Такие подразделения наряду с прямыми своими функциями частично имеют отношение к работе с кадровыми ресурсами, однако в дальнейшем они неоднократно объединялись и сокращались количественно, что подтверждает постепенный переход от технократического и гуманистическому направлению развития производства.
Заместитель директора по экономике при традиционной структуре управления является должностным лицом, отвечающим за рентабельность деятельности организации и рациональное расходование ресурсов. В его подчинении находятся:
отдел труда и заработной платы;
отдел организации производства и управления.
Таким образом, основные функции по организации, управлению производственной деятельностью и оплате труда работников сосредоточены в органе управления, который по своим функциональным обязанностям имеет склонность к экономии ресурсов, в том числе и на оплате труда. При переходе от выполнения стандартных операций на поточной линии к творческому труду это отражается на мотивации работников и фактически сдерживает инновационное развитие производства.
Заместитель директора по кадрам в такой организационной структуре управления выполняет обеспечивающие функции в организации, для этого в его подчинении находятся:
отдел кадров;
отдел развития персонала;
отдел охраны или военизированная охрана (ВОХР).
Такое ограничение функций кадровой службы в большей мере отвечает требованиям работы с кадрами в бюджетной организации с четко регламентированными показателями по численности и уровню квалификации работников, штатным расписанием и системой оплаты труда. В коммерческой организации с ее специфическими особенностями работы с кадровыми ресурсами происходила вполне естественная трансформация функций кадровой службы и постепенная выработка более подходящей ее организационной структуры.
Заместитель директора по социальным вопросам и быту с учетом бюджетного финансирования склонен создать максимальную автономность для своей организации, поэтому имеет в своем распоряжении многочисленные подразделения ведомственной производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятные условия труда работников, в том числе:
жилищно-коммунальный отдел (ЖКО);
административно-хозяйственный отдел (АХО);
отдел социально-бытового обеспечения;
лабораторию социологических исследований.
Подразделения ведомственной социальной инфраструктуры предназначены в определенной мере компенсировать низкую оплату труда наемных работников организации бюджетной сферы системой социальных гарантий и предоставить социальные услуги более высокого качества по сравнению с государственными (муниципальными) учреждениями.
В частности крупные бюджетные организации в своем составе могли иметь:
ведомственный жилой фонд (ведомственные дома, гостиницы, общежития для холостяков и семейные общежития);
ведомственные учреждения общественного питания (заводские или внутренние закрытые для постороннего входа столовые учреждений, буфеты, кафетерии), как правило, работающие на условиях дотации;
детские учреждения (ведомственные детские сады, оздоровительные базы предприятий и учреждений, дома детского творчества, детские спортивные школы);
ведомственные медицинские учреждения (поликлиники, медсанчасти, медпункты, профилактории);
сеть ведомственных спортивно-оздоровительных учреждений (спортивные залы, бассейны, стадионы, спортивные команды, тренировочные базы);
ведомственные санатории и дома отдыха;
подсобное хозяйство;
закрытые магазины.
Традиционная структура управления кадровыми ресурсами частично до настоящего времени сохранилась в бюджетных организациях, а также в крупных коммерческих компаниях, которые фактически являются монополистами в своей отрасли и стремятся создать наиболее благоприятные условия труда своим работникам. Она обладает определенными преимуществами, так как особое внимание уделяет социальным вопросам на уровне конкретной организации, что в определенной мере должно было способствовать компенсации низкого качества бесплатных социальных услуг, которые возложены на государственные и муниципальные учреждения.
Наряду с преимуществами традиционной структуре управления кадровыми ресурсами присущи недостатки, обусловившие технологическое отставание производства по сравнению с развитыми странами мира:
разделение функций по найму и оплате труда между различными подразделениями, что препятствовало комплектованию организаций квалифицированными кадровыми ресурсами в виду уравнительной оплаты труда, независимо от личностного потенциала кандидатов;
сложность согласования взаимосвязанных вопросов по кадрам между подразделениями различной подчиненности;
многочисленные уровни управления и существенные расходы на содержание управленческого персонала;
недооценка человеческих ресурсов, что приводило к низкой мотивации к творческому труду;
нереальность социальных ожиданий работников в виду различия финансовых возможностей организаций различной подчиненности.
Главным аргументом необходимости закономерного перехода от традиционной к новой структуре управления кадровыми ресурсами стало обострение конкурентной борьбы на рынке и отнесение дополнительных расходов на ведомственные социальные услуги на себестоимость продукции организаций.