Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы анализа социально-экономических



Систем региона

 

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему либо». В современном понимании метод – это способ достижения цели, упорядоченная определенным образом деятельность. Человеческая деятельность может иметь теоретическую или практическую направленность, поэтому понятие метода в равной степени относится и к теории, и к практике.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Метод любой науки – это система теоретико-познавательных категорий научного инструментария и регулятивных принципов исследования. Первые два элемента характеризуют статистическую компоненту метода, а последний – его динамику.

Категории экономического анализа характеризуют основные понятия данной науки (показатель, потенциал, фактор, модель, концентрация, эффективность и др.). Научный инструментарий характеризует совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования экономики региона. В настоящее время не целесообразно обособлять приемы и методы какой-либо науки как присущие только ей, так как происходит взаимопроникновение научных инструментариев. Однако все способы изучения базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь заложена база, характерная для экономического анализа – необходимость постоянных сравнений. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующие социально-экономическую систему региона, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности, это делает анализ точным, а выводы его обоснованными.

Среди общих методов познания наиболее распространенными являются индукция и дедукция, их природа сугубо диалектична; они неразрывно связаны между собой. Индукция, не опирающаяся на общую теорию, может лишь упорядочить факты, но не открыть законы, внутренне присущие познанию. Дедукция сама по себе, без индукции имела бы схоластический характере. Но она становится мощным средством познания, если обосновывается фактами. Диалектическая взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания означает обобщение опыта, фактов должно основываться на наиболее общих положениях, общих законах.

Использование диалектического метода в региональном экономическом анализе означает, что каждый процесс, явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.

Главные особенности системного подхода – это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена. Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод регионального экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования социально-экономических систем региона, подчиненных достижению цели анализа.

В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация абстрагирование и т.п. Применение этих методов к конкретной науке или исследованию зависят от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, имеющихся в распоряжении технических средств.

Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

Метод регионального экономического анализа как способ познания социально-экономического состояния региона состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов:

- определение цели и задач исследования;

- выбора объектов анализа;

- разработки системы показателей, с помощью которых исследуются объекты анализа;

- описания способов и методики исследования изучаемых объектов;

- выбора источников информации;

- решения организационно-технических вопросов по проведению исследования;

- характеристики документов для оформления результатов анализа;

- ориентации на потребителей результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики выступают приемы и способы анализа. Они используются на различных этапах исследования:

- для первичной обработки информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

- определение влияния факторов на результаты социально-экономического развития региона;

- подсчета резервов повышения эффективности использования ресурсов региона;

- комплексной оценки развития социально-экономических систем региона;

- обоснования планов и принятия управленческих решений.

Таким образом, метод регионального экономического анализа – это системное комплексное изучение отдельных компонентов социально-экономических систем региона, путем обработки специальными приемами системы показателей различных источников информации с целью обоснования дальнейших стратегических направлений развития.

Рассмотрим основные методы используемые в региональном экономическом анализе.

1. Разработка и использование системы аналитических показателей

Определение понятия "система показателей" дается в научной и учебной литературе. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического использования разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других.

Отметим, что второе требование предусматривает наличие, прежде всего содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: для того чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое "организующее начало", т.е. нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого "организующего начала" является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей.

Важное место должно отводиться также установлению формальных взаимосвязей. Профессоры В.Е. Адамов и С.Д. Ильенкова подчеркивают, что сколько бы частных показателей любого экономического явления или процесса мы ни определяли, они останутся набором, а не системой показателей до тех пор, пока не будут установлены содержательные и формальные взаимосвязи между ними.

Кроме трех отмеченных требований, при построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом принципов. Нельзя сказать, что они носят второстепенный характер, однако на практике их выполнение сдерживается рядом обстоятельств. Это принципы:

- древовидной структуры системы показателей;

- обозримости;

- допустимоймультиколлинеарности;

- принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, отражающих как экстенсивные, так и интенсивные факторы развития явления;

- адекватности отображения;

- неформальности.

Коротко поясним изложенные принципы.

Принцип древовидной структуры тесно связан с принципом взаимосвязи показателей. Он предполагает наличие в системе частных и обобщенных показателей различной степени интеграции, причем частные и обобщенные показатели должны быть связаны как логически, так и формальными соотношениями. Иными словами, совокупность частных показателей путем некоторых простых математических операций должна сводиться (интегрироваться) в один или несколько обобщающих показателей. Этот принцип имеет особое значение, когда строится система, включающая достаточно большой набор частных показателей. Возможность их интеграции позволяет давать комплексную, обобщенную характеристику изучаемого явления.

В экономической литературе можно встретить материалы, касающиеся опыта построения различного рода обобщенных показателей. В качестве примеров можно назвать показатель уровня жизни населения, конкурентоспособность региона и другие. Однако в целом следует отметить, что обобщенные показатели не получили еще достаточного распространения, а попытки их разработки часто подвергаются критике. Причиной этого является не очевидность их построения. Кроме того, иногда делаются попытки подменить частные показатели одним или несколькими обобщенными. Такие попытки содержат принципиальную ошибку, заключающуюся в неполном понимании того, что такое "система показателей". Интегральные показатели не являются заменителями, они не должны рассматриваться изолированно, а напротив - только в системе с частными.

Принцип обозримости предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для конкретной социально-экономической системы. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и незначительно коррелирующими между собой. Последнее означает, что система показателей должна отвечать также и принципу допустимой мультиколлинеарности.

