Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ



Большую роль в изучении дисциплины «Уголовно-правовая политика в системе противодействия коррупции» играет самостоятельная работа магистрантов, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Объём аудиторных занятий не позволяет преподавателям осветить все разделы и темы, предусмотренные программой (содержание курса) спецкурса. Это требует обязательной самостоятельной работы магистрантов во внеаудиторное время по проработке и изучению таких тем, а также тем, освещённых на лекциях и семинарских (практических занятиях) недостаточно полно и глубоко.

Самостоятельная работа магистрантов в соответствии с учебным планом предусмотрена в объёме 84 часов и должна способствовать более глубокому освоению этого курса. Эта работа должна проводиться с целью: освоения теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубления и расширения теоретических знаний; систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков магистрантов; формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; развития научно-исследовательских навыков; формирования умения применять полученные знания на практике (профессиональной деятельности).

Самостоятельная работа магистрантов по данному курсу предусматривает выполнение письменных учебных заданий, а также подготовку докладов, выступлений.

Для усвоения материала данной дисциплины магистрант должен свободно владеть следующими терминами:

Административно-хозяйственные функции - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Антикоррупционная политика – комплекс разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни

Антикоррупционные стандарты- совокупность поведенческих и правовых норм, запретов, ограничений, обязанностей, установленных для соответствующей области социальной деятельности и направленных на предупреждение коррупции

Взятка - деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, передаваемые должностному лицу за совершение им действий (бездействий) в пользу взяткодателя, а также за общее покровительство или попустительство по службе.

Взяточничество - собирательное понятие, охватывающее два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

Должностные преступления - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Коррупция (законодательное определение) – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица

Коррупция- (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции

Лихоимство(устар.) — получение лицом, состоявшим на государственной или общественной службе какихлибо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе (см. ст.402 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).

Лоббизм - система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных законов и т.п.

Мздоимство(устар.) — получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, какихлибо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе (см. ст.401 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).

Непотизм - замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка.

Организационно-распорядительные функции - полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Представитель власти – должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости

Провокация взятки - преступление против правосудия; попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Протекционизм - понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности

Фаворитизм - несправедливое, пристрастное покровительство любимцам на службе в ущерб делу.

Transparency International- антикоррупционная международная неправительственная организация

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Вопрос 1.

В России XVI – XVIII вв. коррупционное поведение лиц, состоящих на государственной службе, именовалось:

1. лихоимство

2. взяточничество

3. злоупотребление должностными полномочиями

4. халатность

 

Вопрос 2.

Понятие «коррупция»:

1. тождественно понятию «взяточничество»

2. шире понятия «взяточничество»

3. уже понятия «взяточничество»

4. не соотносимое понятие со «взяточничеством»

 

Вопрос 3.

Согласно законодательному определению «коррупция» - это:

1. взяточничество

2. со­вокупность преступлений или правонарушений, соверша­емых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения своих корыстных либо иных личных интересов

3. незаконное использование должностным лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

4. должностное преступление

 

Вопрос 4.

Законодательное определение понятия «коррупция» дано в:

1. Национальной Стратегии противодействия коррупции

2. Федеральном Законе «О противодействии коррупции»

3. законодательного понятия нет

4. Уголовном кодексе РФ

 

Вопрос 5.

Не определяет вид коррупционно опасного поведения:

1. кумовство

2. протекционизм

3. консерватизм

4. взяточничество

 

Вопрос 6.

Не является разновидностью юридической ответственности за коррупционные правонарушения:

1. уголовная

2. дисциплинарная

3. моральная

4. административная

 

Вопрос 7.

Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» была принята в:

1. 1990 г.

2. 1999 г.

3. 2003 г.

4. 2006 г.

 

Вопрос 8.

Одним из основным направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» является:

1. усиление контроля за коммерческими организациями

2. возвращение конфискации имущества в систему уголовных наказаний

3. передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям

4. возвращение конфискации имущества в систему уголовных наказаний

 

Вопрос 9.

Под должностными лицами с точки зрения Уголовного законодательства РФ понимаются:

1. все государственные служащие

2. все государственные и муниципальные служащие

3. все государственные и муниципальные служащие, осуществляющие функции представителей власти в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ

4. лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ

 

Вопрос 10.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является:

1. искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе

2. привлечение к ответственности лиц, уличенных в коррупционных правонарушениях

3. сокращение количества государственных служащих

4. увеличение оплаты труда лиц, находящихся на государственной службе

 

Вопрос 11.

