Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы построения курса математики: традиционный аспект



Построение курса математики отличается следующими особенностями (или опирается на следующие принципы):

1. Основой начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин, в курс включены также вопросы алгебры и геометрии.

2. Концентрическое построение материала. Различают линейное и концентрическое.

При линейном расположении материала изучении начинается с нумерации, затем изучаются действия + – * : . Каждый раздел изучается полностью. Такое изучение не приемлемо, так как нарушается принцип от простого к сложному. Принято концентрическое расположение материала.

Концентрическое построение материала предложил Петр Семенович Гурьев (1807–1887) в своей работе «Практическая арифметика» в 1861 г. В основу такого построения кладется изучение по расширяющимся кругам. Ученик возвращается к одному и тому же понятию неоднократно и овладевает им сознательно и прочно.

Преимущества данного принципа:

– соблюдается переход от простого к сложному;

– в каждом концентре идет повторение изученного, предыдущего и дополняется новым;

– есть возможность вносить в работу необходимое разнообразие;

– есть возможность совместного изучения взаимообратных действий.

Это есть методическое обоснование концентрического расположения материала.

Психологическое обоснование: учет знаний и умений, с которыми дети пришли в школу.

Вопрос о числе концентров в разное время решался по-разному. В конце 19 в.: 3 конц. 1 дес., 1 сот., многозначные числа. До 1969 г. было 6 концентров: 1) десяток; 2) 2-ой десяток; 3) сотня; 4) тысяча; 5) миллион; 6) многозначные числа. Затем по 4-м концентрам. А с 1986 г. в программе 4-хлетней школы – 5 концентров.

Современное построение материала:

 

Первый десяток выделен в особый концентр, так как:

1) каждое число представляет собой совокупность единиц, имеет особое название и изображается особой цифрой;

2) в пределах первого десятка заключается часть таблицы сложения, которую ребенок должен знать на память.

Сотня выделяется, так как:

1) впервые дети знакомятся с десятичной группой единиц и с вычислительными приемами;

2) в этом концентре заключается вся таблица сложения (45 случаев);

3) раскрывается сущность десятичной системы счисления;

4) полностью заключена таблица умножения и деления;

5) впервые ученик встречается с нетабличным умножением.

Тысяча выделяется, так как:

1) в десятичной системе счисления единицы группируются в разряды и классы, все классы построены по образцу класса единиц, нумерация чисел любой величины аналогична нумерации чисел одной тысячи;

2) на трехзначных числах легче знакомить учащихся с приемами письменных вычислений.

Многозначные числа выделяются, так как выделяются и расширяются знания о нумерации и четырех арифметических действиях.

Концентрическое расположение материала – это расположение его по спирали, где на новом витке изучается тот же вопрос, что и ранее, но на более глубоком уровне.

 

3. Вопросы теории и вопросы практики органично связаны между собой, сначала изучается правило, а затем вычислительный прием.

4. Сходные или связанные между собой вопросы изучаются в сравнении. + и – изучаются одновременно, также задачи на увеличение и умножение. Это дает возможность предотвратить ошибки, выделить существенное, сходное и различное.

5. Курс математики построен так, что каждое понятие получает свое развитие.

6. Понятие свойства, закономерности раскрываются в курсе в их взаимосвязи.

7. Курс строится на системе целесообразно подобранных задач, среди которых большую роль играют текстовые задачи. Они:

1) раскрывают смысл арифметических действий;

2) раскрывают связь между арифметическими действиями;

3) раскрывают взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

4) являются средством ознакомления с математикой;

5) помогают формировать геометрические понятия;

6) раскрывают связь между величинами.

Таким образом, главная роль задач – средство усвоения знаний.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.