Наконец, система показателей должна обеспечивать адекватность аналитической информации существующему положению дел в регионе, что достигается использованием в анализе данных статистического учета и отчетности. Этого можно достичь преимущественным включением в систему показателей, используемых в традиционном анализе.

Показатели системы должны носить неформальный характер. Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки социально-экономического состояния региона и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия стратегических управленческих решений. Показатели системы должны быть однозначно исчисляемы. Любая система показателей, характеризующих социально-экономическое положение региона, как правило, состоит из величин двух типов:

- экономические показатели (ВРП, заработная плата, финансовый результат и др.);

- статистические показатели (темпы роста, темпы прироста, коэффициенты корреляции и т.д.). Эти величины характеризуют динамику активности региона и ее распределение в пространстве и времени.

Между показателями системы можно выявить четыре типа связей:

- логические (логически связаны между собой, например, показатели, характеризующие уровень жизни населения региона; другая группа логически взаимосвязанных показателей - это индикаторы экономического развития региона и т.п.);

- семантические (данные связи выявляются и фиксируются посредством классификаций и номенклатур, а суть их состоит в том, что нередко показатели системы связаны между собой по степени охвата характеристик, входящих в их определение; например, семантически связаны показатели "трудовые ресурсы региона" и "экономически активное население");

- функциональные (жестко детерминированные) У=f(x). Моделирование данного типа взаимосвязей позволяет использовать методы детерминированного факторного анализа (цепные подстановки, абсолютные разницы и другие) для выявления влияния факторов на изменение результативного показателя.

- стохастические (вероятностные) У=f(x)+e. Изучение данного типа взаимосвязей проводится с помощью методов корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, что позволяет определить степень тесноты между исследуемыми показателями и форму зависимости.

Любой анализ экономических явлений и процессов не возможен без использования абсолютных показателей (они показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, стоимости и т.д.), они являются базой для расчета относительных и средних величин. Основное назначение систем показателей - анализ, возможность сопоставления. Поэтому в таких системах наряду с абсолютными величинами используется, как правило, достаточно большое количество относительных и удельных величин, наиболее пригодных для сопоставлений. По оценкам некоторых аналитиков, 87% показателей, используемых для измерения и анализа социально-экономического развития региона, являются относительными. Распространенность относительных показателей обусловливается тем обстоятельством, что они имеют определенные преимущества перед абсолютными: они позволяют сопоставлять несопоставимые по абсолютным величинам объекты, более устойчивы в пространстве и времени, т.е. характеризуют более однородные вариационные ряды, и т.д. Переход от абсолютных к относительным и удельным значениям "улучшает" аналитические свойства показателей (в смысле принадлежности их к закону распределения, близкому к нормальному), что является немаловажным фактором для корректной обработки данных с помощью аналитических методов.

Необходимо также отметить, что разработка системы показателей для целей конкретного анализа всегда носит творческий характер.

2. Сравнение в региональном экономическом анализе

Сравнение – наиболее ранний и самый распространенный способ анализа. Его сущность заключается в том, что в процессе познания изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:

- выявление причинно-следственных связей между явлениями;

- проведение доказательств или опровержений;

- классификация и систематизация явлений.

Технология оценки включает следующие этапы: определение цели оценки, выбор критериев и базы сравнения, определение анализируемых и базисных значений показателей деятельности предприятия, проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости, выбор приемов оценки, вычисление показателей оценки, оформление результатов оценки, формулировка выводов.

В региональном экономическом анализе используются все возможные виды сравнений, наиболее распространенными из которых являются следующие:

• сравнение показателя или системы показателей с базовыми значениями;

• сравнение динамики факторных и результирующих показателей;

• сравнение параллельных рядов;

• сравнение динамических рядов;

• сравнение отдельных частей (элементов) совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом. Рассмотрим указанные виды сравнений.

Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: плановые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестатистические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя.

Сравнение с плановыми данными производится в процессе оперативного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение используется для контроля за ходом выполнения плана, во втором - для оценки показателей социально-экономического развития региона за прошедший период.

Сравнение фактических данных с плановыми может использоваться и для проверки обоснованности плановых заданий.

Сравнение с нормативными и предельными значениями используется при оценке резервов и построении диаграммы жизненного цикла социально-экономических систем региона.

Сравнение с показателями прошлого периода позволяет выявить тенденции, закономерности развития экономического явления. Результатами подобного сравнения являются абсолютные и относительные показатели динамики, например абсолютное отклонение, темп роста, темп прироста, а также среднее абсолютное отклонение, средний темп роста.

Сравнение основных показателей социально-экономического развития региона со среднестатистическими значениями позволяет определить конкурентные позиции региона, мотивирует поиск резервов улучшения уровня жизни населения региона, роста объема ВРП, более эффективного использования финансовых ресурсов и т.п.

Важное значение для оценки экономического развития региона имеет сопоставление параметров экономического состояния с показателями других регионов и аналогичными показателями зарубежных стран. Использование такого вида сравнения сдерживается отсутствием достаточного объема адекватной информации.

Сравнение динамики показателей по факторным и результативным признакам позволяет дать экспертную и количественную оценку влияния каждого фактора на совокупный показатель на основе знания модели зависимости между показателями.

Сравнение параллельных рядов используется для выявления взаимосвязи между показателями и для выявления формы взаимосвязи (прямая или обратная, линейная или нелинейная связь).

Для изучения параллельных рядов числовые значения, выявленные в процессе статистического наблюдения по одному из показателей, представляются в виде ранжированного ряда распределения. Ранжирование ряда по одному из признаков дает возможность оценить наличие связи.

Сравнение знаков отклонений от среднего значения каждого из признаков параллельного ряда дает дополнительную информацию о наличии связи. На принципе сопоставления знаков отклонений признаков построены коэффициенты Спирмена, Фехнера, Кэндалла и другие.

Для количественной характеристики многомерных связей социально-экономических явлений используется метод корреляционных плеяд, основанный на расчете непараметрических коэффициентов связи.

- коэффициент Спирмена

n- число наблюдений

Rx, Ry - ранги значений фактов

 

- коэффициент Кендалла

S - сумма разностей между числом последовательностей и числом инверсий по второму признаку

 

О наличии и направлении корреляционной связи между численными значениями факторного и результативного признаками можно судить по коэффициенту корреляции знаков предложенного немецким ученым Г.Фехнером.

Расчет этого коэффициента основан на степени согласованности направлений отклонений индивидуальных значений признаков Xi и Уi от их средних величин. Затем находят суммы совпадений и не совпадений знаков и определяют коэффициент Фехнера по формуле:

, где

nс – число совпадений знаков отклонений

nн – число несовпадений знаков отклонений

 

Коэффициент Фехнера принимает значения в пределах от –1 до +1. Отрицательное значение коэффициента свидетельствует об обратной зависимости, а положительное значение о прямой. Связь считается подтвержденной если значение данного коэффициента больше 0,5.

- Коэффициент ассоциации и контингенции (Пирсона)

Вспомогательная таблица для расчетов

 

а в а + в
с D с + d
а + с в + d а + в + с + d

 

Если Ка > 0,5 или Кк > 0,3, то связь считается подтверждаемой.

 

- Коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона – Чупрова.

k1 и k2 - число значений (групп)

чем ближе значение коэффициентов к 1, тем сильнее связь.

 

Сравнение динамических рядов так же, как и сравнение параллельных рядов, дает возможность выявить наличие взаимосвязи между изучаемыми величинами и направление связи, т.е. ответить на вопрос, какая между показателями существует зависимость - прямая или обратная.

Динамические ряды в зависимости от способа выражения уровней ряда могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами. Абсолютные показатели в стоимостной форме измеряются в текущих или сопоставимых ценах. Сопоставление рядов динамики, уровни которого измерены в текущих ценах, и ряда показателей в натуральной оценке позволяет описать динамику и обнаружить влияние ценового фактора на изменение стоимостного показателя.

Сравнение отдельных элементов совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом, обеспечивает решение ряда аналитических задач, а именно: определение влияния изменений каждого элемента совокупности на изменение совокупности в целом; оценку структурных сдвигов в совокупности.

Для решения первой задачи применяется горизонтальный сравнительный анализ, для решения второй задачи - вертикальный сравнительный анализ.

Горизонтальный анализ направлен на определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого объекта от базового значения. Соотношение абсолютного и относительного отклонения элемента совокупности и соответствующего отклонения показателя, характеризующего совокупность, позволяет определить влияние каждого элемента на изменение совокупности в целом.

Соотношение индексов динамики отдельной части совокупности и совокупности в целом характеризует происходящие структурные сдвиги. Если индекс динамики отдельной части совокупности превышает индекс динамики общего итога, то доля этой части увеличивается, и наоборот.

Вертикальный анализ направлен на изучение структуры совокупности и представляет собой изучение изменений долей или удельных весов каждой единицы совокупности. Проводится путем определения в абсолютном отклонении показателя, характеризующего совокупность, отклонений, происходящих под влиянием тенденций развития, и отклонений под влиянием структурных сдвигов.

 

3. Построение аналитических таблиц и графиков

Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения регионального экономического анализа. Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы.

Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр, она дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. Таблицы делятся на: простые; групповые; комбинированные.

Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности:

- на этапе подготовки исходных данных в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показатели;

- на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться конкретные вычисления, включая факторный анализ;

- на этапе представления результатов регионального экономического анализа в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в результате анализа.

Таким образом, таблицы, используемые в региональном экономическом анализе, применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов оформления результатов анализа.

Использование таблиц при проведении аналитических процедур представлении результатов анализа обеспечивает:

- уменьшение объема исходных данных в отчетных документах (лучше привести их в виде таблицы, чем описывать массу чисел в тексте);

- систематизацию данных и выявление закономерностей;

- наглядность;

- уменьшение объема аналитических записок.

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.

Основные требования, предъявляемые к таблицам при оформлении результатов аналитических процедур, таковы:

- не строить громоздких таблиц; целесообразно иметь в сказуемом не более 10 колонок (граф), а в подлежащем - 10-20 строк;

- в заголовке таблицы должно быть кратко и точно отражено основное содержание таблицы, а также указано, к какому объекту и времени она относится;

- слово "таблица" размещается над заголовком таблицы, нумерация -любая;

- таблица должна размещаться в тексте после первого упоминания о ней (на этом же листе или на следующем); любая таблица обязательно должна иметь по крайней мере однократное упоминание о ней в тексте (т.е. ссылку на нее);

- наличие единиц измерения в таблице обязательно;

- графы целесообразно нумеровать, поскольку, как отмечалось выше, в заголовках граф нередко приводится способ расчета показателя;

- любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами; при оформлении выводов необходимо руководствоваться правилом "от общего к частному", т.е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям.