Получением взятки в крупном размере признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие:

1. 50 тысяч рублей

2. 100 тысяч рублей

3. 150 тысяч рублей

4. 200 тысяч рублей

 

Вопрос 12.

Не относится к числу коррупционных преступлений, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ:

1. коммерческий подкуп

2. злоупотребление должностными полномочиями

3. получение взятки

4. получение дорогостоящих подарков государственным служащим

 

 

Вопрос 13.

Национальный План противодействия коррупции на 2010 – 2011 гг. устанавливает:

1. основные направления деятельности органов государственной власти по предотвращению коррупции в различных сферах жизни российского общества

2. перечень деяний, признаваемых коррупционными

3. меры ответственности лиц, уличенных в коррупционных правонарушениях

4. гарантии государственным служащим в целях недопущениях коррупции

 

Вопрос 14.

Для привлечения лица к уголовной ответственности за получение взятки необходимо, чтобы минимальный размер взятки:

1. превышал минимальный размер оплаты труда

2. был больше 3 тысяч рублей

3. превышал 150 тысяч рублей

4. размер взятки не важен для привлечения лица к уголовной ответственности

 

Вопрос 15.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов не предусматривает возможности:

1. изменения должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов

2. привлечения лица к административной ответственности

3. отстранения лица от исполнения должностных (служебных) обязанностей

4. отказа государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов

 

Вопрос 16.

Ответственности за коррупционные деяния с точки зрения международного права подлежат:

1. только национальные публичные лица

2. только иностранные публичные лица

3. как национальные, так и иностранные публичные лица

4. этот вопрос решается государствами самостоятельно

 

Вопрос 17.

Российская Федерация не присоединилась к:

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции

2. Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

3. Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

4. Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности

 

Вопрос 18.

Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию предписывает рассматривать в качестве уголовно-наказуемых деяний:

1. активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц

2. халатность

3. служебный подлог

4. протекционизм

 

Вопрос 19.

Операция «Чистые руки» середины 90-х годов прошлого века была проведена с целью искоренения коррупции и мафии в:

1. США

2. России

3. Италии

4. Сингапуре

 

Вопрос 20.

Программа «OPEN», направленная на борьбу с коррупцией в Сеуле, создана в целях предоставления возможности:

1. гражданам контролировать через Интернет процесс рассмотрения своих обращений государственными чиновниками

2. администрации контролировать работу своих подчиненных

3. правоохранительным органам следить за работой чиновников

4. государственным служащим быстро обмениваться информацией

 

Вопрос 21.

Индекс восприятия коррупции как исследование, отражающее уровень коррупции в государственном секторе различных стран, проводится организацией:

1. Трансперенси Интернешнл

2. Интерполом

3. правоохранительными органами различных государств

4. Организацией Объединенных Наций

 

Вопрос 22.

Первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий было:

1. в Судебнике 1550г. Ивана Грозного

2. в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг.

3. в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г

4. в Уголовном Уложении 1903г

 

Вопрос 23

Уголовный кодекс РСФСР 1922г. в числе должностных преступлений не предусматривал уголовной ответственности за:

1. получение взятки

2. дачу взятки

3. нецелевое расходование бюджетных средств

4. служебный подлог

 

Вопрос 24

Глава 30 Уголовного кодекса РФ имеет название:

1. Должностные преступления

2. Преступления должностных лиц

3. Преступления против государственной власти и интересов государственной службы

4. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

 

Вопрос 25

Видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса РФ, являются:

1. общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики

2. общественные отношения, регулирующие деятельность должностных лиц

3. общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественного порядка

4. общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления

 

Вопрос 26

Характерной чертой преступлений, расположенных в главе 30 Уголовного кодекса РФ, является:

1. подавляющее большинство преступлений имеют специальный субъект

2. большинство преступлений совершаются путем бездействия

3. большинство преступлений являются неосторожными

4. большинство преступлений имеют двойную форму вины

 

Вопрос 27

Общие характерные признаки преступлений против интересов государственной и муниципальной службы по субъективным критериям:

1. большинство составов главы 30 УК РФ являются умышленными, мотивы преступления для наступления уголовной ответственности значения не имеют

2. большинство составов главы 30 УК РФ являются умышленными, в некоторых составах определенные мотивы преступления являются обязательными для наступления уголовной ответственности

3. большинство составов главы 30 УК РФ являются неосторожными

4. большинство составов главы 30 УК РФ имеют двойную форму вины

 

 

