Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эффективность когнитивной психотерапии



Факторы эффективности когнитивной терапии:

1. Личность психотерапевта: естественность, эмпатийность, конгруэнтность. Терапевт должен уметь получать обратную связь от пациента. Поскольку КТ является довольно директивным (в определенном смысле слова) и структурированным процессом, как только хороший терапевт чувствует серость и обезличенность терапии («решение задач по формальной логике»), он не боится самораскрытия, не боится использования воображения, притч, метафор и т. п.

2. Правильные психотерапевтические отношения. Учёт автоматических мыслей пациента о психотерапевте и о предлагаемых заданиях. Пример: Автоматическая мысль пациента: «Буду делать записи в моём дневнике — через пять дней стану самым счастливым человеком на свете, все проблемы и симптомы исчезнут, я начну жить по-настоящему». Терапевт: «Дневник — это всего лишь отдельное подспорье, мгновенных эффектов не будет; ваши записи в дневнике — мини-эксперименты, дающие вам новую информацию о себе и своих проблемах».

3. Качественное применение методик, неформальный подход к процессу КТ. Техники должны применяться согласно конкретной ситуации, формальный подход резко снижает эффективность КТ и часто может сформировать новые автоматические мысли или фрустрировать пациента. Систематичность. Учёт обратной связи.

4. Реальные проблемы — реальные эффекты. Эффективность снижается, если терапевт и клиент занимаются всем чем угодно, игнорируя реальные проблемы.

 

Основоположники гуманистической психологии К. Роджерс и А. Маслоу о назначении человека. Термин «третья сила» и его смысл. Причины психологических проблем человека и специфика их разрешения. Роль и задачи консультанта.

Основные цели консультирования: создание подходящих условий для максимальной реализации своих способностей и врожденного стремления к самоактуализации. Отношения психолог-клиент. Используемые методы и их характеристика.

Личностно-центрированное консультирование (Карл Роджерс, Анджело Бой, Джеральд Пайн). Экзистенциальное консультирование (Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Виктор Франкл, Иркин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс) .Гештальт-терапия (Фриц Перлз, Лаура Перлз, Ирма Ли Цеперд, Джоан Фейгэн). Сравнительный анализ.

Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 6. Гуманистическое направление консультирования → Тема 6. Лекция

Тема 6. Лекция

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.
Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпатии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно.
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.
Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной, с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической пси­хологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.
Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника интервью в результате взаимодействия изменяются.

 

Гуманистическое направление в психологическом консультиро­вании.

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу. Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.

2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.

3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии:

· восприятие “здесь и теперь”;

· директивность;

· речевые изменения;

· метод пустого кресла: беседа с частью своего “Я”;

· диалог “верхней собаки” - авторитарной, директивной, и “нижней собаки” - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения;

· фиксированное ощущение;

· работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники логотерапии:

· перемены отношения;

· парадоксальные намерения; переключение;

· метод убеждений (призыва);

· сократовский диалог.

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога - это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. Обеспечение консультации необходимым методическим материалом. Оборудование места проведения консультирования. Формы рабочего листа регистрационного журнала психологической консультации. Примерная форма индивидуальной карточки клиента. Методика разработки плана проведения консультаций с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Основные причины обращения за консультацией. Виды клиентов.

Организационные этапы консультирования. Основные этапы психологического консультирования. Процедура психологического консультирования. Типология и основные характеристики конструктивных запросов клиентов. Понятие манипулятивного запроса. Способы трансформации манипулятивного запроса в конструктивный. Понятие консультативной гипотезы. Приемы формулировки и проверки консультативных гипотез. Психологический контракт и правила его заключения. Вопросы к клиенту. Виды вопросов.

Конструктивные методы реагирования психолога-консультанта на критику.

Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 7. Подготовка, проведение психологического консультирования. Основные этапы и процедуры → Тема 7. Лекция

Тема 7. Лекция

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.