Другим наглядным способом представления числовой информации являются графики. График представляет собой условные изображения цифровых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков или географических карт-схем.

Графические изображения экономических явлений можно классифицировать по следующим признакам:

1. по способу построения и решаемым задачам

1.1 диаграммы (сравнения, динамики, структуры)

1.2 статистические карты (картограммы, картодиаграммы)

2. по форме графического образа

2.1 линейные

2.2 объемные

2.3 плоскостные (столбиковые, полосовые, квадратные, круговые, секторные, фигурные, точечные, фоновые и другие).

Графическое изображение аналитических данных позволяет осуществить контроль достоверности рассчитанных показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают тенденции изменения, возможные неточности и пропорции изменения экономических явлений. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в тоже время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие экономическому явлению или процессу.

При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить экономические показатели. Кроме того график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликацию графика.

 

4. Прием детализации

Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в региональном экономическом анализе. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по отдельным составным частям (слагаемым или сомножителям), по районам, городам и другим административно-территориальным единицам. Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания экономических явлений и процессов. Детализация по времени позволяет установить периоды (кварталы, месяцы), на которые приходятся лучшие или худшие результаты. Детализация по административно-территориальным единицам позволяет сравнить результаты социально-экономического развития внутри региона.

 

5. Эвристические методы анализа

Для регионального экономического анализа большое значение имеет использование эвристических методов, направленных на получение качественных характеристик социально-экономического развития региона. Методы эвристики основываются главным образом на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных или коллективных суждениях. Среди эвристических методов можно выделить оценочные и оценочно-поисковые методы анализа.

Условия, предопределяющие необходимость использования эвристических методов, можно охарактеризовать следующим образом:

- качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;

- большая неопределенность исходных данных для анализа;

- отсутствие четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки;

- недостаток времени и средств для исследования с применением формализованных моделей;

- отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования;

- экстремальность анализируемой ситуации.

Эвристические методы анализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов. Эвристические методы часто называют креативными, так как они опираются на творческое мышление группы людей. Залогом надежности и обоснованности выводов анализа при эвристических методах является правильный подбор экспертов. В зависимости от целей и направленности группа экспертов может быть однородной или включать представителей разных групп связанных специалистов, а иногда и просто заинтересованных лиц. На практике сложились достаточно сложные методы формирования группы экспертов:

1. по формальным критериям, когда учитываются специальность, стаж работы, длительность пребывания в одном коллективе; сюда же относятся психологические оценки личности по данным социологической службы организации (если таковые имеются), например, способность к творческому мышлению, конструктивность мышления и т.п.;

2. на основе самооценки личности, полученной при анкетировании, в этом случае сам будущий эксперт оценивает свои возможности, включая квалификацию, аналитичность и конструктивность мышления, способность адаптироваться к определенным ситуациям и т.п.; такой отбор экспертов дополняется определением уровня самооценки будущего эксперта - заниженная, завышенная или адекватная, что проводится при специальном психологическом отборе экспертов;

3. на основе оценки лиц, связанных с претендентом, когда про­фессиональные и личностные качества специалиста оцениваются специалистами аналогичного профиля, потребителями услуг, работниками, реализующими решения эксперта;

4. методом случайного отбора (выборки), если в качестве экспертов может выступать множество лиц (например, потребителей продукции и услуг).

Метод типологии основывается на ставшей популярной теории позиционирования. Основная идея этой теории заключается в существовании готовой, единой для всех картины стандартных ситуаций и решений. Задача аналитика состоит в выборе позиции, соответствующей объекту анализа по определенным параметрам, и получении стандартного решения, предлагаемого разработчиками метода. Практическими приложениями этой теории являются матрицы SWOT, БКГ, Мак-Кензи и др. Технология реализации метода включает такие этапы, как:

- оценка анализируемого объекта по некоторым заданным па­раметрам;

- позиционирование объекта в типологической схеме в соответствии со значениями параметров;

- получение рекомендации в соответствии с определенным по схеме типом анализируемого объекта.

При построении типологической схемы можно использовать два параметра и более. Параметры могут отражать как простые свойства, так и комплексные. Примером комплексного свойства служит перспективность рынка, характеризуемая размерами, темпом роста, уровнем удовлетворения потребностей пользователей, конкуренцией, уровнем цен, доходностью и т.д. Как видно из приведенного примера, параметры могут иметь как количественную, так и качественную оценку. Позиционирование анализируемого объекта (объектов) на типологической сетке возможно в виде той или иной отметины (точек, окружностей и т.д.).

При наличии разработок в конкретных областях использование типологических сеток позволяет определить тип анализируемого объекта и воспользоваться готовыми рекомендациями по его совершенствованию. Однако с методом типологии необходимо быть крайне осторожным. Нужно иметь в виду, что универсальные «рецепты» достаточно соблазнительны своей простатой, контрастирующей с решением творческих задач, но польза от применения полученных рекомендаций весьма ограничена. Лучше знать, как выявить и решить проблемы, чем верить в готовые рецепты успеха. По мнению автора, лишь в сочетании с другими приемами оценки метод типологии позволяет охарактеризовать ситуацию и найти приемлемые варианты прогнозных управленческих решений.

Метод репертуарных решеток основывается на построении таблицы сложной структуры. Метод репертуарных решеток ценен тем, что позволяет определить важнейшие критерии оценки вариантов аналитических решений в ситуациях, когда эти критерии изначально не очевидны. Четкое осознание критериев дает возможность на основе целевого метода оценки сравнить варианты и, используя метод ранжирования, установить их приоритетность.

