Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы классификации звуков речи



Фонетика. Фонология 2 курс (лето)

Практическое занятие 1

Принципы классификации звуков речи

Вопросы к практическому занятию

1. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи.

2. Биологический аспект звуков речи. Опишите устройство и работу речевого аппарата

3. Определите назначение и опишите работу каждого речевого органа

4. Артикуляция и ее фазы. Артикуляционная база языка

5. Работа голосовых связок. Голос и шум. Система консонантизма и система вокализма. Придыхание (аспирация)

6. Типы согласных по месту образования (зубные, небные, дорсальные, альвеолярные) и способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные звуки, аффрикаты). Носовые и ртовые согласные звуки. Мягкие и твердые согласные звуки.

7. Типы гласных по ряду и подъему. Узкие и широкие гласные. Открытые и закрытые гласные звуки. Монофтонги и дифтонги

8. Акустический аспект звуков речи. Обертон. Тембр

 

Иванова В.И. Введение в языкознание: фонетика, фонология. Тверь, 2005.

 

Практические задания

1. Произнесите два звука, при артикуляции которых небная занавеска опущена.

2. Определите, работой каких органов различаются звуки [т] и [д]; [д] и [н]; [д] и [д’].

3. Определите работу отдельных органов речи на основе приведенных ниже артикуляционных характеристик звука: а) лабиализация; 2) мягкость согласного; 3) назализация согласного.

4. Какой звук русского языка является: а) сонорным, среднеязычным; б) губно-губным, носовым сонорным; в) сонорным, боковым, переднеязычным; г) вибрантом; д) глухим, щелевым, переднеязычным двуфокусным; е) двуфокусной аффрикатой?

5. Укажите разницу в артикуляции звуков: [х], [г], [т] (русск.) и [h] [ɳ] [t] (англ.)

6. Укажите артикуляционную характеристику русского звука на основе описания работы органов речи:

а) голосовые связки напряжены, дрожат;

губы сомкнуты;

небная занавеска опущена.

б) голосовые связки напряжены, дрожат;

губы округлены;

небная занавеска поднята.

7. Определите звуки русского языка, образованные с помощью следующей артикуляции:

a) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;

b) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;

c) голосовые связки дрожат, губы округлены и вытянуты вперед, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому небу.

d) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт.

e) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;

f) задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, голосовые связки не дрожат, небная занавеска поднята;

g) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева.

8. Определите звуки, обладающие следующими характеристиками:

a) шумный, переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий;

b) сонорный, губно-губной, носовой, твердый.

c) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой;

d) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

e) шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый

f) шумный, заднеязычный, взрывной, глухой, твердый.

g) шумный, переднеязычный, зубной, фрикативный, глухой, мягкий.

9. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

А.

а) согласный, переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;

б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый;

Б.

а) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) согласный передеязычный-нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый.

В.

а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий;

б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый;

в) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.

Г.

а) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант твёрдый;

г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный;

д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый.

10. Если, стремясь произнести / з’ /, ошибочно заменить щель на смычку, то какой получится согласный?

11. Если, стремясь произнести / б’ /, ошибочно опустить нёбную занавеску, то какой получится согласный?

12. Какой согласный получится вместо / в /, если к его артикуляции добавить подъём средней части спинки языка ?

13. Если при правильной ртовой артикуляции / г’/ не включить колебания голосовых связок, то какой получится согласный?

14. Если, стремясь произнести / к /, ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, то какой получится согласный?

15. Охарактеризуйте русские согласные звуки: [ф, с, т’, л, н, п’, ш, ч] и артикуляционно подобные звуки изучаемых языков.

16.Охарактеризуйте русские гласные звуки: [а,и,о,у,е] и артикуляционно подобные звуки изучаемых языков.

7. Решите следующие звуковые пропорции: [б:п= г:?], [т:с=к:?] [д:н=?:м], [d:n=g: ?], [t:d:n=k:?:?= p:?:?], [ в:п = з:? = ?:к]

18. Охарактеризуйте звуки в словах: ехать, мед, льет, яма, пять, ель, елка

19. Какие слова получатся, если произнести звуки, из которых они состоят, последовательно в обратном порядке: ешь, лезь, толь, лён, ложь, ель, мог?

20. Определите какие звуки различают следующие пары слов; с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу:

Русск. там – дам; мал – мял; ночь – дочь; пыл – пыль; дом – дым; жар – пар.

Англ. then – ten; thing – thin; bat – bad; sit – seat; wheel – veal; right – night.

Нем. Schar – scharr; in – ihn; kein – dein; lieben – leben; Tone – Tonne; Hauch – Bauch.

 

Звуковые процессы

Вопросы к практическому занятию

1. Фазы артикуляции. Коартикуляция.

2. Причины, вызывающие модификации звуков в потоке речи

3. Типы фонетических процессов

4. Аккомодация

5. Ассимиляция

6. Диссимиляция

7. Редукция

8. Чередование

9. Другие виды фонетических процессов (эпентеза, протеза, метатеза, гаплалогия, диереза)

 

Иванова В.И. Введение в языкознание: фонетика, фонология. Тверь, 2005.

 

Практические задания

1. Установите вид ассимиляции в словах: а) сдача, отбить, отдохнуть, дубки, иссохший, растаять, бесшумный, травка, ножка, просьба; б) изжога, сшить; в) бантик, кончик

2. Установите вид ассимиляции в следующих словах: ошибка, песня, изжить, уснувший, сшитый, подход, подтянуть, сгребать, вставлять, подстричь.

3. Какой вид ассимиляцииможно обнаружить в словах; illiterate, illiberal, illogical, immaterial, immobility, immoral?

4. Установите причину отсутствия ассимиляции в следующих примерах: сразу (ср. зразы), дверь (ср. Тверь), сварка, смола, снова, слово.

5. Объясните характер аккомодации в словах: том, сок, йод, тут, мал

6. Объясните характер диссимиляции в словах: конечно, что, транвай (просторечное)

7. Установите тип фонетической модификации звуков в словах: зубки, что, лодка, тут, косьба, мак, сделка, тетя, отбить, иссякший, кончик, изжога, свадьба.

8. Какие фонетические процессы можно наблюдать в словах: солнце, восемь, Индия, конституция, праздник, вотчина, тарелка, знаменосец, ватрушка ?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.