Лекция 2. Принципы построения курса математики в начальной школе
В соответствии с ФГОС НОО (2 часа)
План
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как система новых требований к образованию.
2. Принципы построения курса математики: традиционный аспект.
3. Учет положений ФГОС НОО при построении курса начальной математики.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как система новых требований к образованию
Основная идея ФГОС:
1. Качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля был ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается под контроль поставить всю систему школьного образования.
2. Наряду с оценкой успешности ученика планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы.
3. Важно установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ должны быть адекватны ВКЛАДЫВАЕМЫМ РЕСУРСАМ.
4. Предполагается четкая регламентация зон ответственности: государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования; регион – за материально-техническое обеспечение; школа – за реализацию образовательных программ
Новый ФГОС (в том числе ФГОС НОО) представляет собой единство требований:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ:
– отражают совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса;
– включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов;
– включают требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
2. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования):
– представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями;
– задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ (ценностные) результаты – ценностные ориентации выпускников школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (компетентностные) результаты – освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты – усвоенные учащимися при изучении предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
3. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ:
- кадровое обеспечение;
- финансово-экономическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- учебно-материальное обеспечение;
- информационное обеспечение.
Цели обучения математике
Выдержки из Примерной ООП НОО
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
– Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
– Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.