Выводы анализа, полученные на основе эвристических методов, имеют логическое обоснование и могут иметь форму прямой оценки (полезно, вредно, приемлемо, неприемлемо); определения предположений, т.е. выбор первоочередных или наиболее удачных решений (это может быть выявлено через ранжирование предположений, их балльной оценки и т.д.); отбора конкретных мероприятий для конкурентной проработки. Достаточно часто в состав группы экспертов включают профессиональных консультантов, которые являются профессиональными специалистами в анализируемой области.

Одним из решающих условий успешной работы группы экспертов является правильная организация их работы, что может быть обеспечено приглашением специалиста-консультанта по групповым методам работы. На нем, как правило, лежат следующие задачи:

- оценка полноты, качественного состава, психологической совместимости экспертов;

- распределение ролевых функций экспертов;

- организация совместной работы;

- систематизация материалов и формулировка выводов из проведенного анализа.

Одним из наиболее распространенных эвристических методов является метод аналогий, когда группа экспертов рассматривает возможный метод разрешения проблемы или поиск причины сложившейся ситуации, опираясь на прошлый опыт решения подобных задач. В этом случае эксперты практически продумывают свой опыт и те ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться и, основываясь на нем, предлагают способы решения возникшей проблемы, выясняя причины сложившейся ситуации и пути их устранения. Естественно, что в этом случае большим подспорьем может быть использование материалов с описанием аналогичных ситуаций в разные периоды и в различных регионах страны. Метод аналогий часто называют синектическим методом.

К эвристическим методам относятся методы опроса, или контрольных вопросов. В этом случае заранее отобранной группе экспертов передается вопросник или анкета, которую эксперт заполняет, высказывая свое мнение или давая определенные оценки. Вопросник может быть свободным или формализованым (тестовая форма).

В процессе использования метода анкетирования эксперты заполняют предварительно составленные специалистами анкеты, в которых:

формулировки должны исключать смысловую неопределенность;

должны быть использованы общепринятые термины; обеспечено единое и однозначное толкование результатов анкетирования.

По форме анкеты бывают открытые и закрытые. В первом случае ответ эксперта не регламентирован, во втором - он останавливает свой выбор на одном из указанных вариантов ответа. Предложенные экспертами ответы позволяют аналитикам выявлять не только средние, но и преобладающие оценки.

Интервьюирование предполагает проведение устного диалога между интервьюером и респондентом по обсуждаемому предмету. Заранее составленные программы могут уточняться в процессе диалога.

Дельфийский метод - разработан американской корпорацией РЭНД и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря своим прорицателям-оракулам, жившим там и предсказывавшим будущее. Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.

Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

Сущность целевого метода состоит в оценке объектов анализа по определенным критериям (компонентам целевой системы), при использовании метода целевой оценки:

выбираются критерии (компоненты целевой системы) оценки альтернатив;

присваивается всем вариантам решений по каждому критерию ранг предпочтения (порядковый номер приемлемости);

рассчитывается по каждой альтернативе суммарный ранг по всем критериям;

осуществляется ранжирование вариантов по суммарному рангу (альтернатива, получившая меньший ранг, является более предпочтительной).

Методом многокритериального сравнения альтернатив является и графический количественно-качественный метод «паутина». Технология его использования включает девять операций:

1) определяются сравниваемые варианты. Их количество на одной диаграмме не должно превышать 5;

2) наносятся две окружности (одна в другой); для ориентации предпочтительно отметить зоны, «хорошо», «плохо»;

3) выявляются критерии оценки вариантов. Их число может быть от 5 до 12;

4) наносятся на окружностях столько радиусов (сектора окружности должны быть равными), сколько выбрано критериев;

5) закрепляется каждый радиус за определенным критерием; критерии могут быть как количественные, так и качественные;

6) наносится на каждый радиус своя шкала для измерения значений критериев;

7) делаются на радиусах различные пометки, соответствующие оценкам сравниваемых вариантов;

8) объединяются одинаковые пометки, соответствующие оценкам критериев по каждому варианту решения.

9) критерием предпочтения вариантов является площадь, отведенная альтернативе. Лучшим будет вариант с большей площадью, если внешняя окружность имеет пометку «хорошо», или меньшей площадью - в противном случае.

Метод «паутина» может использоваться во всех случаях, когда оценку объектов анализа целесообразно осуществлять по разнообразным количественным и качественным признакам. Основное достоинство метода - визуализация результатов анализа, что особо ценно при представлении материалов исследования не узким специалистам, а органам управления.

Метод контрольных вопросов предполагает использование документа табличной формы, содержащего в каждой строке вопрос (параметр) и варианты ответов (значения параметров) по определенному аспекту анализа.

Аналитик, отвечая на поставленные вопросы, должен делать пометку в графе, соответствующей его заключению. Таблица, как правило, строится таким образом, что пометки в колонках слева демонстрируют слабые стороны объекта исследования, а в колонках справа - сильные стороны или особые возможности. Регулярное использование таких таблиц создает базу для опреде­ления тенденций изменения предмета анализа во времени, позволяет сравнивать его положение в отношении других объектов анализа.

