Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизмы взаимодействия центра и регионов



 

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят двойственный характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и отсутствие продуманной стратегии, в том числе в области регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой главную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей.

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, их двойному подчинению — региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и процесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей; С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему контролю, истоки которого восходят к временам союзного Госплана его планированием вплоть «до последнего винтика», приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровождается противоречиями между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны решению только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имеющие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспортно-импортных операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного региона с Москвой, выражающиеся, например, в наличии представителей регионального «землячества» в различных органах центральной власти.

В-четвертых, в ходе выборов региональных властей центр поддерживает тех кандидатов, которые наиболее подходят для проведения сбалансированной политики общегосударственной направленности, стремясь не допустить победы популистов или экстремистов.

В-пятых, только центр может выступать арбитром в территориально-отраслевых или межрегиональных конфликтах, стремясь разрешать их с учетом прежде всего федеральных интересов.

В результате проведённых реформ были созданы новые механизмы взаимоотношений между центром и регионами, получившие своё выражение во вновь созданных институтах:

· институт полномочного представителя Президента, являющийся по сути институтом федерального вмешательства

· институт политического представительства региональной элиты, которым практически стал Госсовет.

Кроме того, немаловажным достижением стала реформа Совета Федерации, приведшая к смене порядка его формирования и к уходу из его состава глав исполнительной власти регионов и глав региональных легислатур, что, несомненно, положительно сказалось на федеративных отношениях.

 

Все изменения во взаимоотношениях центра и регионов происходили в рамках логики централизма, т.е. осуществлялись административно-командными методами с привлечением неформальных практик. Сложившуюся модель федерализма можно охарактеризовать на основании классификации А. Лейпхарта1 как модель «централизованного федерализма».

Основными чертами данной модели являются:

1) принятие основных политических

решений в центре;

2) политическая, правовая и экономическая зависимость регионов от федерального центра;

3) возможность политического блокирования решений, принятых на региональном уровне;

4) назначаемость глав исполнительной власти субъектов РФ решением центра.

Следует отметить, что преобладание неформальных практик во взаимодействии центра и регионов сохранилось и в современной России. Применение неформальных практик объясняется значительно большей их эффективностью по сравнению с формальными институтами, большинство из которых формировалось по большей части ситуативно в сложившейся политической конъюнктуре. Можно сделать вывод, что основными

тенденциями развития взаимоотношений центра и регионов являются общая централизация с сохранением преобладания неформальных практик.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.