средней школе – делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и своё окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности [53, c. 140].
Профессиональное самоопределение – это не только момент выбора, но и динамический профессиональный процесс, характерный для всех этапов жизни человека, осуществляемый в системе учебно-воспитательной работы. Выделяют следующие этапы профессионального самоопределения:
1. I этап (I – III (IV) классы) – пропедевтический.
В этот период при определенных условиях у младших школьников пробуждаются любовь и добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессии родителей и ближайшего окружения, формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным. Все это возможно, если учащиеся систематически участвуют в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.
2. II этап (V – VII классы) имеет поисковую направленность: у подростковвозникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности [34, c. 16].
3. III этап (VIII – IX классы) –это период развития профессионального самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотношения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, постижения реальных возможностей.
4. IV этап (X – XI классы) происходит уточнение социально-профессионального статуса. С учетом предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у старшеклассников проявились устойчивый интерес и способности. Особое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранном виде труда, контролю и коррекции профессиональных планов, способами оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитию
Подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет) является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей, поскольку именно в этом возрасте все компоненты личности начинают бурно развиваться, претерпевая значительные изменения. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Появляется подростковое чувство взрослости, что приводит к типичным возрастным конфликтам и преломлению самосознания подростка. Это период завершения детства: возникает обращенность в будущее. По мнению Л.И.Божович, жизненные планы и перспективы подростка составляют «аффективный центр». У него появляется личностная потребность в нахождении себя в социуме, в получении образования, интересной профессии, обеспечивающей достойное будущее [2, c. 284].
Важнейшей особенностью подросткового возраста, которую важно учитывать в учебно-воспитательной работе и организации профессиональной ориентации с целью профессионального самоопределения, является рост самосознания и интерес к собственному «Я». В частности, возросший интерес к своему внутреннему миру подростки могут удовлетворять в ходе индивидуальных бесед с педагогом или психологом, выполнения тестовых заданий, различных диагностических методик, в том числе направленных на выявление профессионально важных качеств и особенностей личности, склонностей и интересов и т. п. Выбор профессии носит непостоянный характер и меняется из класса в класс, что выбранная или планируемая для выбора профессия не соответствует его психофизиологическим или интеллектуальным возможностям. Данное обстоятельство предопределяет необходимость профориентационной работы в направлении развития самопознания, самоанализа, а также детальной профинформации с изложением требований, предъявляемых к специалистам данной профессии, для корректировки выбора. Многие подростки отличаются заниженной самооценкой своей личности, у многих имеются ложные понятия о чувстве собственного достоинства, чести, совести, о способах самоутверждения в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому содержание профориентационной работы с ними должно, помимо всего прочего, помочь им обрести веру в себя, в свои силы и возможности, пробудить желание стать жизнестойкими людьми. Начало профориентационной работы в подростковом возрасте, которая будет способствовать формированию позитивной жизненной перспективы и наметке профессиональной траектории, позволит избежать отклонений в поведении подростка (психологической неустойчивости, аффективности, возбудимости, агрессивности), а также «бичи» современного общества –алкогольной или наркотической зависимости, которыми наиболее подвержены представители именно этой возрастной категории [34, c. 15].
Профессиональный выбор рассматривается как принятие личностью решения относительно вступления во взрослую жизнь в качестве субъекта общественного труда, профессиональной деятельности. При соответствии профессионально важных качеств личности, обусловленных ее ведущими тенденциями, профессиональному эталону, представленному требованиями профессии к человеку, профессиональный выбор, а затем и профессиональная деятельность приобретают личностный смысл. Принятию решения способствует личная профессиональная перспектива (по Е.А.Климову и Н.С.Пряжникову), которую составляют [40, c. 128]:
· осознание ценности профессионального труда;
· ориентировка в социально-экономической ситуации, прогнозирование ее изменения;
· знание мира профессионального труда;
· выделение ближних и дальних профессиональных целей;
· представление о своих возможностях и ограничениях;
· представление о сущности и смысле своего будущего профессионального труда;
· сформированные основное и резервные профессиональные намерения.
На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу, к их числу относятся социо-экономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источника формирования жизненных ценностей и убеждений. Отношения между родителями и детьми способствуют формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. У детей, находящихся в центре внимания семьи, может сформироваться потребность в принадлежности к группе, любви и уважении других. Их будут привлекать профессии, связанные с общением, работа в области культуры, искусства или развлечений. У детей, которым родители уделяют мало внимания и которые испытывают недостаток любви и уважения, может развиться интерес к профессиям, требующим уединения. Они скорее могут посвятить себя науке, технике, тем видам деятельности, где не предполагается прямое интенсивное общение [9, c. 52].