Благодаря наличию вопросников значительно сокращается время, необходимое для проведения анализа, уменьшается зависимость его результатов от уровня квалификации аналитика. Получение при использовании этого метода более корректных результатов, чем при балльной экспертной оценке, объясняется следующими обстоятельствами. Эксперт в пределах данного метода вместо назначения баллов выбирает утверждение, наиболее четко характеризующее объект оценки. Ответы могут быть представлены количественными данными, отражающими, например, количество предприятий, или характеризовать тенденцию изменения какого-либо параметра (рост, падение), давать оценку («отлично», «удовлетворительно» и т.д.).

Морфологический анализ - это экспертный метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, построенный на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров. Применяется в прогнозировании сложных процессов при написании разными группами экспертов сценариев и сопоставлении их друг с другом для получения комплексной картины будущего развития.

К эвристическим методам анализа, предусматривающим как генерирование вариантов аналитических решений, так и их оценку, относятся: мозговой штурм (мозговая атака), комиссии и конференции, банк идей, коллективный блокнот, метод активного социологического тестированного анализа и контроля, функционально-стоимостный анализ, деловые игры и другие приемы.

Большой эффект для анализа особо сложных ситуаций может дать метод «мозгового штурма». В этом случае экспертами, как правило, являются руководитель и специалисты органов управления, заинтересованные в решении конкретной проблемы и хорошо знающие сложившуюся ситуацию или условия решения поставленной задачи. Мозговой штурм - свободное генерирование идей, высказываемых в группе заинтересованных экспертов. Как правило, эффективный мозговой штурм достаточно короток (как правило, не более часа). В нем могут принимать участие не только высококвалифицированные специалисты, но и молодежь, способная внести неожиданные неординарные предложения. Однако чтобы результаты мозгового штурма были реально использованы, важно участие в нем лиц, принимающих решение. В этом случае, систематизировав предложения участников, можно часть из них сразу отбросить как нереальные, а остальные - обсудить более подробно со специалистами соответствующего профиля. Особо следует отметить, что, отбор идей проводится постепенно, на первом этапе ни одна из них не отбрасывается и, как правило, вообще никакие оценки не высказываются, затем идеи оцениваются по уровню проработанности, срокам и стоимости реализации, эффективности и т.п. Мозговой штурм может являться составной частью аналитической работы, особенно при перспективном анализе.

Мозговой штурм - способ работы, позволяющий находить новые варианты решений в проблемной ситуации. Мозговая атака основывается на разделении во времени процесса поиска идей и их оценки. Для проведения второго этапа анализа может использоваться один или несколько рассмотренных ранее методов оценки и выбора решений.

Особый интерес представляет организация первого этапа - этапа генерации идей. В зависимости от числа участников в этом процессе различают атаку индивидуальную (1 человек), групповую (7+2 человека), массовую (неограниченное число участников). В случае массового штурма все участники разбиваются на группы, и работа проводится по группам с последующим ее продолжением с представителями групп. Число участников в каждой группе не более 9 человек.

В зависимости от допустимости критики различают прямой и обратный мозговой штурм. При прямом штурме ни в каком виде не допускается критика, при обратном - процедура состоит в том, что основное внимание уделяется выявлению и нейтрализации недостатков в предложениях по совершенствованию объекта анализа. Метод обратного мозгового штурма особенно уместен на ранней стадии проведения анализа, когда главная задача - выявить как можно больше потерь, вскрыть максимум имеющихся резервов.

Наряду с открытым (устным) штурмом имеет место закрытый (письменный) мозговой штурм. Он проводится в той ситуации, когда затруднительно собрать вместе всех необходимых субъектов анализа. В этом случае специалистам рассылаются вопросники по проблеме, подлежащей решению.

Наиболее распространенной является прямая групповая открытая мозговая атака. Она основывается на стимулировании творческой деятельности, которая приводит к неожиданным поворотам мысли, нестандартным идеям. Необходимая атмосфера создается за счет совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентируемого определенными правилами: запрет на критику выдвигаемых предложении, ограничение времени одного выступления, обязательная фиксация всех высказанных идей и т.д.

На первом этапе в мозговом штурме во главу угла ставится не качество, а количество идей. Среди участников мозгового штурма должны быть специалисты с разным опытом, быть в курсе проблемы, но не слишком деталь­но ее знать. Нежелательно присутствие на сессии начальника и его подчиненных. При использовании метода многое зависит от руководителя, который должен обеспечить выполнение всех правил и процедур метода. Успешность работы определяется его умением вести штурм в нужном направлении, темпе, он не должен позволять отклоняться от цели, переформулировывать исходную постановку проблемы, должен поощрять выступающих генераторов идеи и т.д. Результаты мозгового штурма являются плодом коллективного труда и не персонифицируются.

Мозговой штурм - относительно быстрый и экономный способ анализа, предназначенный для разрешения трудностей, противоречий, с которыми столкнулся или, вероятно, столкнется управленческий персонал в ближайшей перспективе, «узких мест», сдерживающих развитие системы управления. Метод эффективен при решении нетрадиционных поисковых задач стратегического назначения. Мозговую атаку следует организовывать в той ситуации, когда проблема не поддается традиционному решению. В первую очередь речь идет о структурной политике, совершенствовании существующих способов работы.

Метод комиссий и конференций является наиболее распростра­ненной формой групповой работы, в процессе которой происходит свободное выдвижение идей, осуществляется их критика. Он основывается главным образом на приобретаемой в процессе многочисленных заседаний и дискуссий привычке к критическим оценкам новых и недостаточно обоснованных идей. Недостаток метода состоит в том, что аналитики в своих суждениях изначально ориентированы на принцип компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов анализа. Этот способ поиска и оценки вариантов решений хорошо зарекомендовал себя в цейтноте, особенно при решении задач планового и специального анализа.

