Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регионального экономического анализа



ГЛАВА 2 ИНСТРУМЕТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНА

Понятие, цель, задачи и принципы

регионального экономического анализа

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ существует с незапамятных времен и лежит в основе изучения явлений природы и общественной жизни, термин “анализ” происходит от греческого “analyzis”, что в переводе означает “разделяю”, “расчленяю”. Такое расчленение позволяет заглянуть во внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической и познавательной деятельности. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности.

Как отмечают в своих работах известные российские экономисты-аналитики М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, методологической основой всех отраслей науки является теория познания (гносеология, эпистемология), которая определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Прежде всего, она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность[1]. Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активным составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован быть живым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Анализ – это прием мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования.

Синтез – это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом.

Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

Моделирование – это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект – моделью. Знания полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции и дедукции суждения, приходят к тому или иному умозаключению.

Аналитическое исследование социально-экономических явлений и процессов в регионе представляет собой выработку новых знаний, выводов, закономерностей и является одним из видов познавательной деятельности.

Содержанием регионального экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании социально-экономической системы региона с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения региональных программ и определения стратегии развития.

Региональный экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) с научным обоснованием планов и стратегии развития региона;

в) с выявлением положительных и отрицательных факторов развития социально-экономической системы и количественным измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций экономического развития, с определением неиспользованных внутрирегиональных резервов;

д) с принятием оптимальных управленческих решений.

Содержательная сторона регионального экономического анализа включает следующие элементы:

- постановка конкретных задач регионального экономического анализа;

- установление причинно-следственных связей между компонентами региональной социально-экономической системы;

- определение ключевых индикаторов развития и методов их оценки;

- выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

- выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

Действительная полезность регионального экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов экономического потенциала региона, в выполнении основного принципа экономической деятельности – достижение максимальных результатов с минимальными затратами.

Таким образом, методологический подход к региональному экономическому анализу должен базироваться на определении объекта, предмета, цели, задач и принципов исследования, и реализовываться в конкретных методиках регионального экономического анализа (рис. 2.1).

 

 


Рис. 2.1. Методология регионального экономического анализа

 

Познание объекта исследования осуществляется на основе применения уровней методологического анализа научного знания (гносеологический, мировоззренческий, логико-гносеологический, научно- содержательный, технологический, научно-методический). Данный подход позволяет нам обеспечить представление о социально-экономической системе региона, состоящей из ряда элементов и подсистем, состоящих между собой в причинно-следственных отношениях, а направленность на методологические знания управления дает возможность определения методологической концепции работы. Специфика регионального экономического анализа как науки обусловлена особенностью ее объекта, предмета, методов и решаемых задач.

Объектом регионального экономического анализа является регион, с присущими ему своеобразными чертами, обусловленные спецификой природных условий и ресурсов данной местности.

Природно-ресурсный потенциал, как совокупность всех видов природных ресурсов территории, во многом определяет структуру и функции народного хозяйства, его место в мирохозяйственных связях. В ходе взаимодействия всех сторон жизнедеятельности на определенной территории формируются экономические системы региона.

Любая социально-экономическая система имеет внутреннюю иерархическую структуру. Например, в хозяйственном комплексе выделяются виды деятельности (производство продукции машиностроения, производство различных видов пищевой продукции и др.) или сельского хозяйства (растениеводство, животноводство) - отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, сфера услуг) - межотраслевые кластеры и комплексы (аграрно - промышленный). Это - деление социально-экономических систем региона по вертикали. Кроме того, различают административно-территориальное деление хозяйства: область, район, город, село - это деление по горизонтали.

Каждый элемент иерархической структуры экономических систем отличается природным и социально-экономическим своеобразием, особым местом в структуре управления, обладает всеми признаками, присущими экономическим системам вообще. Один из них - воспроизводимость всех основных социально-экономических процессов, характеризуемых относительным обособлением воспроизводственных циклов.

Воспроизводство социально-экономических систем региона состоит во взаимообусловленном единстве производства, обмена и потребления материальных благ. Именно наличие всех фаз воспроизводственного цикла, их относительная законченность (завершенность) в пространстве и во времени позволяют рассматривать социально-экономические системы региона в качестве самостоятельной воспроизводственной системы и как объект исследования регионального экономического анализа.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами, то есть предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Например, в математике объектом изучения являются числа, а предметом исследования являются действия с ними, свойства и их функции. Исходя из того, что под предметом любой науки понимают какую-нибудь сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. В тоже время объект исследования может быть схож в различных науках.

Для всех экономических наук общим объектом изучения являются экономические отношения. Благодаря этому все экономические науки объединяются в систему, при этом у каждой из них есть свой предмет, отличный от других.

Определяя предмет экономического регионального анализа, следует исходить из тесной взаимосвязи дисциплины с теорией экономического анализа, региональной статистикой и региональной экономикой. В частности, предметом исследования теории экономического анализа является причинно-следственные связи экономических явлений, хозяйственных процессов и результатов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, складывающиеся под воздействием факторов внешней и внутренней среды, с целью принятия оптимальных управленческих решений[2].

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в экономическом анализе. Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно достаточно быстро просчитать, как изменяться основные результаты финансово-хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, провести обоснование любого управленческого решения, рассчитать как измениться сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость при изменении любой ситуации.

Предметом исследования региональной статистики является количественная характеристика качественно определенных явлений и процессов экономики и социальной сферы регионов, их систем, а также закономерностей регионального развития[3].

Предметом исследования региональной экономики – является изучение законов, факторов, особенностей и методов формирования экономики отдельных регионов и их систем.

