Учение И.П. Павлова о ВНД было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды. Учение Павлова тесно связано своими идейными корнями с развитием философии и естествознания в России. Материалистические взгляды передовых русских мыслителей XIX в. оказали огромное влияние на развитие отечественной физиологии, пробудив живейший интерес к всестороннему изучению природы человека, к естественнонаучному анализу психической деятельности. На формирование физиологических взглядов Павлова оказали большое влияние идеи, развиваемые основоположником отечественной медицины С.П. Боткиным. Идея «нервизма», выражающаяся в непосредственной связи и влиянии нервной системы на деятельность всего организма как в норме, так и в патологии, несомненно, представляла благоприятную почву для развития Павловского представления о деятельности нервной системы. И.М. Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. Развивая идеи Сеченова, Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга — условные рефлексы.
Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности.
Физиология высшей нервной деятельности – это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Это материалистическое учение, которое раскрывает закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления и сознания.
Целью дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем» является раскрытие закономерностей условно-рефлекторной деятельности нервной системы, а также изучение особенностей приема и переработки информации в сенсорных системах.
Задачи дисциплины:
ñ Выяснить нейрофизиологические механизмы условно-рефлекторной деятельности в организме;
ñ Раскрыть принципы взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервной системе;
ñ Выявить особенности функционирования и взаимодействия сенсорных систем;
Определить значение сенсорной информации в осуществлении психической деятельности человека.
Основы теории рефлекторной деятельности.
Принцип детерминизма (причинности)-” Нет действия без причины” Всякая деятельность организма, какой бы сложной она ни казалась , всегда есть причинно обусловленный, закономерный ответ на конкретные внешние воздействия.
Принцип структурности- в мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к структуре. Благодаря тому, что структура дает возможность хранить и во времени воспроизводить смысловые значения предметных отношений действительности, возникает возможность ориентироваться как в прошлой и настоящей действительности, так и в будущей.
Принцип анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней Среды. Другими словами в мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из Среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.
Основные положения учения И.П.Павлова и И.М.Сеченова
Павлов
1. Динамическая локализация функций в коре головного мозга