Метод коллективного блокнота обеспечивает выдвижение не­зависимых идей членами коллектива с последующей оценкой предложений. С этой целью каждый член коллектива получает блокнот, в котором в общих чертах излагается существо анализируемого вопроса, приводятся необходимые вспомогательные и справочные материалы, например, схемы документооборота, должностные инструкции и т.д.

В течение заранее установленного времени каждый субъект анализа записывает в свой блокнот результаты анализа и предложения, а в заключение дает оценку своих идей, выделяя лучшие. По истечении времени участники работ сдают блокноты координатору для подготовки на основе содержащихся в них материалов обобщающей записки. Оценка групповых аналитических альтернатив осуществляется любым из рассмотренных ранее методов оценки.

Метод коллективного блокнота удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Для использования метода необходимо наличие в коллективе организации творчески мыслящих, опытных специалистов.

Такой метод работы, как банк идей, предполагает обращение к картотеке или автоматизированной базе данных, создаваемой в процессе практической деятельности. В указанных хранилищах собираются и систематизируются наиболее интересные примеры решения задач. Сюда включаются как оригинальные, так и типичные варианты с оценкой их применимости. Метод может быть полезен при решении поисковых задач чаще текущего, реже стратегического анализа.

Эвристические методы могут быть использованы как комплексные, т.е. одновременно в определенной взаимосвязи и последовательности используются все эвристические приемы в форме организационно-деятельностной игры. В этом случае участие в игре принимают менеджеры организации. Объектом такой игры могут быть только серьезные изменения, намеченные в производстве, или сложная ситуация, которая является системным кризисом организации (например, выявление критического финансового состояния организации - банкротства). Для проведения такой игры необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, ее успех определяется степенью погружения участников в проблему. Как известно, на первых стадиях проведения игры высказываемые идеи не получают быстрого восприятия партнерами, основная часть участников ведут себя осторожно, опасаясь критики. Постепенно атмосфера становится более творческой и свободной. Для этого необходимо полное внимание к обсуждаемой проблеме (полное погружение). Поэтому, как правило, такие «игры» проводят в течение нескольких дней и вне рабочего места, где участники не отвлекаются на текущие дела.

В годы экономических реформ в России консультативные организации разработали ряд организационно-деятельностных игр, позволяющих провести прогнозный анализ развития экономических систем. Несмотря на сложность их организации и значительные затраты на их проведение, они оправдывают себя той эффективностью, которую могут обеспечить принимаемые на их основе решения. Деловые игры - метод имитационного моделирования сложных процессов в различных ситуациях путем совершения деятельности по заданным правилам группой людей. Раскрывая возможность деловых игр, автор отмечал, что игры служат в качестве методов экспериментального исследования, выбора важнейших показателей, аттестации, обучения, развития творчества, решения экономических задач.

Основные условия использования деловых игр и характеризующие их признаки отражены в табл.2.2. Основной целью деловых игр являются развитие коллективной мыслительной деятельности, а также изменение менталитета его участников, т. е. новое видение и понимание проблем, выявление нестандартных путей их решения, формирование новых профессиональных позиций и ценностных ориентации.

Использование эвристических методов позволяет реализовать задачи анализа с незначительными затратами, вырабатывая представительное число вариантов решений с последующим получением вероятных сценариев развития систем управления организациями.

Таблица 2.2.

Характеристика игрового метода анализа

Условия проведения игр Характеристики деловых игр
Наличие неопределенности в рассматриваемой ситуации наличие проблемного управления социально-экономической или социально-психологической системой невозможность полной формализации системы из-за неопределенности многих факторов присутствие общих целей всего игрового комплекса наличие различных ролей и в соответствии с ними различие интересов игроков взаимодействие участников, выполняющих различные роли
Невозможность полной формализации ситуации противоборство и состязательность, осуществляемые в культуре делового конфликта, порождаемые кризисом средств и стимулирующие их развитие наличие правил, оформляющих нормативную и ритуальную культуру игры, систему внутригрупповых и межгрупповых противоборств участие ведущего деловой игры (игротехника), дающего объяснения, методические рекомендации, ориентацию в направлении поиска решения
Наличие стимулов к проведению исследования мультилогавая форма коммуникации, позволяющая соединять знания и интуицию подключение эмоциональных компонентов и подсознательных мыслительных операций динамичность обстановки и наличие обратной связи, зависящей от решений участников игры в предыдущие моменты времени и влияющей на изменение условий в будущем повторяемость шагов при различных, как и в реальной действительности, вариантах решений системы стимулирования, реализующие такие функции, как побуждение каждого игрока действовать как в жизни, подчинение интересов того или иного участника игры общей цели коллектива (что должно быть выгодно лично для каждого игрока), объективная оценка личного вклада каждого игрока в достижение общей цели объективность оценки результатов игровой деятельности, обеспечиваемая реализацией функций системы стимулирования, коллегиальностью оценивания и другими средствами поддержание эмоционального настроя в течение всей игры

 

Эксперимент может осуществляться путем моделирования с использованием имитационных моделей. В этом случае, определив цели, выделив релевантные, зависимые от данного уровня управления, и нерелевантные, которые меняются независимо от анализируемого объекта, и условия функционирования анализируемого объекта, используя имитационную модель и меняя отдельные факторы, аналитик может просмотреть различные варианты решений по принципу «если - то» и оценить их эффективность и «цену». Такой подход к анализу имеет особое значение для укрепления позиций предшествующего анализа, позволяющего превентивно предупредить потери.