Вопрос 28

Под должностными лицами применительно к главе 30 Уголовного кодекса РФ понимаются:

5. все государственные служащие

6. все государственные и муниципальные служащие

7. все государственные и муниципальные служащие, осуществляющие функции представителей власти;

8. лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ

Вопрос 29

Следователи (ОВД, ФСБ, ФСКН, СК, Прокуратуры РФ) как специальные субъекты преступлений, предусмотренных в главе 30 Уголовного кодекса РФ, являются:

1. государственными служащими (не обладающими признаками должностного лица)

2. должностными лицами;

3. лицами, занимающими государственные должности субъекта Российской Федерации

4. лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации

 

Вопрос 30.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности если:

1. взяткодателю не исполнилось восемнадцати лет

2. возраст взяткодателя превышает шестидесятипятилетний возраст

3. если взяткополучатель не успел совершить действий/бездействий в его пользу

4. добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки

 

Вопрос 31.

Субъектом провокации взятки (ст. 304 УК РФ) может быть:

1. только сотрудники правоохранительных органов

2. любые лица, обладающие признаками субъекта преступления

3. государственные служащие

4. должностные лица государственных органов, выполняющие организационно-распорядительные функции

 

Вопрос 32.

Коммерческий подкуп разграничивается с получением взятки по:

1. объективной стороне

2. объекту и субъекту

3. субъекту

4. потерпевшему

 

Вопрос 33.

Квалифицирующим видом получения взятки не является:

1. особо крупный размер

2. вымогательство взятки

3. группа лиц по предварительному сговору или организованная группа

4. крупный размер

 

Вопрос 34.

Понятие представителя власти дано в:

1. в Федеральном Законе «О противодействии коррупции»

2. в Гражданском кодексе РФ

3. вУголовном кодексе

4. законодательного определения понятия нет

 

Вопрос 35.

Работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности:

1. не признаются должностными лицами и не могут быть привлечены к ответственности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

2. признаются должностными лицами и могут быть привлечены к ответственности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

3. хотя и не признаются должностными лицами, но являются субъектами ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

4. являются представителями власти, выполняющими административно-хозяйственные функции

 

Вопрос 36

Подкуп в частном секторе в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции:

1. не должен рассматриваться в качестве уголовно-наказуемого деяния

2. криминализация зависит от усмотрения государства

3. должен рассматриваться в качестве уголовно-наказуемого деяния, но влечь более мягкие меры наказания, нежели подкуп в государственном секторе

4. должен рассматриваться в качестве уголовно-наказуемого деяния

 

Вопрос 37.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве мер профилактики предусматривает:

1. общественное порицание

2. самосуд

3. антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов

4. привлечение к уголовной ответственности

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1. Коррупция как социально-историческое явление

1. Дать оценку состояния коррупции в России на основе сопоставления данных правоохранительных органов, соцопросов и экспертных оценок

2. Провести исследование причинных комплексов, порождающих коррупцию в России, их особенностей в ЮФО

Вариант 2. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации

1. Обозначьте основные этапы становления уголовной ответственности за взяточничество в России.

2. Антикоррупционная роль деклараций о доходах государственных служащих и членов их семей.

 

Вариант 3. Международно-правовые аспекты противодействия коррупции

1. Проблемы приведения в соответствие российского антикоррупционного законодательства с международно-правовыми актами

2. Понятие «коррупция» с точки зрения международного права

Вариант 4. Юридическая ответственность за коррупционные деяния

1. На официальном сайте МВД России (www.mvdinform.ru) изучите уголовную статистику о зарегистрированных фактах привлечения к ответственности должностных лиц (ст. 285-292 УК РФ). Составьте диаграммы, отражающие динамику количества выявленных фактов должностных преступлений за последние 5 лет

2. Взяточничество и подарок: проблемы разграничения

 

Вариант 5. Уголовно-правовые меры противодействия коррупции

1. Используя Бюллетени Верховного Суда РФ, найдите 2-3 примера ошибочного привлечения лица к уголовной ответственности за должностные преступления (ошибки в признании лица должностным)

2. Используя Бюллетени Верховного Суда РФ, выявите типичные ошибки судов при квалификации преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ (приведите по 2 примера для каждого)

 

Вариант 6. Зарубежная государственная практика борьбы с коррупцией

1. Изучить опыт противодействия коррупции в 2-3 странах (по выбору студентов)

2. Составьте перечень уголовно-наказуемых деяний, которые на ваш взгляд, соответствуют понятию «коррупционные преступления». Ответ обоснуйте.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.