Вопреки бытующему мнению, зуб не сращен неподвижно с костью челюсти. Просто его корень крепко притянут в зубной лунке тонкими волокнами соединительной ткани. Эти эластичные нити расположены в узкой щели между стенкой кости и корнем зуба. Зубы способны перемещаться самостоятельно при прорезывании. Поддаются они и действию сил, специально приложенных для изменения их положения.
Когда на стенку зубной лунки направлено небольшое длительное давление, она в этом месте рассасывается, открывая зубу пространство для перемещения. А с другой стороны, там, где растягиваются волокна соединительной ткани, образуется новая кость, подпирающая зуб, не дающая ему вернуться, сесть на прежнее место. Это биологическое свойство замечательно также тем, что сохраняется на протяжении всей жизни. Таким образом Природа позаботилась, чтобы для обиженных ею по части зубов всегда оставалась возможность эту несправедливость ликвидировать. С помощью, конечно, специалистов.
Возвращение в "строй". Методы и средства
Устройства, корректирующие положение зубов, бывают двух типов: съемные и несъемные. Съемный аппарат представляет собой пластмассовую пластинку для верхней или нижней челюстей. Пластинка изготавливается индивидуально, по слепку, и удерживается на зубах пациента проволочными крючками. Во время еды, чистки зубов, ее можно снимать, с тем чтобы потом снова надеть. Для выпрямления кривых зубов в съемный аппарат монтируют проволочные дужки, петли и пружины. Если ставится задача расширения челюсти, между половинами пластин и вставляют расширяющий винт. Большей частью эти устройства применяются для лечения детей.
Несъемная аппаратура встроена во рту на весь курс лечения. Ее конструктивные узлы приклеены к зубам и не снимаются. Даже тогда, когда с помощью различных силовых элементов система подвергается регулированию со стороны врача. Этот метод может считаться наиболее эффективным и современным. При том, что на самом деле ему без малого сто лет. Эдварда Энгля - американского ортодонта, изобретателя и разработчика системы так называемых "брекетов" - во всем мире признают как основоположника несъемной ортодонтической техники.
В переводе с английского bracket означает скоба. На самом деле эта "скоба" представляет собой чрезвычайно непростое по конфигурации, в высокой степени точное и ювелирное по исполнению изделие. Специальным клеем брекет приклеивается к зубу и задает ему запрограммированное направление перемещения на пути к правильному положению во рту. Усилие для передвижения зуба брекет воспринимает от проволоки, закрепленной в нем. Сама проволочная дуга того или иного сечения, того или иного профиля закреплена между опорами - коренными зубами челюсти - с определенной, задаваемой степенью натяжения.
Брекет выполняет волю врача относительно того, в какую сторону и до какой степени поворачивать, или наклонять, или, наклоняя, поворачивать тот или иной исправляемый зуб. "Курс" брекета заложен в геометрии паза, через который передается внешнее усилие. У каждого брекета паз свой, индивидуальный. Он (паз) должен подходить к профилю силовой проволоки, а вот наклон к горизонтальной и вертикальной оси должен соответствовать сугубо конкретной задаче поворота зуба. Набор разновидностей геометрии пазов и соответственно набор брекетов таковы, что из них можно подобрать подходящий абсолютно для любого случая. Набор брекетов состоит из 20 штук, из которых 10 клеятся на верхние зубы, 10 - на нижние. На коренные зубы крепятся специальные металлические брекеты – замки, которые являются опорными. Тут такая специфика: серийно выпускаемые изделия для использования по индивидуальному назначению.
Итак, ортодонтическая дуга, как силовая струна через паз брекета оказывает небольшое, однако непрерывное давление на "неправильный" зуб. Эта непрерывность - днем и ночью, месяц за месяцем - не оставляет шансов зубу и окружающим его тканям в перерыве хоть сколько-то восстановить status quo, что делает лечение высокоэффективным.
Только несъемные аппараты могут двигать зуб корпусно, то есть без наклона выпрямить корень зуба, укоротить или удлинить зуб, повернуть зуб по оси.
Наконец, только несъемными аппаратами можно исправить неровные зубы у взрослых пациентов.
Местный парадокс: клиентура невелика, но очереди большие. Учитывая сказанное, правомерно спросить, почему столь прогрессивный метод лечения так долго - чуть ли не сто лет - пробивался в массовую практику во всем мире, а у нас еще и сегодня лишь на пути к ней. Ответ прост: это очень дорогое удовольствие.
Требования, предъявляемые к самим материалам, используемым в брекет-ортодонтии, к их механической обработке весьма высоки, что и определяет их высокую стоимость. Так, на детали из проволоки идут никель-титановые сплавы. Значит, вы имеете проволоку, во-первых, сверхэластичную, а во-вторых, обладающую свойством, именуемым памятью формы. Сверхэластичность проявляется в том, что вы можете эту проволоку сколько угодно скручивать, изгибать, завязывать петлею - напрасный труд, она вновь тотчас вернется в исходное состояние. А вот оно - исходное положение - как раз задается в "память". Форма может быть сколь угодно замысловатой, однако при наступлении определенной температуры - скажем, 36,6 градуса Цельсия, проволока, какой бы ни была до того, "вспоминает" и принимает очертания, которые ей были заданы. Если положить ее в холодильник, она форму потеряет. Потом, нагревшись во рту, восстановит. И это восстановление в данном случае примет характер работы по натяжению, принуждению зуба выпрямить свою "позу".
Брекеты в основном делаются из нержавеющей стали медицинского назначения. Однако существуют брекеты и золотые, из чистого титана, монокристалла, композита, специального стекловолокна, пластмассы... Золотые - потому что есть люди, у которых аллергия. Или просто богатые, которые хотят, чтобы у них во рту было только золотое... Мисс Америке 92-го года ортодонт установил золотые брекеты. Есть брекеты керамические – полупрозрачные, наименее заметные на зубах. При изготовлении брекетов используются порошковая металлургия, штамповка, электронная сварка, электроэрозия.
Как и вся стоматология, ее составляющая - ортодонтия - становится все более комплексной, многокомпонентной областью науки и практики. Сюда входят, помимо "собственных", узкоспециальных дисциплин, обширные разделы химии, физики, теоретической механики, сопротивления материалов, металловедения, математики, а также психологии, социологии... Ортодонты инициируют разработку и получение новых и новых биметаллических сплавов: титан-молибден, титан-ниобий, титан-медь... Эти поиски продиктованы все новыми модернизациями конструкций: возникают проблемы сварки, пайки, монтажа деталей... Так, титан-молибденовый сплав вобрал в себя свойства и стали, и никелид-титана.
Брекет-система включает десятки деталей, в свою очередь варьируемых во множестве разновидностей и модификаций, а также применительно к фирмам-изготовителям. Разнообразен и инструментарий, без которого не может обойтись при лечении на основе несъемной аппаратуры ортодонт. А клеящие материалы, специальные цементы! И только высокие технологии!
Образно выражаясь, врач-ортодонт имеет под рукой некий "большой симфонический оркестр" средств, с помощью которого он должен исполнять каждый раз новую, часто уникальную, длящуюся месяцами и годами программу из многих отделений, частей, партий, форсирований, замедлений, плавных переходов от одной "темы" к другой...
За рубежом начальное образование ортодонта длится почти двенадцать лет. Хороший ортодонт учится всегда. Все это, вместе взятое, определяет уровень цен на услуги врачей-ортодонтов. Специалистов по этому профилю, владеющих современными методами лечения, подготовлено около 200 на всю страну.