 

6. Метод группировки

Группировка – неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить, определить закономерности и тенденции развития. В зависимости от целей и задач анализа группировки делятся на: типологические; структурные; аналитические. Как правило, результаты группировок оформляются в виде таблиц и графиков.

В процессе группировки единицы совокупности распределяются по группам в соответствии со следующим принципом: различие между единицами, отнесенными к одной группе, должно быть меньше, чем различие между единицами, отнесенными к разным группам.

При построении группировок обычно используют метод построения равных интервалов, и тогда для расчетов используют формулу Стерджесса:

, где

h- величина интервала;

R– размах вариации, определяемый в свою очередь разницей между максимальным и минимальным значением признаков в совокупности (Xmax-Xmin).

k- количество групп. K= 1+3,32* lg N

 

Применение метода построения группировок с равными интервалами возможно лишь в однородных совокупностях подчиняющихся закону нормального распределения. При больших объемах единиц совокупности и неравномерности распределения признака как правило используют группировки с неравными интервалами, тогда размеры интервалов определяются аналитиками самостоятельно на основе имеющегося опыта.

Следует отметить, что в любом случае процесс группировки данных включает несколько этапов:

- выбор группировочного признака;

- упорядочивание совокупности по этому признаку;

- определение количества групп;

- определение границ интервалов.

Основное правило при проведении группировки состоит в следующем: не должно быть пустых и малозаполненных интервалов. Иными словами, формула Стерджесса дает лишь ориентировочные значения интервалов группировки; при принятии окончательного решения, как правило, значения округляются или незначительно меняются.

В региональном экономическом анализе достаточно часто используются структурные и аналитические группировки. Структурные группировки предназначены для изучения структуры и состава изучаемого явления, происходящих в нем сдвигов относительно выбранного варьирующего показателя. Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими данную совокупность. Один показатель при этом рассматривается как результат, а остальные как факторы. С помощью данного вида группировок можно рассчитать тесноту связи между результативным и факторными признаками. Однако процесс построения аналитических группировок достаточно трудоемок и не всегда приводит к желаемым результатам. В современных условиях данная проблема решается с применением вычислительной техники и использования методов построения многомерных группировок (подробнее методика многомерных группировок будет показана при рассмотрении метода кластерного анализа).

 

7. Метод средних величин

В любой совокупности экономических явлений или субъектов наблюдаются различия между отдельными единицами этой совокупностью. Одновременно с этими различиями существует и нечто общее, что объединяет совокупность и позволяет отнести все рассматриваемые субъекты и явления к одному классу. Роль средних величин заключается в обобщении, то есть замене множества индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Средняя величина обобщает качественно однородные значения признака и, следовательно, является типической характеристикой признака в данной совокупности. Средние величины делятся на степенные (средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя квадратическая и другие) и структурные (мода и медиана).

Для характеристики экономических показателей в совокупности можно рассчитать абсолютные и относительные показатели вариации.

 

8. Методы детерминированного факторного анализа

Идея детерминированного факторного анализа заключается в разложении общей вариации результатирующей переменной у на независимые компоненты, каждая из которых характеризуется влиянием того или иного фактора хi или взаимодействием целого ряда факторов. Основные предпосылки проведения детерминированного факторного анализа состоят в следующем:

- определение детерминированной модели путем логического анализа;

- наличие функциональной (жесткой) связи между факторами и результативным показателем;

- невозможность разделения действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

- изучение взаимодействий в короткий промежуток времени, при котором внутренние свойства исследуемого объекта не могут измениться.

Способы детерминированного факторного анализа основываются на методе элиминирования. Элиминировать – это, значит, устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме одного. При моделировании детерминированных факторных систем необходимо выполнять ряд требований.

Факторы, которые включаются в модель, и сами модели должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть придуманными абстрактными величинами или явлениями.

Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями. Иначе говоря, построенная факторная система должна иметь познавательную ценность.

Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримы, т. е. Должны иметь единицу измерения и необходимую информационную обеспеченность.

Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, это значит, что в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторного показателей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться общему изменению результативного показателя.

Факторные модели в детерминированном анализе обязательно должны подчиняться следующему условию: сначала в моделях просчитывается влияние количественных факторов, а затем качественных. Если же имеется несколько количественных и качественных показателей, то сначала следует измерить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. Выполнение данного требования позволяет получить более точные результаты, и избежать недостатков метода элиминирования.

Сферу применения приемов детерминированного факторного анализа в систематизированном виде можно представить в следующем виде:

Таблица 2.3.

Сфера применения методов детерминированного факторного анализа для различных типов моделей

Способ Модели
мультипликативные аддитивные кратные смешанные
Цепной подстановки + + + +
Абсолютных разниц + - - У=а(в-с)
Интегральный + - + У=а/åxi
Логарифмирования + - - -
Индексный + - + -

 

Способ цепной подстановки является наиболее универсальным, так как его можно применять для всех типов детерминированных факторных моделей. Сущность данного способа заключается в определении влияния отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного, на фактический в отчетном периоде.

Например, возьмем трехфакторную мультипликативную модель типа:

у = авс, тогда влияние факторов можно определить следующим образом:

у1 = а0в0с0

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.