Обобщив вышеприведенные трактовки предмета исследования смежных дисциплин, можно дать следующее определение предмета регионального экономического анализа - изучение воздействия общих, частных и специфических законов, объективных и субъективных факторов на развитие социально-экономических процессов в регионе, получающие отражение через систему статистической информации, с целью принятия оптимальных управленческих решений

Как видно из данного определения, региональный экономический анализ имеет дело с социально-экономическими процессами региона, изучает результаты и факторы развития социально-экономических систем, дает аналитическую характеристику закономерностям регионального развития.

В определения сказано, что социально-экономические процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получают соответствующее отражение в системе статистической информации. Эта система представляет собой совокупность данных, всесторонне характеризующих экономическую деятельность отдельных регионов и их систем. Информационная система весьма динамична; она включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для регионального экономического анализа, а следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений.

Изучение причинно-следственных связей в социально-экономической системе региона позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности функционирования региона, обосновывать стратегию развития и управленческие решения.

Основная цель проведения регионального экономического анализа – выявление закономерностей и проблем функционирования социально-экономических систем региона и формирование стратегии дальнейшего развития региона.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи регионального экономического анализа:

1) исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем;

2) выявление рационального пространственного распределения экономических ресурсов и исследование территориальной организации региональной экономики и выявление асимметрии социально-экономического развития отдельных территориальных единиц;

3) исследование проблем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах;

4) оценка воспроизводственного процесса в регионе;

5) анализ показателей системы регионального счетоводства и эффективности использования финансовых ресурсов региона;

6) оценка внешнеэкономической деятельности региона;

7) разработка стратегических направлений социально-экономического развития региона.

Первая задача - изучение характера действия экономических законов, установления закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях, связана с исследованием действия внешних и внутренних факторов на социально-экономические показатели развития региона.

Вторая задача - выявление рационального пространственного распределения экономических ресурсов и исследование территориальной организации региональной экономики достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа природных, хозяйственных и демографических условий региона. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные закономерности в социально-экономическом развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данной территории. Определяются направления сглаживания территориальной асимметрии распределения экономических ресурсов. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются для разработки стратегических направлений развития региона.

Третья задача - исследование проблем развития производственной (транспорт, связь, строительство), социальной (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и спорт) и рыночной инфраструктуры (торговля и общественное питание, сфера услуг, банки, биржи, страховые компании и т.д.) в регионе. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и стратегического воздействия на процесс формирования рыночного хозяйства региона. Необходимо выявить роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии регионов, в создании условий жизнедеятельности людей и жизнеспособности экономики, поддержания экологического равновесия, сохранения и развития культуры.

Четвертая задача регионального экономического анализа - оценка воспроизводственного процесса в регионе. В частности, необходимо изучить анализ производства продукции в регионе в разрезе видов экономической деятельности, рассмотреть основные тенденции и проблемы сельскохозяйственного развития региона, выявить роль малого предпринимательства в результатах функционирования экономики региона. Данное направление анализа должно позволить выявить внутренние резервы на всех стадиях воспроизводственного процесса, повысить темпы развития экономики. Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, то есть в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов в различных отраслях народного хозяйства.

Пятая задача - анализ показателей системы регионального счетоводства и эффективности использования финансовых ресурсов региона определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовые ресурсов, позволяет провести сравнительный анализ достигнутых результатов и затрат ведения финансово-хозяйственной деятельности региона. Исходя из определения эффективности, ее рост возможен при увеличении отдачи с каждого вида ресурса вложенного в экономику региона. Объективная оценка функционирования и развития экономики региона способствует более эффективному использованию экономического потенциала региона, поощряет рост основных показателей системы регионального счетоводства, повышение эффективности распределения финансовых ресурсов в регионе, и наоборот.

Шестая задача - анализ внешнеэкономической деятельности региона позволяет определить критически важные элементы, которые могут оказать влияние на способности региона в достижении своих целей. Анализ внешнеэкономической деятельности региона позволяет: во-первых, с точки зрения стратегического планирования, улучшить учет наиболее важных факторов, влияющих на стратегическое развитие региона; во-вторых, с точки зрения стратегической политики региона создать о себе наиболее благоприятное впечатление (имидж региона).

8) Седьмая задача регионального экономического анализа состоит в разработке стратегических направлений социально-экономического развития региона, в обосновании и испытании (проверке) оптимальности управленческих "решений. Успех социально-экономического развития региона на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного регионального экономического анализа и определения стратегических направлений развития.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные задачи, которые будут определять содержание процедур регионального экономического анализа. Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении регионом должны соответствовать определенным принципам.

«Принцип (от лат. principium – начало, основа) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2) Внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. 3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т.п. Для нас наиболее важным в понимании категории «принцип» является представление о нем как об исходном положении теории и как об основе проведения регионального экономического анализа (табл. 2.1). Данные принципы могут являться основой выбора и разработки методических и процедурных правил и приемов оценки.

Принцип целесоответствия. Данный принцип предполагает обязательное соотнесение целей регионального экономического анализа с целями управления экономикой региона, которые в свою очередь должны быть четко соотнесены с целями функционирования всей социально-экономической системой региона в целом. Следование данному принципу позволит уже на самых первых этапах разработки методической последовательности измерения и анализа учесть специфику объекта исследования, не только как системы этого класса, а также и конкретные особенности, присущие только этому объекту изучения. Принцип целесоответствия также определяет последовательность изложения методического материала при разработке измерительно-аналитического подхода.

Таблица 2.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.