Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семантическое поле. Корреляции слов в семантическом поле



Вопросы к практическому занятию

1. Из истории изучения системных отношений в лексике

2. Лексико-семантическая группа, лексико-семантическое поле

3. Тематическая группа

4. Ассоциативная группа

5. Корреляции слов в семантическом поле

6. Синонимия

7. Антонимия

8. Гиреронимия

9. Другие виды корреляций (часть-целое, конверсивы и др.)

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Неологизмы.

2) Архаизмы, историзмы.

3) Заимствования.

4) Лексикография.

5) Фразеология.

Иванова В.И. Лексико-семантическая подсистема языка. Тверь, 1999.

Иванова В.И. Номинативные единицы языка. Тверь, 2010

Практические задания

1. Распределите по семантическим полям слова: буря, ветер, гололедица, град, дождь, жара, засуха, изморось, мороз, роса, смог, снег, стужа, туман, ураган, холод, штиль.

2. Распределите по семантическим полям слова: густой, добрый, жёсткий, жидкий, ласковый, мрачный, мягкий, семейный, сердитый, твёрдый, флегматичный, хмурый, хрупкий, чёрствый, шершавый, эластичный.

3. В каком отношении находятся значения слов: берёза, ветка, дерево, дуб, корень, куст, растение?

4. Какой тип семантической связи можно установить между словами? животное собака такса?

5. Распределите омонимы по типам: бал балл, течь течь, везти вести, надувать надувать, брак брак, заставить заставить, вина вина.

6. К следующим архаизмам подберите современные слова-синонимы:

учинить, токмо, ведать, десница, похотеть, сиречь, такожде, длань, очи, чело, зане, допреж.

7. Из каких языков заимствованы следующие слова? С какими причинами могло быть связано заимствование этих слов? Выделите слова, в которых иноязычное происхождение обнаруживает себя а) фонетически; б) орфографически; в) морфологически; г) семантически. В отдельную группу выделите слова, полностью ассимилировали: кафе, абстракция, импорт, артист, верстак, колибри, бордо, вино, монах, горизонт, пианино, микроскоп, фреска, арбуз, волейбол, улус, шторм, режиссер, мундштук, тайм, тетрадь, республика, сарай, зулус, собака, коктейль, юрист, гараж, парашют, синхрония, анатомия, вальс, меню, авиация, бунгало, апельсин, чай, блиндаж, боа, антракт, велюр, ваза, шнур, тарелка, винт, крахмал, кегли, лейтмотив, рама, вестибюль, галета, канал, аксельбант, валторна, гастроль, гейзер, камбуз, каламбур, трюмо, диктант, альков, субъект, котлета, карнавал, будуар, чулок, чердак, фиалка, панихида, башмак, фельдшер, карандаш, рагу, жираф, арена, вымпел.

8. Объясните, как сделан перевод данных иностранных слов на русский язык. Как называется такой способ перевода: с английского: ввоз (import), вывоз (export); с немецкого: представление (Vorstellung), мировоззрение (Weltanschauung); с французского: впечатление (impression), влияние (influence), трогательный (touchant), сосредоточить (concentrer).

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, какие – нет? Ответы аргументируйте:

шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, масло, говядина, петля, видеть, метель, зелье, перстень, белье, время, сокровище, плотник, весело, сугроб, полотенце, битва, колдун, свидетель, обличье, крыльцо, крыльцо, прибавка, окорок, увалень, кружево, водка, окрошка, валенок.

10. Укажите, какие виды переноса наблюдаются в выделенных словах:

1) Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой и дорогой, стал клевать носом. (В. Катаев)

2) Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично» в такой же мере, как в первом классе «кусалось». (В. Катаев)

3) Был как раз горячий сезон помидоров и винограда. (В. Катаев)

4) Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)

5) Я три тарелки съел!

– И полно, что за счёты! (И. Крылов)

6) В воде шла мраморная перекличка красок. (К. Федин)

11. Ниже выписаны группы слов, обозначающих сходные или даже одинаковые предметы: плетень – частокол – ограда; перчатки – рукавицы; клюв – рыло; сад – роща; постель – логово.

12. Разделите следующие словосочетания но свободные и устойчивые, расположив их в две колонки. К устойчивым подберите слова-эквиваленты: толочь воду в ступе; хранить тайну; морской волк; морской воздух; попасть в переплет; северный олень; начало века; хранить зерно; пирог с изюмом; дать по шапке; чувство локтя; белая бумага; девушка с изюминкой; медвежий угол; навострить лыжи; жить своим трудом; строить дорогу; гулять по лесу; лезть на рожон; новости дня; шелест леса; строить воздушные замки; голубое небо; крепкий орешек; игра в мяч; попасть впросак; стучать топором; лезть в окно; крепкий сон; палка о двух концах.

13. Каковы значения следующих выражений? Установите источники их происхождения: прокрустово ложе; игра не стоит свеч; при царе Горохе; и ты, Брут?; узы Гименея; зарыть талант в землю; три кита; козёл отпущения; Тришкин кафтан.

14. Назовите ряд устойчивых словосочетаний со следующими словами: тянуть, бить, железный, входить, красный, давать (дать), держать, огонь, собака, рука, игра, сесть.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.