Репутация – слагаемое конкурентоспособности компании. И носителями ее являются отнюдь не технологии, а люди: бизнес-партнеры, клиенты, власть, сотрудники, лидеры компании. В этой статье именно глазами руководителей мы и посмотрим на этот феномен.
В условиях рыночных отношений успех деятельности любой организации определяется уровнем прибыли. В свою очередь, уровень прибыли зависит от такого нематериального актива как репутация компании. Вряд ли кто-то будет спорить, что репутацию можно определить как одну из основных причин победы или поражения в бизнесе и общественной жизни.
По роду деятельности нам ежедневно приходится проводить интервью с руководителями. В данной статье мы проанализировали опыт и поведение менеджеров более 10 предприятий в разных регионах страны в отношении деловой репутации. В основном это руководители малого и среднего бизнеса. Тем показательнее их проявления, т.к. в малом бизнесе руководитель в большей степени на виду у общественности, сотрудников, партнеров, конкурентов. И именно руководитель воспринимается как «лицо и совесть» малой организации. Это важно учитывать при управлении репутацией бизнеса. Репутация – дело тонкое. Поэтому в данном исследовании мы намеренно уходим от конкретных имен и названий компаний.
Эксперты сходятся во мнении, что хорошая репутация повышает капитализацию компании. А стоимость компании – во многом стоимость ее репутации.
Особенно ярко стоимость репутации проявляется в условиях кризиса, и не обязательно мирового, это может быть кризис отдельной организации. Ведь именно в трудные времена и становится явным, насколько сотрудники лояльны к компании, уходят ли они в поисках лучшего или остаются.
В зависимости от сферы бизнеса репутация компании может оцениваться по-разному. (сравнение софтверной и строительной компании, какие факторы в большей степени влияют на репутацию в этих сферах бизнеса)
По мнению бизнес-аналитиков, при оценке репутации любой компании преимущественно опираются на следующие факторы:
1. Выполнение обязательств как личностная ответственность
2. Качество управленческой команды
3. Корпоративная стратегия
4. Потенциал роста
5. Высокие стандарты корпоративного управления
6. Качество продукции/услуг
7. Финансовая состоятельность
Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее:
Выполнение обязательств как личностная ответственность
Лидеры организаций по-разному понимают проявление этого качества на деле. Форма его проявления зависит, в частности, от организационной культуры. Скажем, в бюрократической культуре ответственность сотрудника описывается должностной инструкцией, и инициатива, как правило, наказуема. В бизнес-культуре личностная ответственность в большей степени связана с ситуациями риска, неопределенности. Действия предпринимать надо, инструкций нет, и от ошибок никто не застрахован, а отвечать придется.
Вот как рассуждает директор коммерческого предприятия (бизнес-культура): «Я несу ответственность как директор, поэтому ем эту колбасу». В таком случае целесообразно ответственному лицу предоставить максимальную свободу в принятии решений. Модель «Сам принимаю решения – сам несу ответственность» рассматривается как выгода со стороны менеджеров.
А вот для бюрократической системы в большей степени свойственна осторожность. «Я запретил использовать оборудование непригодным», – так рассуждает главный инженер, безусловно, проявляя свою личностную и должностную ответственность, несмотря на потери, которые понесет бизнес из-за простоя оборудования.
Иными словами, есть над чем поразмыслить. Проявления ответственного поведения неоднозначны с точки зрения выгоды компании. Надо заранее договариваться и прописывать такие модели ответственного поведения, которые не повредят репутации компании.
Новиченкова Л., Журнал «Управление компанией» № 2, №3 – 2007: Деловая репутация – от системы к результату.
Как-то в интервью генеральный директор в сердцах сказал: «Ответственность – это не когда мне угождают, а когда, может быть, идут против, доказывая и подтверждая выгоду своих действий для организации».
А какое поведение для менеджера вы считаете ответственным?