Виды специальной подготовки (училище, ссуз, вуз, различного рода курсы) и профессия могут выбираться под давлением многих обстоятельств: мнения окружающих, экономических соображений, внешней атрибутики или других обоснований, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности человека. Выбор профессии может быть продиктован социальным заказом или связан с необходимостью трудовой адаптации в сложившейся социо-экономической ситуации. Человек часто соизмеряет заработную плату, степень отдаленности работы от дома, ее престижность с уровнем своих притязаний.
На профессиональный выбор личности оказывают влияние индивидуальная ситуация оптанта (условия и экономические возможности семьи), ощущение себя богатым или бедным. Отсутствие денег у выходцев из семей с низким материальным уровнем побуждает их выбирать профессии с высоким заработком, организовывать коммерческую деятельность вопреки семейной традиции, склонностям и способностям. У детей из обеспеченных семей возможности выбора профессиональной деятельности шире и больше связаны с личными предпочтениями.
Следуя работам Е.А.Климова, можно выделить основные факторы выбора профессии выпускниками школ и допускаемые при этом ошибки.
· позиция классного руководителя, школьных учителей;
· информированность о профессии.
Ошибки при выборе профессии:
· отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному;
· ориентация на престижность профессии;
· увлечение внешней или частной стороной профессии;
· выбор профессии под влиянием значимых других;
· перенос отношения к представителю профессии на саму профессию;
· отождествление школьного учебного предмета с профессией;
· неадекватные представления о профессии;
· неадекватные представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности.
К мотивам, побуждающим человека заниматься определенным видом профессиональной деятельности, Е. П. Ильин относит: ориентацию на социальные ценности, в том числе престиж; наличие интереса, склонностей, способностей; материальную обеспеченность [50, c. 36].
Личность стремится к усвоению тех ценностей, которые соответствуют ее целям и интересам, среди которых самоутверждение в обществе, ближайшей социальной среде; признание родных, друзей; самосовершенствование и самовыражение; интересная работа; реализация своих способностей, творческий характер труда; общение с людьми; достижение профессионализма; материальные ценности, хороший заработок; профессиональная карьера.
Успешность профессионального выбора в большой степени зависит и от сформированности внутренней позиции личности как активно действующего субъекта, которая постепенно выстраивается под влиянием актуализации соответствующих потребностей, особенно общественных, таких, как потребность в труде, профессиональной деятельности, потребность в достижении, выражающейся в способности добиваться поставленной цели, а также потребности в самоактуализации, проявляющейся в стремлении реализовать себя, свои интересы, склонности и способности.
Перечисленные потребности, а также профессиональные интересы; стремления, перерастающие в профессиональные намерения (когда осознаются условия и средства достижения цели); социально-психологическая установка, как готовность совершить профессиональный выбор; профессиональные идеалы; личностно-значимые ценности трудовой и профессиональной деятельности; мотивация профессионального выбора составляют профессиональную направленность личности, которая рассматривается как установка на определенный вид профессиональной деятельности, принятие ее целей и задач [6, c. 20].
Профессиональная направленность личности, ее индивидуально-типологические (темперамент, характер, способности) и психофизиологические особенности, особенности познавательных процессов, а также анатомо-морфологические характеристики относятся к профессионально важным качествам, сложному интегральному образованию, рассматриваемому как способности к профессиональной деятельности, куда входят и общие способности.
Уровень развития интеллекта рассматривается в качестве предиктора успешности профессиональной деятельности: для каждой профессии существует нижний пороговый уровень его развития, ниже которого возможности индивида в овладении профессией ограничены. Интеллект выступает и верхним ограничителем потенциальных творческих достижений индивида, уровень которых зависит также от его мотивации, компетентности и связан с содержанием деятельности [41, c. 73].
Таким образом, выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. На выбор профессии влияют внешние и внутренние факторы. На успешность профессионального самоопределения также большое влияние оказывают содержание, методы и формы профориентационной работы, в которой важное место отводится изучению личностных и индивидуальных свойств (потребностно-мотивационная сфера, темперамент, характер, способности), а также их психодиагностике. Не менее важным является и формирование профессиональной направленности и профессиональной «Я-концепции» личности, являющейся совокупностью представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, что способствует совершению профессионального выбора и профессионализации.