Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специальные техники и методики при психических расстройствах



Существуют специфические методы КТ, применяемые только при определённых видах тяжелых психических расстройств, в дополнение к лечению лекарствами:

1) Американский психиатр Джеффри Шварц разработал специальную методику "4-х шагов", которая позволяет пациенту сопротивляться. По этой методике, сначала необходимо объяснить больному, какие из его опасений оправданы, а какие вызваны ОКР. Потом провести между ними черту и объяснить больному, как в той или иной ситуации повёл бы себя здоровый человек (лучше, если примером послужит человек, представляющий авторитет для больного) . Конкретные шаги описаны так:

· Поменять названия: переосмыслить и запомнить, что навязчивые желания и мысли - это результат ОКР, а не настоящая надобность. Например, говорить себе: "Я не думаю что мои руки всегда грязные и нуждаются в непрерывном мытье. Это моя болезнь заставляет меня непрерывно мыть руки."

· Понять причину: причиной ОКР является разбалансировка нейромедиаторов в мозгу, заставляющая человека "застревать" в определённом действии, но эту разбалансировку можно исправить психотерапией, поскольку в отличии от машины человек сам может менять работу своего мозга переобучением.

· Изменить сосредоточение: при первых появлениях навязчивости заняться чем-то другим, тем что отвлекает от этого вредного действия. Сначала можно попробовать установить некоторое время задержки, прежде чем заниматься навязчивостью (15 минут). Записывать в журнал успешные попытки, и мысли которые помогли остановить навязчивость.

· Переоценка: посмотреть на себя и свои мысли со стороны, чтобы понять незначительность и малоценность навязчивых мыслей и действий. Например, можно представить себя "бесстрастным зрителем" спектакля.

2) Как дополнительный приём, также может использоваться метод «остановки мысли». Этот метод состоит из 5-и шагов:

· составить список навязчивых мыслей, реально оценить их вероятность, полезность и альтернативы.

· представить себе ситуацию, в которой обычно появляется навязчивая или тревожная мысль, остановить навязчивость в этой вооображаемой ситуации.

· команда себе: "Стоп" после возникновения этой навязчивой мысли или действия, уже в реальной ситуации.

· отдавать себе команду "Стоп" как можно раньше, не после начала навязчивого действия или обдумывания, а уже при самых первых признаках появления желания снова подумать об этом.

· заменить негативные и тревожные мысли успокаивающими и позитивными утверждениями или образами.

3) Иногда, пациенту может быть полезно записать на бумагу контраргументы о том, как ему вредят навязчивые мысли, как он бесполезно расходует на них своё драгоценное время, что у него есть более важные дела, что навязчивые мечтания становятся для него своеобразным наркотиком, рассеивают его внимание и ухудшают память, что эти навязчивости могут привести к проблемам в семье, на работе, вызвать насмешки окружающих, и т.д. Потом регулярно перечитывать эту бумагу и постараться запомнить наизусть.

Шизофрения

1) При шизофрении пациенты иногда начинают вести мысленные диалоги с воображаемыми образами людей или потусторонних существ (т. н. «голоса»). Психолог, в этом случае, может постараться объяснить шизофренику, что тот беседует не с реальными людьми или существами, а с созданными им художественными образами этих существ, думая по очереди то за себя, то за этого персонажа. Постепенно мозг "автоматизирует" этот процесс и начинает выдавать фразы, подходящие придуманному персонажу в данной ситуации автоматически, даже без сознательного запроса. Можно попытаться объяснить клиенту, что разговоры с придуманными персонажами нормальные люди тоже иногда ведут, но сознательно, когда хотят предугадать реакцию другого человека на определенное событие. Писатели и режиссёры, например, так даже целые книги пишут, думая по очереди сразу за нескольких персонажей. Однако, при этом нормальный человек хорошо понимает, что этот образ вымышленный, поэтому он его не боится и не обращается с ним как с реальным существом. Мозг здоровых людей не придаёт интереса и важности таким персонажам, поэтому не автоматизирует вымышленные разговоры с ними. Это как разница между фотографией и живым человеком: фотографию можно спокойно засунуть в стол и забыть о ней, поскольку это неважно, а если бы это был живой человек, то с ним так бы не поступили. Когда шизофреник поймет, что его персонаж — всего лишь плод его воображения, то он тоже начнет с ним гораздо проще обращаться и перестанет доставать этот образ из памяти, когда не нужно.

2) Также при шизофрении пациент иногда начинает многократно ментально прокручивать фантазийный образ или сюжет, постепенно такие фантазии глубоко записываются в память, обогащаются реалистичными деталями и становятся очень правдоподобными. Однако, в этом заключается опасность того, что шизофреник начинает путать память о своих фантазиях с реальной памятью и может из-за этого начать вести себя неадекватно, поэтому психологу можно попытаться восстановить реальные факты или события с помощью внешних достоверных источников: документы, люди, которым больной доверяет, научная литература, разговор со свидетелями, фотографии, видеозаписи, построение эксперимента для проверки суждения и т. д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.