Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники самооценки и механизмы ее формирования



Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г.)

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа, не понимают, что они – особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром. Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.

В раннем детстве (до 3 лет) основные достижения, которые определяют развитие психики, являются "выделение своего "Я" и появление чувства личности" [7, 119]. "Я" человека помимо духовного еще и телесно, образ "Я" включает в себя особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое "Я". В это время он прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт , что он существует. Он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Ребенок приписывает себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, часто не зная, в чем они заключаются. Для того, чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других.

В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Час-то можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: "Какой хороший мальчик, он моет руки". Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие "границы", поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. Притязание на признание со стороны взрослых проявляется в том, что ребенок стремится к тому, чтобы взрослые остались им довольны, а если он заслуживает порицания, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязание на признание сверстников отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: а) ребенок хочет "быть как все"; б) ребенок хочет быть "лучше всех"[7, 216].

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам [7,228]. Вместе с тем ребенок начинает намерено пользоваться отношением окружающих к тем или иным качествам и поступкам. Через общение с людьми он усваивает социальные нормы поведения.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: "Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие". В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязательно учиться, и в процессе учения изменяет себя, присваивая коллектив-ные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций [7,286]. В то же время ребенок знает, что отличается от других, переживает свою уникальность, свою "самость", стремится утвердить себя среди сверстников и взрослых.

В притязаниях ребенка младшего школьного возраста во главу угла становится учебная деятельность. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает его к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки [7,298]. Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря этому он выполняет нормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, так как его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако, стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, может стать причиной его капризов. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, дети, которые отстали от сверстников. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Именно в подростковом возрасте (от 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности.

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подростка обособления от семьи. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям окружающих. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной сущности, собственного "Я" [7,346]. Однако находиться наедине со своим "Я" ребенок еще не может, он не способен глубоко и объективно оценивать самого себя.

Оценки могут быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. "Так надо", "Так принято", "Я должен" - эти позиции, которые могут приниматься без критики и ложиться в основу ценностных ориентаций и поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с усвоенной нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой в притязании на признание[7,412]. Однако в отрочестве по большей части любая самооценка носит неустойчивый характер.

Особенности самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается "Я-образ" - относительно устойчивая система представлений о себе. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ("Кто Я?", "Каким Я должен быть?"), по отношению к другим людям, а так же к моральным ценностям.

Выводы к I главе.

Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд). Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение себе и самооценка своей личности. Самооценка складывается в процессе воспитания.

В раннем детстве самооценка ребенка проявляется в виде самоощущения. В дошкольном – посредством сравнения себя с другими. В младшем школьном возрасте ребенок безоговорочно принимает оценки взрослых. Для подростков важными становятся оценки сверстников и собственные представления об идеале. в юношеском возрасте складывается система самооценок и "Я-образ".

Сознание как высшая ступень развития психики
В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим ка-чеством описанных психических функций. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание. Марксизм исходит из активно-отражательной природы сознания. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании — превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное. Ленин писал, что сознание формируется деятельностью, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное , она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — представление последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей. В настоящее время в качестве основных выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы осознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между предметами и явлениями, а основной функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Именно это породило известную зрительную аналогию: каждый человек находится в пересечении уникальной комбинации социальных сфер, частью каждой из которых он является.

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Оно формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, т. е. от успешности деятельности человека. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внут-реннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. На этой основе и развивается ряд защитных механизмов. Бессознательное поведение — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться неосознанным, если на пути к осознанию встречает непреодолимую преграду. На основании обобщения своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическое представление о структуре личности человека. В соответствии с ним, личность человека включает три части: «оно», «я», и «сверх-я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции. «Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, физиологических по своей природе, служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия «Я» — это система, регулирующая процесс сознательного приспособления к внешней и внутренней среде. «Сверх-я» — это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью.

Развитие психики

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Психика– это функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.).

Итак, главная функция психикизаключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

В отечественной психологической литературе наиболее распространено представление о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивости: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются напознавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память;эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями,волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение. Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные. Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новыхпсихических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иныезнания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного в том числе и путем обучения. Это — результат целенаправленной работы индивида. Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.

Психические состояния - это хорошо нам известные психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрения или наказания.

Выделяют разные виды психических состояний. Так, оптимизм или пессимизм характеризуютобщее психическое состояние.

Существуют и различныеэмоциональные состояния: радость, печаль, гнев и т.д. Существуют и интересные психологические исследования, посвященныетворческому состоянию личности, высшую степень которого называют вдохновением.

На основе преобладающих в деятельности личности психических процессов и доминирующих психических состояний постепенно формируется и еще один блок в структуре психических явлений — качества личности или её свойства.

Рассмотренный вариант представлений о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологииЗигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:

  • сознательное;
  • предсознательное;
  • бессознательное.

Первый из указанных компонентов, по Фрейду, является весьма ограниченной областью психической деятельности человека. Доминируют же бессознательные, иррациональные элементы психики, это прежде всего инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, половой инстинкт. Вскрывая роль этих иррациональных компонентов, Фрейд, по его словам, проник в «преисподнюю психики», в ее подвалы. Анализ бессознательного, по его мнению, открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных взаимоотношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.