Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.
Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:
• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
• изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;
• оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;
• раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;
• оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;
• оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;
• анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;
• выявление экспортных резервов производства;
• оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;
• оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.
Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.
Структура анализа
Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровняпроизводительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам:
• анализ общего уровня развития региона;
• анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала;
• анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;
• анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов;
• проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни;
• оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства);
• оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей;
• оценку финансового положения;
• анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.
В процессе оценки ресурсных и демографических предпосылок регионального развития рассматриваются:
• численность населения в разрезе городской и сельской местности;
• основные возрастные группы;
• средняя продолжительность жизни;
• демографическая нагрузка занятых в хозяйстве;
• сложившиеся миграционные потоки;
• незанятость (безработица) населения;
• регулирование процесса воспроизводства населения.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др.
После завершения анализа производится определение масштабов и структуры территориального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития.
Региональная политика
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.
· единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе);
· субъекты федерации.
В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития.